Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

МотоАвто

1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР набрала такие темпы, что выдвинулась в число крупнейших в мире.

Текст Александра Воронцова

Сборка на конвейере мотоциклов К-125.

Становление крупной отрасли промышленности порой напоминает запуск старого мотоцикла после долгого простоя: танцы с бубном, …дцатая прочистка карбюратора и пинание покрышек, сорок седьмой удар по кику и вдруг… заработало! Сначала судорожный чих и клубы дыма, а потом происходит чудо: мотор уверенно набирает обороты, послушно подчиняясь движению ручки газа. То же произошло и с советским мотопромом после Великой Отечественной войны: в неистовой борьбе с разрухой, дефицитом материалов и квалифицированных кадров, недостатком опыта и оборудования возник гигант, по объёмам производства с ходу занявший второе место в мире.

Правда, не обошлось и без потерь: из обоймы предприятий, выпускающих серийную продукцию, выпал Серпуховский мотозавод (СМЗ). Руководство Главмотовелопрома вынуждено было признать очевидное: на заводе просто не было производственных мощностей для массового изготовления мотоциклов. Поэтому оно пошло навстречу просьбам ЦКЭБ (Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения) и придало заводу статус экспериментального производства при ЦКЭБ. А то высокопроизводительное оборудование, которое завод всё‑таки получил, использовать для изготовления комплектующих: цепей, велосипедных звонков, колёс для велосипедов и мотоциклов М1А.

Колёса едва не стали судьбой Серпуховского мотозавода. 11 февраля 1947 года Главмотовелопром издал приказ, обязывающий ЦКЭБ срочно организовать проектирование мотор-колеса к велосипеду В-14 с тем, чтобы к 1 мая был готов опытный образец, а к 15 августа завершить его испытания и начать подготовку производства на СМЗ. Мотор-колёса, довольно популярные в тот период в Западной Европе, обеспечивали относительно простой и дешёвый способ моторизации: колесо, двухтактный двигатель, трансмиссия и бензобак представляли собой единое целое, которое можно было поставить вместо заднего колеса практически на любой велосипед стандартного размера (под шину 2х26). Управление осуществлялось с помощью тросов рукоятками и рычагами, установленными на руле. Спроектированное в Серпухове мотор-колесо С0А имело одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 32 см³ и мощностью 1 л.с. при 4500 об/мин. Общая масса узла составляла 15 кг, велосипед В-14 с этим агрегатом весил 32 кг. Результаты испытаний показали максимальную скорость 32 км/ч и расход топлива 1,5 л на 100 км. На СМЗ изготовили два экземпляра мотор-колеса С0А, но его серийное производство завод так и не смог освоить.

Мотор-колесо С0А.

Но куда большее значение для будущей работы ЦКЭБ имел приказ Главмотовелопрома №13 от 24 февраля 1947 года, в котором бюро предписывалось вплотную заняться проектированием спортивной мототехники и участием в соревнованиях. Взяв за основу ирбитский спортивный мотоцикл М-75, серпуховские специалисты разработали его более совершенную модификацию М-76. Переделки свелись к увеличению степени сжатия с 8,0 до 9,5, изменению фаз газораспределения, применению системы смазки с сухим картером и переводу на зажигание от магнето. Такой двигатель выдавал 38 л.с. против 35 л.с. у М-75. Мелкосерийное производство М76 освоили на Серпуховском мотозаводе.

Спортивный мотоцикл М-76.

Главным же направлением – его возглавил Святослав Юрьевич Иваницкий – стало создание специальных гоночных мотоциклов. И здесь вновь появляется немецкий след. Перед Второй мировой войной единственной компанией, которая смогла создать двухтактные гоночные мотоциклы, взявшие верх над четырёхтактными, была DKW. Но этот успех дался ценой значительного усложнения конструкции: чтобы избавиться от симметричности фаз газораспределения, пришлось использовать два поршня в П-образном цилиндре, для повышения мощности применить наддув, а для снижения тепловой напряжённости – жидкостное охлаждение.

Перед самой войной конструкторы DKW разработали новое поколение двухтактных гоночных двигателей, в которых работающие в одном цилиндре поршни имели собственные отдельные коленвалы, соединённые шестерёнчатой передачей. Эти машины не успели выйти на гоночные трассы, но вся документация досталась СССР, и советские конструкторы продолжили эту работу.

Спроектированный в Серпухове мотоцикл С2Б имел чрезвычайно сложно устроенный двухтактный двигатель. Цилиндры, имевшие общую камеру сгорания, соединялись в виде перевёрнутого V под углом 26º. В каждом цилиндре – два поршня, приводящих индивидуальные коленвалы. Диаметр цилиндра 33,5 мм, ход поршня 70,5 мм, а поскольку двигатель С2Б имел две пары таких цилиндров, то общий рабочий объём составлял 248 см³. Цепной передачей двигатель был соединён с лопаточным нагнетателем, обеспечивающим давление наддува 1,6 кГс/см² (0,157 МПа).

Работая на спиртовой смеси с примесью касторового масла для смазки, двигатель развивал мощность 40 л.с. при 7000 об/мин. Цепной передачей он был соединён с четырёхступенчатой коробкой передач. Последовательное расположение всех узлов (нагнетатель – двигатель – КП) обуславливало довольно большую (1460 мм) базу мотоцикла. Машина имела дуплексную трубчатую раму с передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской, но с установленной как в свечной подвеске пружиной. Однако, хотя приказ №13 предусматривал постройку к 15 мая 1947 года пяти мотоциклов С2Б, в том году ЦКЭБ успел лишь разработать конструкторскую документацию и приступить к изготовлению двигателя.

