Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

МотоАвто

Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну. У миллионов советских мотоциклистов наконец‑то появилась надежда получить современную машину.

Текст Сергея Воробьёва. Фото из архива автора

Проект «Иж-Орион» – одна из последних попыток советского мотопрома создать мотоцикл мирового уровня. «Иж-Сириус», 1990 год.

Экспериментальные разработки наших мотозаводов редко становились известны широкой публике – в лучшем случае о них извещали пара крохотных фото в журнале «За рулём». Но благодаря наступившей эпохе гласности стартовавший в Ижевске проект «Орион» вышел из тени. Тогда в прессе и на телевидении поднимались многие актуальные проблемы, о которых умалчивалось прежде. Не обошло вниманием общество и неутешительное положение дел в мотоциклетной промышленности: серийная продукция всех заводов безнадёжно отставала от мирового уровня. Поэтому естественными стали интерес печати и многочисленных мотолюбителей к перспективной модели «Ижа» и надежда на её скорейшее освоение.

Об одном только не упоминали журналисты: новый проект был выстраданной темой для ижевчан. Работа над дорожным мотоциклом класса 500 см3 стартовала в самом начале 60‑х годов, было создано множество разработок, не идущих далее опытных образцов. Но инженеры – в который раз! – с энтузиазмом взялись за работу. Тем более что «верхи» наконец‑то обратили внимание на катастрофическое положение дел: для успеха очередного проекта были выделены огромные средства. В этом плане новому мотоциклу, в отличие от предыдущих, сильно повезло. Центром всеобщего внимания стал четырёхтактный двигатель будущей машины. Попытка запустить в производство подобный мотор в содружестве с чехословацкой Jawa не принесла успеха, и было решено не проектировать оригинальный силовой агрегат, а закупить лицензию у одного из мировых лидеров.

Началось всё с поиска подходящего силового агрегата: современного, обязательно четырёхтактного, экономичного и тяговитого. Последнее качество при эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях нашей страны имело большое значение. К тому же в перспективе предполагалось создание модификации с традиционным боковым прицепом, что также предполагает наличие хорошего крутящего момента у тягача.

В итоге поисков и переговоров выбор пал на фирму Yamaha с её мотором XT550. Спортивные модификации этого мотоцикла прекрасно зарекомендовали себя в сложных ралли-рейдах, показав высокую надёжность и выносливость. Кроме двигателя, были приобретены лицензии на некоторые элементы шасси: литые колёса, тормозную систему и телескопическую вилку. Наряду с конструкторской и технологической документацией закупались многофункциональные станки-автоматы с ЧПУ и литейное оборудование. Вскоре на «Ижмаше» закипела работа. К четвёртому кварталу 1989 года завод уже должен был выпустить сотню мотоциклов опытной партии.

Несколько слов о конструкции лицензионного двигателя. Заимствованный от внедорожной модели Yamaha XT550, появившейся на рынке в 1982 году, четырёхтактный мотор мощностью 38 л.с. обладал солидным для одного цилиндра рабочим объёмом в 558 см3. Компенсировал неизбежные при этом вибрации балансирный вал. Короткоходный (92х84 мм) силовой агрегат охлаждался потоком набегающего воздуха. Четыре клапана приводились от одного верхнего распредвала. Коробка передач пятиступенчатая. Привод на заднее колесо цепью. Запуск – только кикстартером. Для смазки узлов двигателя применена схема с сухим картером и отдельным маслобаком, расположенным в корпусе рамы в районе рулевой колонки. В электрооборудовании использована электронная бесконтактная система зажигания.

Лицензионный двигатель Yamaha XT550.

В Ижевске конструкцию пришлось адаптировать под возможности отечественной промышленности, заменяя многие детали советскими аналогами или конструируя заново. Например, вместо оригинального двухкамерного карбюратора пришлось приспосабливать пару отечественных К-62. В результате многих вынужденных переделок мотор потерял в мощности 2 л.с. Приспособлением под возможности существующего производства, а по сути, созданием силового агрегата заново, занимался коллектив инженеров во главе с Ренатом Равиловичем Гизатуллиным.

Что касается самого мотоцикла, то он полностью разрабатывался ижевскими конструкторами. Новинка получила индекс Иж-7.109 и собственное имя «Орион», заимствованное от одной из разработок начала 1960‑х. Первую версию Иж-7.109 создавали специалисты бюро спортивных мотоциклов (начальник Василий Иванович Панов). Разработкой дизайна занимался Владимир Николаевич Колосов, а общим конструированием Александр Михайлович Перевозчиков. В экипажной части, как и у строящегося параллельно эскортного «ИжВега», использовалась современная полностью дуплексная пространственная рама из стальных труб прямоугольного сечения и подвеска заднего колеса с центральным амортизатором и прогрессивной характеристикой. Маятник по аналогии с рамой имел прямоугольное, а не круглое, как прежде, сечение. Как и предусматривалось изначально, в экипажной части применены лицензионные узлы: литые колёса, дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом и пневмогидравлическая телескопическая вилка.

Первый вариант «Иж-Орион», 1987 год.

