Доминаторы
Если сложить рабочие объёмы моторов участников теста, получится примерно один литр, разлитый на троих неверной трясущейся рукой в неравных пропорциях. Самую малость ещё и расплескали… Давайте посмотрим, кому из них досталось больше, а кого обидели почём зря.
Сложно ли ездить на лёгких мотоциклах? В теории легко, ведь мало весящий компактный мотоцикл охотнее меняет траекторию, быстрее поворачивает, хорошо разгоняется и резко тормозит. Небольшой минус заключается в том, что лёгкий мотоцикл редко бывает мощным. Есть исключения в виде гран-прийных машин и гоночных супермото, но это не дорожная техника. В реальном мире увеличение мощности мотора всегда влечёт за собой увеличение массы мотоцикла. Да, мощность и момент у тебя появляются, даже с избытком, но пропадает лёгкость в управлении, присущая малокубатурникам. Мотоцикл начинает не дарить радость в чистом виде, а пить из тебя соки.
Сложно ли ездить на малокубатурных лёгких мотоциклах быстро? Да, сложно! Дело в том, что у тебя нет запаса момента и мощности, катапультирующего тебя из точки возможного возникновения неприятности в сторону горизонта. Из трёх дверей для выхода из сложной ситуации доступны только две — с табличками «Торможение» и «Манёвр». Дверь «Ускорение» заперта, и воспользоваться ею не получится. Ограниченность в ресурсах приходится компенсировать другими функциями — смелостью, скоростью реакции, умением читать дорожную обстановку, даром предвидения.
Если эти функции развиты, то в потоке машин в городе удаётся поддерживать приличную скорость и не тащиться в бесконечных рядах машин, а передвигаться с опережением. Если функции развиты хорошо, то опережать получается не только машины, но и попутных мотоциклистов. Как это получается? Попробую объяснить.
Первой причиной является малый вес и большой угол поворота руля. Ни один из трёх участников теста не был построен на донорской раме спортбайка, оснащённой траверсами с ограничителями. Это дорожные мотоциклы, и руль на них ходит по‑дорожному. Если надо сместиться на два междурядья вправо или влево, можно это сделать мгновенно и практически поперёк потока. Никаких веерных движений вперёд-назад для этого манёвра исполнять не надо. В стоячей автомобильной пробке все три сегодняшних соперника передвигаются с лёгкостью селёдок в стае синих китов — едешь, куда хочешь, а не только вперёд.
Второй причиной является небольшая ширина самого мотоцикла. Сзади нет выпирающих кофров, стоят рули приемлемой ширины, и они не оснащены никакими «лопухами», прикрывающими кисти рук и увеличивающими габарит, зеркала закреплены на руле, и, проезжая мимо тесно стоящих машин, можно качнуть рулём вправо-влево, чтобы не чиркнуть зеркалом по зеркалу. Если вам ширина не кажется маленькой, можно попробовать её ещё уменьшить: открутить грузики с торцов руля, перенести пульты и грипсы ближе к продольной оси мотоцикла, а потом отпилить лишнее, поставить короткие рычаги тормоза и сцепления… Получится настоящий пробкооткрыватель.
Но есть ещё третья причина — стоимость мотоцикла. Валить на все деньги, как последний раз в жизни, на Ducati Streetfighter V4 стоимостью от 1 849 000 ₽ тоже можно, но очень страшно и дорого. А на одноцилиндровых «трёхсотках», стоящих в шесть раз дешевле, это действо обретает смысл. Я твёрдо уверен, что мотоциклисту в гараже нужно несколько мотоциклов. Одним из них обязательно должен быть недорогой мотоцикл для подвигов, чтобы его было не жалко. Либо эндурик для бесчинств на грунте, либо дорожник для езды по городу. В качестве спортивного снаряда для поддержания тонуса организма.
Мотор и компоновка
Все трое оснащены одноцилиндровыми моторами с двумя верхними распредвалами, приводимыми цепью, и четырьмя клапанами на цилиндр. В Voge стоит двигатель от Kawasaki KLX300, простой и надёжный, как затвор трёхлинейки Мосина. Из достижений конца ХХ века в нём лишь электронное зажигание и электронный впрыск топлива. Хотя нет, не всё. Рычажок подсоса на левом пульте отсутствует, что говорит об автоматической системе холодного пуска. При нажатии на кнопку стартер резво крутит коленвал, холодный двигатель оживает быстро и охотно.
Bajaj не могли не применить свою фирменную фишку с несколькими свечами зажигания. Их на один цилиндр мотора не одна и даже не две. Их три! Этот трёхствольный канделябр в стиле Либераччи в теории должен обеспечивать полное и равномерное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндре, улучшать экологию и снижать расход бензина. Возможно, так оно и есть, но есть ещё один аспект: вы гарантированно не заметите выхода из строя одной свечи зажигания, скорее всего, даже отказа двух не почувствуете. Такое дублирование систем будет полезно в дальней дороге.
Мотор BMW из трёх самый необычный. Дело в том, что он развёрнут задом наперёд. У него впуск расположен впереди по ходу движения мотоцикла, а патрубок выхлопа из нержавейки смотрит назад. Для того, чтобы не загибать трубы воздуховодов, цилиндр наклонили не вперёд, а назад. У такой схемы есть несколько преимуществ. Во-первых, вода и грязь с переднего колеса не летят прямиком на раскалённую трубу выхлопа, каменея на ней сталактитами, а во‑вторых, горячий выхлоп не проходит рядом с радиатором, нагревая охлаждающую жидкость в нём и пытаясь расплавить пластиковый вентилятор охлаждения. Проблема нагрева выхлопом моноамортизатора решена небольшим смещением точки его крепления назад по маятнику подвески.