Всего за один год мотопромышленность СССР выдвинулась в число крупнейших в мире

МотоАвто

1947: бурный рост

Всего за один год мотопромышленность СССР набрала такие темпы, что выдвинулась в число крупнейших в мире.

Текст Александра Воронцова

Сборка на конвейере мотоциклов К-125.

Становление крупной отрасли промышленности порой напоминает запуск старого мотоцикла после долгого простоя: танцы с бубном, …дцатая прочистка карбюратора и пинание покрышек, сорок седьмой удар по кику и вдруг… заработало! Сначала судорожный чих и клубы дыма, а потом происходит чудо: мотор уверенно набирает обороты, послушно подчиняясь движению ручки газа. То же произошло и с советским мотопромом после Великой Отечественной войны: в неистовой борьбе с разрухой, дефицитом материалов и квалифицированных кадров, недостатком опыта и оборудования возник гигант, по объёмам производства с ходу занявший второе место в мире.

Правда, не обошлось и без потерь: из обоймы предприятий, выпускающих серийную продукцию, выпал Серпуховский мотозавод (СМЗ). Руководство Главмотовелопрома вынуждено было признать очевидное: на заводе просто не было производственных мощностей для массового изготовления мотоциклов. Поэтому оно пошло навстречу просьбам ЦКЭБ (Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения) и придало заводу статус экспериментального производства при ЦКЭБ. А то высокопроизводительное оборудование, которое завод всё‑таки получил, использовать для изготовления комплектующих: цепей, велосипедных звонков, колёс для велосипедов и мотоциклов М1А.

Колёса едва не стали судьбой Серпуховского мотозавода. 11 февраля 1947 года Главмотовелопром издал приказ, обязывающий ЦКЭБ срочно организовать проектирование мотор-колеса к велосипеду В-14 с тем, чтобы к 1 мая был готов опытный образец, а к 15 августа завершить его испытания и начать подготовку производства на СМЗ. Мотор-колёса, довольно популярные в тот период в Западной Европе, обеспечивали относительно простой и дешёвый способ моторизации: колесо, двухтактный двигатель, трансмиссия и бензобак представляли собой единое целое, которое можно было поставить вместо заднего колеса практически на любой велосипед стандартного размера (под шину 2х26). Управление осуществлялось с помощью тросов рукоятками и рычагами, установленными на руле. Спроектированное в Серпухове мотор-колесо С0А имело одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 32 см³ и мощностью 1 л.с. при 4500 об/мин. Общая масса узла составляла 15 кг, велосипед В-14 с этим агрегатом весил 32 кг. Результаты испытаний показали максимальную скорость 32 км/ч и расход топлива 1,5 л на 100 км. На СМЗ изготовили два экземпляра мотор-колеса С0А, но его серийное производство завод так и не смог освоить.

Мотор-колесо С0А.

Но куда большее значение для будущей работы ЦКЭБ имел приказ Главмотовелопрома №13 от 24 февраля 1947 года, в котором бюро предписывалось вплотную заняться проектированием спортивной мототехники и участием в соревнованиях. Взяв за основу ирбитский спортивный мотоцикл М-75, серпуховские специалисты разработали его более совершенную модификацию М-76. Переделки свелись к увеличению степени сжатия с 8,0 до 9,5, изменению фаз газораспределения, применению системы смазки с сухим картером и переводу на зажигание от магнето. Такой двигатель выдавал 38 л.с. против 35 л.с. у М-75. Мелкосерийное производство М76 освоили на Серпуховском мотозаводе.

Спортивный мотоцикл М-76.

Главным же направлением – его возглавил Святослав Юрьевич Иваницкий – стало создание специальных гоночных мотоциклов. И здесь вновь появляется немецкий след. Перед Второй мировой войной единственной компанией, которая смогла создать двухтактные гоночные мотоциклы, взявшие верх над четырёхтактными, была DKW. Но этот успех дался ценой значительного усложнения конструкции: чтобы избавиться от симметричности фаз газораспределения, пришлось использовать два поршня в П-образном цилиндре, для повышения мощности применить наддув, а для снижения тепловой напряжённости – жидкостное охлаждение.

Перед самой войной конструкторы DKW разработали новое поколение двухтактных гоночных двигателей, в которых работающие в одном цилиндре поршни имели собственные отдельные коленвалы, соединённые шестерёнчатой передачей. Эти машины не успели выйти на гоночные трассы, но вся документация досталась СССР, и советские конструкторы продолжили эту работу.

Спроектированный в Серпухове мотоцикл С2Б имел чрезвычайно сложно устроенный двухтактный двигатель. Цилиндры, имевшие общую камеру сгорания, соединялись в виде перевёрнутого V под углом 26º. В каждом цилиндре – два поршня, приводящих индивидуальные коленвалы. Диаметр цилиндра 33,5 мм, ход поршня 70,5 мм, а поскольку двигатель С2Б имел две пары таких цилиндров, то общий рабочий объём составлял 248 см³. Цепной передачей двигатель был соединён с лопаточным нагнетателем, обеспечивающим давление наддува 1,6 кГс/см² (0,157 МПа).

Работая на спиртовой смеси с примесью касторового масла для смазки, двигатель развивал мощность 40 л.с. при 7000 об/мин. Цепной передачей он был соединён с четырёхступенчатой коробкой передач. Последовательное расположение всех узлов (нагнетатель – двигатель – КП) обуславливало довольно большую (1460 мм) базу мотоцикла. Машина имела дуплексную трубчатую раму с передней телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской, но с установленной как в свечной подвеске пружиной. Однако, хотя приказ №13 предусматривал постройку к 15 мая 1947 года пяти мотоциклов С2Б, в том году ЦКЭБ успел лишь разработать конструкторскую документацию и приступить к изготовлению двигателя.