Внешность мотоцикла получилась запоминающейся и соответствовала эпохе 1980‑х. В его облике удачно сочетались прямые острые формы переднего крыла и литых колёс с мягкими линиями седла и бензобака. При этом само сиденье плавно переходило в бензобак, устраняя резкий перепад и улучшая эргономику водительского места. Дополняли внешний вид декоративные накладки на бензобак, небольшой обтекатель на фаре и традиционные боковые крышки с чётко обозначенными гранями. Оригинально выполнен руль: вместо привычной цельной конструкции он состоял из двух частей, не соединённых между собой и крепившихся к мостику телескопической вилки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Китайский турист Китайский турист

Рассказываем про туриста Voge 500DS и его «раздетого» брата 500R

Мото
«Жены сами провоцируют измены своих мужей» «Жены сами провоцируют измены своих мужей»

Правда ли, что жены тех, с кем она встречалась, сами способствуют их неверности

Psychologies
Москвич-полярник Москвич-полярник

По снежным просторам, когда зимой -50, можно путешествовать и на «Москвиче-412»

Отдых в России
Сезон вампиров: как и почему кусают слепни Сезон вампиров: как и почему кусают слепни

Представители самых мерзких кусачих насекомых, которые портят нам жизнь до осени

Популярная механика
Кино Кино

Значимые направления кинематографа, причины их возникновения и заката

Правила жизни
Уоллис и гром Уоллис и гром

Актриса Аннабелль Уоллис — о бриллиантах, комедиях и наболевшем

Vogue
10 чудовищных медицинских ошибок 10 чудовищных медицинских ошибок

О частых и страшных оплошностях, которые могут произойти с пациентами

Популярная механика
Личные данные: что о вас знают Google и Facebook Личные данные: что о вас знают Google и Facebook

Что о вас знают интернет-гиганты и как используют полученную информацию

РБК
Встать, суд идиот! 10 самых нелепых приговоров Встать, суд идиот! 10 самых нелепых приговоров

Иногда быть униженным и оскорбленным — очень выгодное дело

Maxim
Софья Эрнст Софья Эрнст

Масштаб персонажа Софьи Эрнст в сериале «Содержанки» растет

Собака.ru
Семь главных фишек Audi A7 Семь главных фишек Audi A7

Полный годовой отчёт тест-драйва Audi A7

Популярная механика
«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
Ботва для аристократа Ботва для аристократа

О старинном блюде, которое освежит в самый жаркий день

Огонёк
Анна Пармас Анна Пармас

Режиссер клипов «Ленинграда» Анна Пармас сняла первое большое кино

Собака.ru
Растворимый пластырь вылечил меланому у мышей Растворимый пластырь вылечил меланому у мышей

Ученые создали водорастворимый пластырь с кремниевыми наноиглами

N+1
«Странная обезьяна: Куда делась шерсть и почему люди разного цвета» «Странная обезьяна: Куда делась шерсть и почему люди разного цвета»

Ранняя эволюция волос в эпоху предков млекопитающих

N+1
Новая уязвимость в процессорах Intel поставила под угрозу весь мир Новая уязвимость в процессорах Intel поставила под угрозу весь мир

Насколько важно регулярно обновлять программное обеспечение

Популярная механика
Подслушано у звезд: 12 фитнес-приемов от тренеров самых спортивных актрис Подслушано у звезд: 12 фитнес-приемов от тренеров самых спортивных актрис

Главные секреты тренировок и самые эффективные упражнения от инструкторов

Cosmopolitan
Вопрос психологу: зачем и кому вообще нужна психотерапия Вопрос психологу: зачем и кому вообще нужна психотерапия

Психолог-консультант дает ответы на самые наивные вопросы о терапии

Esquire
Сказочные лихие Сказочные лихие

Почему к 90-м привязался эпитет «лихие»?

Огонёк
Сочный краешек Европы Сочный краешек Европы

Жизнь в Португалии течет размеренно и неторопливо

Лиза
Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос

Проекты, которые способны удивить главу Tesla

РБК
«Доходы в 2022 году будут ниже, чем в 2014-м»: Михаил Задорнов о «корона-кризисе», IPO «Открытия» и «московском банковском кольце» «Доходы в 2022 году будут ниже, чем в 2014-м»: Михаил Задорнов о «корона-кризисе», IPO «Открытия» и «московском банковском кольце»

Интервью с председателем правления банка «Открытие» Михаилом Задорновым

Forbes
Лояльные или компетентные: какого сотрудника лучше выбрать Лояльные или компетентные: какого сотрудника лучше выбрать

Российский бизнес уже несколько лет испытывает кадровый голод

Inc.
Советские модельеры Советские модельеры

Яркие личности моды Советского Союза

Культура.РФ
Как клетчатка помогает снизить вес и улучшить здоровье Как клетчатка помогает снизить вес и улучшить здоровье

Сколько пищевых волокон и зачем необходимо организму

РБК

Отрывок из книги "Ты не виновата. Почему домашнее насилие — это не про любовь"

Cosmopolitan
10 фактов о Спасском соборе 10 фактов о Спасском соборе

Как собор менял свой облик и как его едва удалось спасти от полного разрушения

Культура.РФ
Кто такой Кай Хавертц и почему о нем сейчас говорят? Кто такой Кай Хавертц и почему о нем сейчас говорят?

Рассказываем о еще одной надежде мирового футбола

GQ
«Держите чертову российскую политику подальше от нашей компании»: Alion Energy прокомментировала обыски в РВК «Держите чертову российскую политику подальше от нашей компании»: Alion Energy прокомментировала обыски в РВК

Комментарии об обысках в Российской венчурной компании Alion Energy

Forbes
Открыть в приложении