Начало XX века — время расцвета мотоциклов с продольными «четвёрками»

МотоАвто

Друг за другом

Сегодня нам кажется совершенно логичным расположение четырёхцилиндрового двигателя поперёк рамы. Между тем первые полвека развития мотоцикла популярна была другая схема – продольная.

Текст Александра Воронцова

Holden – первый в мире четырёхцилиндровый мотоцикл.

Мы привыкли рассматривать любое развитие как путь от простого к сложному. Поэтому подсознательно воспринимаем историю мотоцикла так: поначалу конструкторы проектировали исключительно одноцилиндровые моторы, потом с большим скрипом взялись за двухцилиндровые и лишь полвека назад (О! Honda CB750!) в практику вошли четырёхцилиндровые.

Между тем история техники не любит прямой; она вся состоит из прихотливых зигзагов. Некоторые идеи десятилетиями принимают тот или иной облик, прежде чем обретут каноническую форму. Так вышло и с четырёхцилиндровыми моторами.

Вы не поверите, но известный английский изобретатель сэр Генри Капель Холден запатентовал первый четырёхцилиндровый мотоцикл ещё в 1894 году, построил рабочий экземпляр в 1897 году, а с 1899 по 1902 годы даже выпускал небольшую серию. 1054‑кубовый двигатель жидкостного охлаждения имел весьма экзотическую схему четырёхцилиндрового оппозита без коленвала – длинные шатуны соединялись непосредственно с задним колесом. Мотор развивал мощность 3 л.с. и разгонял машину до скорости 40 км/ ч. Один экземпляр такого мотоцикла сохранился до наших дней в музее транспорта в Энфильде.

Но первый мотоцикл с продольно установленным рядным четырёхцилиндровым двигателем построил другой английский изобретатель – Чарльз Бинкс в 1903 году. Он разработал чрезвычайно передовой для своего времени двигатель: коленвал и распредвал вращались на шарикоподшипниках, не только выпускные, но и впускные клапаны имели принудительный привод, благодаря чему мотор раскручивался до 2000 об/ мин. В трансмиссию Бинкс ввёл сцепление (что по тем временам было огромным новшеством) и отказался от привычных тогда велосипедных педалей – мотоцикл запускался с хода. Ещё одним нововведением стала цепная передача на заднее колесо. С 1904 по 1905 годы эти мотоциклы выпускались под маркой Evart-Hall в двух вариантах: 412 и 804 см³. Реклама превозносила лёгкость запуска, отсутствие вибраций и прочие достоинства машины. Правда, вскоре выяснился прискорбный перегрев задних цилиндров – беда, характерная для всех продольных «четвёрок» воздушного охлаждения. Бинкс в 1905 году даже построил мотоцикл с поперечно установленной «маленькой четвёркой», но вскоре отказался от самой идеи мотоциклетного производства, переключившись на карбюраторы – в чём и преуспел.

В мае 1904 года на автомобильной выставке в Вене был продемонстрирован ещё один мотоцикл с продольной «четвёркой» – Laurin & Klement CCCC. Впрочем, называть ли его мотор четырёхцилиндровым – вопрос. Фактически он состоял из четырёх отдельных четырёхцилиндровых двигателей (каждый со своим коленвалом, расположенным поперёк продольной оси мотоцикла), связанных общей передачей. Рабочий объём такой комбинации – 570 см³, мощность – 5 л.с. Мотоцикл был построен в единственном экземпляре и до наших дней не дошёл, но 15 лет назад в Чехии была изготовлена его рабочая реплика.

Мотоциклом, который реально утвердил четырёхцилиндровый формат, стал бельгийский FN, впервые представленный публике в 1905 году на выставке в Париже. Спроектированная Полем Келекомом машина в чём‑то была менее прогрессивной, чем конструкция Бинкса: автоматические впускные клапаны (срабатывавшие от разрежения в камере сгорания), запуск педалями велосипедного типа, сцепления не было. Но, с другой стороны, двигатель имел полноопорный коленвал, что тогда ещё и в автомобильной практике широко не применялось, а шасси имело чрезвычайно прогрессивную конструкцию: полудуплексная трубчатая рама и спереди – рычажная вилка, по образцу которой Harley-Davidson впоследствии сделает свой знаменитый Springer. А главное – Келеком использовал преимущество продольного расположения двигателя, сделав передачу на заднее колесо валом, проходившим внутри правой трубы рамы. Первый вариант четырёхцилиндрового мотора FN имел рабочий объём 362 см³ и развивал мощность 3,45 л.с. при 1800 об / мин.

FN стал первым четырёхцилиндровым мотоциклом действительно серийного производства. Он быстро завоевал репутацию быстроходной и надёжной машины, проявив себя и в гонках, и в дальних пробегах. Например, в 1908 году англичанин Кларк заявил свой FN на Tourist Trophy и пришёл к финишу в своём классе третьим, показав на сложной 255‑километровой трассе среднюю скорость 57 км / ч. Интересно, что этот FN стал и самым экономичным мотоциклом гонки: расход топлива во время заезда составил 3,1 л на 100 км. А в 2012 году австралиец Рон Феллоуз на FN 1910 года проехал за восемь месяцев 14 606 км через 14 стран из Катманду (Непал) до бывшего завода компании в Эрстале (Бельгия)!

