«Мы всех порвали и стали самыми дорогими на рынке»: как CloudPayments стал лидером среди платежных сервисов
Как выйти на задемпингованный рынок, где все поделено, и изменить на нем правила игры и как привлечь инвестиции, когда в тебя никто не верит, — об этом проекту Forbes for Business рассказывает сооснователь и СЕО платежного сервиса CloudPayments Дмитрий Спиридонов
Инвесторы отказали CloudPayments 47 раз. В бизнес Дмитрия Спиридонова поверили только Александр Айвазов и Олег Тиньков. По итогам 2020 года совокупная выручка CloudPayments составила 2,1 млрд рублей. В 2021 году CloudPayments планирует войти в рейтинг 100 крупнейших IT-компаний страны.
Дмитрий Спиридонов родился в 1982 году в Чите. В 2005 году окончил Читинский государственный университет, специальность «экономика и управление». В 2012 году получил степень MBA в МГУ. Работал в забайкальском филиале «Сибирьтелекома» и в читинском управлении Почты России. В 2014 году вместе с Константином Яном основал компанию CloudPayments. В 2017 году «Тинькофф Групп» приобрела 55% акций CloudPayments. Сумма сделки составила 290 млн рублей. В 2019 году «Тинькофф» приобрел еще 35% акций CloudPayments и выкупил долю Константина Яна. В январе 2020 года Дмитрий Спиридонов стал советником зампредседателя правления «Тинькофф», но остался на посту СЕО CloudPayments.
— Дмитрий, что представлял собой рынок платежных технологий в 2014 году, когда вы запускали CloudPayments?
—В тот момент на рынке не было ничего интересного. Все пользовались одними и теми же технологиями — это было неудобно, но привычно. Было много бюрократии и другой головной боли для предпринимателей, были проблемы с безопасностью. Никто не делал акценты на продукте, на сервисе, на экспертизе, все предлагали неудобную онлайн-оплату с редиректом (перенаправление пользователя с одной страницы на другую. — Forbes for business) и сложной технической документацией.
Чем могли завлекать клиентов при таком раскладе? Естественно, ценой. Поэтому демпинговали. Это был низкомаржинальный бизнес. Зарабатывали на комиссии от транзакций. Никто не думал ни о добавленной стоимости, ни о том, какие задачи продукт помогает решить предпринимателю, как он помогает совершить импульсную покупку.
— Как войти на задемпингованный рынок и поменять там правила игры?
— Мы отказались от редиректа в момент оплаты и сделали виджет. Такое первыми придумала компания Stripe, но мы адаптировали решение и внедрили его в России. Нам говорили, что виджету никто не будет доверять, но это пророчество не сбылось. Если покупатель доверяет интернет-магазину, то не так важно, какими сервисами этот магазин пользуется. Люди доверяют брендам, а не переходу на страницу банка.
Наш виджет оказался удобным, потому что в нем минимум полей для заполнения. Мы дали людям возможность оплачивать покупки быстро, безопасно и удобно. Это важно: если пользователь в интернет-магазине столкнется с неудобной формой оплаты, он скорее откажется от покупки и продавец не получит деньги.
Еще одна важная составляющая — сервисная. Мы свели к минимуму бюрократию, максимально упростили процесс подключения к сервису. Мы живем в XXI веке, в эпоху высоких технологий. Нет необходимости заставлять предпринимателя собирать множество бумажных документов. Есть системы скоринга, оферта, способы верификации. Мы сделали ставки на эти методы.
— Как рынок воспринял ваши идеи?
— Нам говорили: «Куда вы лезете? Весь рынок уже поделен, вам тут нечего делать». В нас никто не верил, на нас просто махнули рукой. В итоге мы всех порвали и стали самыми дорогими на рынке: обычно операторы зарабатывали 0,1-0,2% от сделок, а то и меньше, мы в среднем — в 4,5 раза больше. Сейчас с нами сотрудничают «Папа Джонс», «Додо Пицца», Puma, Samsonite и другие бренды.
Через некоторое время банки воровали у нас текст оферты. Я фиксировал эти случаи, чтобы потом, когда мы придем к успеху, нас не обвинили в том, что это мы что-то у кого-то позаимствовали. До смешного доходило, приходилось говорить: «Ребята, вы хотя бы название CloudPayments со своего сайта уберите, а то проиндексируется же».
— Как вы продвигали ваш виджет?
— Прошло время, когда продажи представляли собой «впаривание». Мы не продаем. Мы презентуем, анализируем, применяем экспертизу, а наши партнеры сами принимают решение, работать ли с нами. Наш главный аргумент — цифры.