«Мы могли предотвратить сотни смертей»: основатель Bellingcat о том, как сайт расследовал катастрофу MH17
Основатель одного из главных проектов в расследовательской журналистике, сайта Bellingcat — о войне в Сирии, саудовском оружии и расследовании причин катастрофы малайзийского Boeing над Украиной.
Пять лет назад Элиот Хиггинс разочаровался в ведении блога и принял решение заняться чем-то «более профессиональным». Так в июле 2014 года появилось интернет-издание Bellingcat, которое сосредоточилось на публикации журналистских расследований. Три дня спустя в небе над востоком Украины был сбит «Боинг», выполнявший рейс MH17. Интернет-издание Bellingcat стало одним из ключевых участников расследований катастрофы MH17. Потом проект заинтересовало отравление Сергея и Юлии Скрипаль, уничтожение исторических мечетей в провинции Синьцзян, бомбардировки в Сирии, Йемене и Ираке.
Иран
Хиггинс дал это интервью спустя несколько дней после того, как США опубликовали видеозаписи и снимки, подтверждающие связь между иранскими военными и нападением на два нефтяных танкера в Оманском заливе. В ходе интервью мы обсудили с ним Иран, катастрофу рейса MH17 и другие темы, которые освещает Bellingcat.
По мнению журналиста, США совершили ошибку. «Американцы до сих пор не понимают, что в наши дни люди ожидают большего. США ведь уже вторглись в Ирак, руководствуясь непроверенными данными из досье о наличии в Ираке оружия массового поражения, которое иракский режим якобы мог применить за 45 минут. Сейчас мы живем в совсем другом мире, в котором нельзя просто показать нечеткие фотографии и заявить, что это доказательство. Даже если они считают, что опубликовали что-то существенное, показав миру видеозапись с каким-то катером у борта нефтяного танкера…». «Для спецслужб это большой шаг», — перебиваю я.
Хиггинс согласен, но добавляет: «Но нельзя просто так утверждать, что это иранский катер. Пусть они докажут, что это иранский катер. Это можно сделать. Не надо просто что-то утверждать. Им нужно использовать открытые источники, чтобы подкрепить свои заявления. Если они говорят, что это иранский катер, пусть они найдут еще одну фотографию иранцев на этом катере и сопоставят оба снимка, а затем укажут на все сходства. Таким образом можно будет убедить аудиторию в достоверности информации».
Хиггинс определенно в своей стихии. Он методично рассказывает, что он сделал бы на месте американских военных и с чего именно он бы начал. «Если мы имеем дело с нечетким черно-белым видео, нужно понимать, что всегда найдутся люди, которые просто не захотят поверить в то, что оно настоящее. Хорошо. Найдется и тот, кто засомневается и подумает о том, чем же именно руководствовалось правительство США, публикуя эти материалы. Особенно когда речь идет об администрации Дональда Трампа и его советнике Джоне Болтоне, который отчаянно хочет развязать войну с Ираном. Им не доверяют, и это естественно. Им нужно заручиться доверием общественности. Доверие – это не что-то само собой разумеющееся. Им нужно предоставить больше доказательств. Пока правительственные чиновники и США не осознают это, они будут постоянно сталкиваться с подобным пренебрежительным отношением».
Хиггинс «разочарован тем, в США расследования по открытым источникам пока не пользуются популярностью». По словам Хиггинса, Bellingcat могло бы сконцентрироваться только на США, освещая «все, начиная с лагерей для мигрантов на границе с Мексикой и заканчивая полицейскими перестрелками». «Можно было бы написать множество статей» – добавил журналист. Всю суть метода работы интернет-издания можно свести к простой фразе: «не говори, а показывай».
MH17
История Bellingcat началась с катастрофы рейса MH17. Именно благодаря ей энтузиасты-любители стали профессиональными журналистами, ведущими настоящее расследование. Команда Bellingcat использовала находящиеся в открытом доступе фотографии и видеозаписи, чтобы отследить передвижения российского зенитно-ракетного комплекса «Бук» до места запуска той самой ракеты, которая сбила самолет Boeing 777 и унесла жизни 298 человек. Затем команда Bellingcat воспользовалась онлайн-источниками и установила, что данный ЗРК «Бук» принадлежал 53-й бригаде ПВО Вооруженных сил Российской Федерации. Кроме того, журналисты выяснили, что к размещению этого ЗРК на украинской территории были причастны «высокопоставленные офицеры Министерства обороны РФ и российской военной разведки (ГРУ)».