В то же время в Восточной оккупационной зоне Германии, в расположенном в городе Хемниц КБ-10, творчески развивали другую идею, предложенную ещё до войны руководителем гоночного отделения DKW Аугустом Прюссингом: двухтактный двигатель с прямоточной продувкой, горизонтально расположенными цилиндрами и встречно движущимися поршнями. В этой конструкции два коленвала были связаны между собой шестерёнчатой передачей («гитарой»), её подбором можно было регулировать фазы газораспределения. Оснащённый лопаточным нагнетателем и жидкостным охлаждением двигатель был разработан в двух вариантах: 350‑кубовый (42х62 мм) ГК-1 и 250‑кубовый (35х62 мм) ГК-2.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летящая на волне Летящая на волне

История о том, как летал один из самых необычных сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
Зимы не будет: безумный проект по очистке Арктики ото льда Зимы не будет: безумный проект по очистке Арктики ото льда

Полвека назад ученые собирались навсегда очистить Арктику ото льда

Популярная механика
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Правила жизни Дональда Трампа Правила жизни Дональда Трампа

Правила жизни 45-ого президента США Дональда Трампа

Esquire
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река» Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река»

Первые главы дебютного романа американской писательницы Лиз Мур «Алая река»

СНОБ
Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски Между мотоциклом и горным снегоходом: что такое сноубайк по-русски

Сноубайк – новый вид техники, который с каждым сезоном увеличивает обороты

Популярная механика
Правила жизни Киры Муратовой Правила жизни Киры Муратовой

Режиссер, Одесса, умерла 6 июня 2018 года в возрасте 83 лет

Esquire
«Хроники Люциферазы. Три корабля»: отрывок из книги Натальи О'Шей «Хроники Люциферазы. Три корабля»: отрывок из книги Натальи О'Шей

Роман Натальи О'Шей о космосе, неизведанной планете, любви и преданности

Cosmopolitan
Отходы на обед Отходы на обед

Как российские рестораторы поддерживают тенденцию безотходного производства

Bones
Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову

Почему так важны открытия Фрэнсис Арнольд?

Forbes
«Жесткий секс» и грани допустимого «Жесткий секс» и грани допустимого

Британский парламент начнет рассматривать новый закон о домашнем насилии

СНОБ
Жизнь в горах заставила тибетских антилоп отказаться от «взрослого» гемоглобина Жизнь в горах заставила тибетских антилоп отказаться от «взрослого» гемоглобина

Тибетские антилопы приспособились к жизни в условиях гипоксии неожиданным путем

N+1
Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать» Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать»

Все люди разные, поэтому важно подать им не просто сахар на тарелке

Bones
Что непременно сделает вас и вашего ребенка счастливым Что непременно сделает вас и вашего ребенка счастливым

Универсальные правила счастья, которые подходят всем

СНОБ
Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada

Лучшие рекламные ролики, которые по праву можно считать произведениями искусства

GQ
Стесняюсь спросить: 8 вопросов дерматологу о том, как победить проблему черных точек на лице Стесняюсь спросить: 8 вопросов дерматологу о том, как победить проблему черных точек на лице

Почему появляются черные точки и как с ними бороться?

Esquire
Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века Ограбление по-боснийски: Сказ про самое дерзкое и хитроумное преступление XXI века

История ограбления с игрушечным автоматом и надувной женщиной

Maxim
Закат Византийской империи Закат Византийской империи

Одна из глав книги «Краткая история: Византийская империя»

СНОБ
Как правильно вести себя с ребенком твоей девушки Как правильно вести себя с ребенком твоей девушки

Что делать и что не делать с ребенком твоей девушки

Maxim
Едко, токсично, опасно: какую бытовую химию нельзя смешивать Едко, токсично, опасно: какую бытовую химию нельзя смешивать

Эти средства доступны, эффективны и очень часто применяются в быту

Популярная механика
4 эффективные техники решения любых проблем, которыми пользуются умные люди 4 эффективные техники решения любых проблем, которыми пользуются умные люди

Как всегда находить лучший выход из ситуации?

Playboy
Восставший из мертвых: как свинью превратили в Франкенштейна Восставший из мертвых: как свинью превратили в Франкенштейна

Ученые провели радикальный эксперимент по оживлению мозга

Популярная механика
«Мам, посмотри на меня!»: дети рассказывают, как с ними (не) надо играть «Мам, посмотри на меня!»: дети рассказывают, как с ними (не) надо играть

Мы не всегда понимаем, что детям от нас нужно

Psychologies
От Голливуда до От Голливуда до

Эти фильмы стоит посмотреть даже тем, кто не увлекается автогонками

Популярная механика
История Смольного института История Смольного института

Как появился институт благородных девиц

Культура.РФ
Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки

С чего начался XXI век в автомобильной отрасли России

РБК
Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров Почему предпринимателям нужно брать пример с тоддлеров

Научиться ходить гораздо сложнее, чем кажется

Inc.
Тюрьма Трубецкого бастиона Тюрьма Трубецкого бастиона

С самого своего основания Петропавловская крепость служила местом заключения

Дилетант
Он подсадил на десерты Александра Овечкина, Филиппа Киркорова и Егора Крида Он подсадил на десерты Александра Овечкина, Филиппа Киркорова и Егора Крида

Интервью с Ренатом Агзамовым – о тортах, тортах и ни о чем, кроме тортов

GQ
Открыть в приложении