Но вернёмся в начало ХХ века. Мотоциклы FN стали популярны во всём мире, от Америки до России (у нас их продавал торговый дом «Победа» из Санкт-Петербурга). Их выпуск достигал 3000 машин в год – фантастическая по тем временам цифра! Отлаженное серийное производство позволяло удерживать «вкусные» цены: у нас FN в 1914 году стоил 635 рублей, дешевле, чем двухцилиндровые Indian и NSU. Эти «четвёрки» заказывали не только частные лица, но и военные ведомства. К тому же мотоциклы FN постоянно совершенствовались: в 1908 году на них появилась двухступенчатая коробка передач, в 1910 году – 500‑кубовый двигатель, через два года – кикстартер, а в 1914 году к производству была подготовлена совершенно новая модель, с 750‑кубовым нижнеклапанным мотором и трёхступенчатой коробкой передач. Последней в ряду «четвёрок» FN стала выпускавшаяся в 1923–1926 годах модель М50 с 750‑кубовым моноблочным двигателем и приводом на заднее колесо цепью.

Одним из покупателей мотоциклов FN стал американец Перси Пирс, сын основателя компании, выпускавшей роскошные автомобили Pierce Arrow. Но вместо того, чтобы наслаждаться ездой на этом аппарате, Пирс-младший разобрал машину до винтика, чтобы воспроизвести её на стапелях собственной Pierce Cycle Company. Впрочем, мы обидели бы Перси, обвинив его в прямом плагиате. Ведь он значительно усовершенствовал мотоцикл! Во-первых, применил нижнеклапанное газораспределение с принудительным приводом всех клапанов. Во-вторых, спроектировал совершенно оригинальную раму из труб большого диаметра, внутри которых прятались и бензобак, и маслобак. Рама была разомкнутой снизу – в её силовую структуру был встроен двигатель. Первый мотоцикл Pierce, дебютировавший в 1909 году, имел 600‑кубовый двигатель мощностью 5 л.с.; как и у первых FN, у него не было ни сцепления, ни коробки передач. Но они появились уже на модели 1910 года. Производство мотоциклов Pierce продолжалось до 1914 года, всего было изготовлено около 500 машин.

А в 1911 году сделали свой первый прототип четырёхцилиндрового мотоцикла американцы братья Уильям и Том Хендерсоны. Они отказались от привода на заднее колесо валом; прототип имел ременный привод, серийный мотоцикл 1912 года – цепной. Кроме того, они пошли на драматическое увеличение рабочего объёма двигателя (934 см³, 7 л.с.) и растянули базу аж до 1650 мм – по их замыслу, пассажир должен был «безопасно» сидеть перед водителем. Репутация марки Henderson взлетела до небес, когда Карл Клэнси в 1913 году стал первым мотоциклистом, обогнувшим земной шар.

Третий американский проект «четвёрки» поначалу возник как одноцилиндровый… мотоцикл? Или нечто другое? Судите сами: изобретатель решил спроектировать двухколёсную машину по канонам четырёхколёсных, применив классическую автомобильную раму с двумя продольными лонжеронами, поворотную ступицу переднего колеса и руль-баранку. За одноцилиндровым 500‑кубовым двигателем с принудительным охлаждением был установлен дисковый вариатор, от которого шла цепная передача на заднее колесо. Сами колёса – деревянные, так называемого артиллеристского типа, при старте и остановке на землю опускались также два маленьких вспомогательных колеса по бокам от большого заднего. Этот вариант был продемонстрирован в 1910 году и, судя по названию Militaire, должен был заинтересовать военных. Но армейцев проект не привлёк, зато на него обратил внимание бизнесмен Норман Синклер. Выкупив права на конструкцию, он представил её в 1913 году в значительно переработанном виде. Теперь мотоцикл (?) получил продольно установленный рядный четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 1145 см³ и мощностью 11 л.с., а также трансмиссию автомобильного типа: сцепление, трёхступенчатую коробку передач и привод на заднее колесо карданным валом. А вот на смену «баранке» пришёл обычный мотоциклетный руль. Синклер пытался заинтересовать этим проектом несколько автомобильных компаний, но без особого успеха. Когда США вступили в Первую мировую войну, он начал производство машин самостоятельно под маркой Militor, рассчитывая на военные заказы. Армия даже купила несколько машин для испытания на фронте – но в европейских хлябях эти тяжёлые и неповоротливые аппараты оказались беспомощными. Тем не менее мелкосерийное производство этих мотоциклов продолжалось до 1922 года – уже с верхнеклапанным 1435‑кубовым мотором мощностью 15 л.с.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самодельные ледники Самодельные ледники

Как быть, если снег, от которого зависит ваш запас воды, тает слишком быстро

National Geographic
«Мы находим у людей запросы к городу, которые они сами ещё не поняли»: главное из общения цифрового антрополога с TJ «Мы находим у людей запросы к городу, которые они сами ещё не поняли»: главное из общения цифрового антрополога с TJ

О том, как с помощью фотографий и лайков узнавать потребности горожан

TJ
«Прекрасная эпоха»: сказка о потерянном времени «Прекрасная эпоха»: сказка о потерянном времени

Ностальгия способна сыграть с нами злую шутку

Psychologies
Геном микроскопических водорослей указал на третью ветвь зеленых растений Геном микроскопических водорослей указал на третью ветвь зеленых растений

В группе зеленых растений обнаружили третий отдел — Prasinodermophyta

N+1
«Википедия», Zoom и другие предсказания Стругацких, которые сбылись «Википедия», Zoom и другие предсказания Стругацких, которые сбылись

Самые удивительные пророчества Аркадия и Бориса Стругацких

РБК
Время утечек: почему на удаленке сотрудники чаще похищают корпоративные секреты Время утечек: почему на удаленке сотрудники чаще похищают корпоративные секреты

Работа на удаленке создает новые риски для информационной безопасности

Forbes
Немодные деньги: на чем зарабатывает Уоррен Баффет и почему он обыгрывает рынок Немодные деньги: на чем зарабатывает Уоррен Баффет и почему он обыгрывает рынок

Баффет по-прежнему остается классическим «стоимостным» инвестором

Forbes
«Скелеты в шкафу» разобщают семьи? «Скелеты в шкафу» разобщают семьи?

Какие «скелеты в шкафу» особенно токсичны, а какие невинны?

Psychologies
Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу

Мы расспросили Айзу о разводе, отношениях с Олегом Майами и сложностях в семье

Cosmopolitan
Как 10-дневный курс випассаны научил меня бороться с раздражением и сохранять равновесие ума Как 10-дневный курс випассаны научил меня бороться с раздражением и сохранять равновесие ума

Журналист Никита Камитдинов: как информационный детокс делают жизнь лучше

Reminder
Показательная порка: звезды, которые ответили за проступки перед всем миром Показательная порка: звезды, которые ответили за проступки перед всем миром

Каким знаменитостям были предъявлены серьезные обвинения в нарушении закона

Cosmopolitan
10 фильмов, из-за которых критики разругались со зрителями 10 фильмов, из-за которых критики разругались со зрителями

Мнение кинокритиков и зрителей порой расходится кардинально

Maxim
Во всем блеске: как использовать глиттер для макияжа глаз и не только Во всем блеске: как использовать глиттер для макияжа глаз и не только

Лето – самое подходящее время для различных экспериментов с макияжем

Cosmopolitan
Нежнейший, вкуснейший, милейший из овощей Нежнейший, вкуснейший, милейший из овощей

Первыми начали готовить блюда из сладковатых зелёных зёрен гороха голландцы

Наука и жизнь
Договор на берегу: 5 советов, как подготовиться к декрету Договор на берегу: 5 советов, как подготовиться к декрету

План по подготовке к декрету с точки зрения финансовой безопасности

Forbes

Архивное интервью с писателем Джеймсом Болдуином о расизме

Esquire
Какие сексуальные ориентации существуют Какие сексуальные ориентации существуют

15 видов идентичностей, о которых вам точно стоит узнать

GQ
Обида: как не попасть в ее ловушку? Обида: как не попасть в ее ловушку?

Почему возникает обида и как с ней справляться?

Psychologies
9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны 9 послетитровых сцен в известных фильмах, которые были вырезаны

Хорошо смеется тот герой фильма, кто смеется после титров!

Maxim
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
«Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице «Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице

Психоневрологические диспансеры похожи на ГУЛАГ?

Cosmopolitan
С чаем по треку С чаем по треку

Локальные прохваты по Казахстану

Мото
Быстрее ветра: как технологии меняют спортивную обувь Быстрее ветра: как технологии меняют спортивную обувь

почему Nike превратились в головную боль для большинства спортивных брендов

GQ
Планы выпускников университетов 2020 года Планы выпускников университетов 2020 года

Выпускники вузов об учебе, выбранной профессии и желании реализоваться в России

СНОБ
Ольга Карпуть представляет Ольга Карпуть представляет

Кто построит будущее российской моды

Elle
«Время кризиса — время повышать эффективность» «Время кризиса — время повышать эффективность»

Каковы перспективы проектов в рамках делового сотрудничества России и Германии

РБК
Палеонтологи реконструировали последнюю трапезу панцирного динозавра Палеонтологи реконструировали последнюю трапезу панцирного динозавра

Анализ содержимого желудка динозавра, что он ел в основном листья папоротников

N+1
Мудрые койоты Чикаго: как звери уживаются с людьми в мегаполисе Мудрые койоты Чикаго: как звери уживаются с людьми в мегаполисе

В нескольких мегаполисах США обитают койоты

National Geographic
Японский коллайдер SuperKEKB установил рекорд светимости Японский коллайдер SuperKEKB установил рекорд светимости

На электрон-позитронном коллайдере SuperKEKB был поставлен рекорд светимости

Популярная механика
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Открыть в приложении