В то же время в Восточной оккупационной зоне Германии, в расположенном в городе Хемниц КБ-10, творчески развивали другую идею, предложенную ещё до войны руководителем гоночного отделения DKW Аугустом Прюссингом: двухтактный двигатель с прямоточной продувкой, горизонтально расположенными цилиндрами и встречно движущимися поршнями. В этой конструкции два коленвала были связаны между собой шестерёнчатой передачей («гитарой»), её подбором можно было регулировать фазы газораспределения. Оснащённый лопаточным нагнетателем и жидкостным охлаждением двигатель был разработан в двух вариантах: 350‑кубовый (42х62 мм) ГК-1 и 250‑кубовый (35х62 мм) ГК-2.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Школа милиции Школа милиции

Что общего у этих двух, таких разных мотоциклов?

Мото
20 лучших фильмов про вампиров 20 лучших фильмов про вампиров

Фильмы о вампирах: от классики до новаторских интерпретаций

Esquire
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Как научиться защищать себя, если вы привыкли молча страдать? Как научиться защищать себя, если вы привыкли молча страдать?

Как перенастроить свои автоматические реакции и научиться открываться другим

Psychologies
Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное Renault Kaptur. Издание исправленное и дополненное

Про самый российский автомобиль французского бренда Renault

4x4 Club
Полнолуние Полнолуние

Родкер лежал в лунном кратере среди отработанных ракетных дюз

Наука и жизнь
Алгоритмические войны Алгоритмические войны

Как битвы будущего видят по ту сторону океана

Популярная механика
10 главных растительных источников белка: протеина в них не меньше, чем в мясе 10 главных растительных источников белка: протеина в них не меньше, чем в мясе

Берем на заметку богатые протеином продукты растительного происхождения!

Playboy
The Last of Us Part II — пока что лучшая игра 2020 года. Рассказываем, чем она так хороша The Last of Us Part II — пока что лучшая игра 2020 года. Рассказываем, чем она так хороша

The Last of Us Part II — лучшие 30 часов геймплея и сюжета за этот год

Esquire
Фрол Буримский Фрол Буримский

Модный специалист Фрол Буримский предвосхитил тренд на внутренний туризм

Собака.ru
Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы

Разгадываем главные "головоломки", связанные с одеждой

Cosmopolitan
«Космос. Иллюстрированная история астрономии и космологии» «Космос. Иллюстрированная история астрономии и космологии»

Попытки Жозефа Луи Лагранжа и Пьера-Симона Лапласа объяснить ускорение Луны

N+1
Как группа Intelligency из Белоруссии записала трек «Август», ставший одним из главных хитов TikTok Как группа Intelligency из Белоруссии записала трек «Август», ставший одним из главных хитов TikTok

Фронтмен Intelligency рассуждает о том, можно ли запланировать успех

Esquire
7 самых ненужных побед в истории 7 самых ненужных побед в истории

Иногда победа дается такой ценой, что ее смело можно считать поражением

Maxim
Преступники, которым хочется сдаться: всё о звездах сериала «Бумажный дом» Преступники, которым хочется сдаться: всё о звездах сериала «Бумажный дом»

«Бумажный дом» – испанский сериал, который с удовольствием смотрит весь мир

Cosmopolitan
Седьмой шейный позвонок: где живет воля? Седьмой шейный позвонок: где живет воля?

Точка Да Чуэй позволяет воздействовать на волю и энергию

Psychologies
Как вести переговоры в кризис Как вести переговоры в кризис

Лайфхаки для ведения переговоров

СНОБ
Как ученый из СССР создал одну из главных американских компаний в области ИИ Как ученый из СССР создал одну из главных американских компаний в области ИИ

Евгений Ижикевич — о том, почему нейроученый должен уметь программировать

Inc.
Сладкие деньги: невероятная история шоколада Сладкие деньги: невероятная история шоколада

История шоколада начинает свой отсчет в Латинской Америке

Популярная механика
Месть Чингисхана Месть Чингисхана

Вторжение монголов положило конец господству половцев в Великой степи

Дилетант
Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие

Почему в жизни деловой женщины обязательно должен быть спорт

Forbes
Право на отдых: как новый законопроект об удаленной работе изменит отношения сотрудников и работодателей Право на отдых: как новый законопроект об удаленной работе изменит отношения сотрудников и работодателей

Сможет ли новый законопроект защитить право сотрудников на отдых

Forbes
Что такое мышцы кора и как их проработать Что такое мышцы кора и как их проработать

Рассказываем, какие тренировки помогут укрепить их наиболее эффективно

Psychologies
«Это была классная жизнь, но изматывающая». Почему женщины уходят из бизнеса в благотворительность «Это была классная жизнь, но изматывающая». Почему женщины уходят из бизнеса в благотворительность

Истории основательниц НКО: трудно ли резко сменить сферу деятельности?

Forbes
Территориальные животные сгладили кривые распространения инфекционных болезней Территориальные животные сгладили кривые распространения инфекционных болезней

Метки животных могут длительное время распространять возбудителей заболеваний

N+1
Какие сексуальные ориентации существуют Какие сексуальные ориентации существуют

15 видов идентичностей, о которых вам точно стоит узнать

GQ
Правила жизни Жака-Ива Кусто Правила жизни Жака-Ива Кусто

Правила жизни французского исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто

Esquire
Юлия Михалкова: «Я пример для детей» Юлия Михалкова: «Я пример для детей»

Интервью с актрисой и телеведущей Юлией Михалковой

Лиза
Он сшил форму, в которой побеждает Хабиб, и увеличил выручку в 16 раз за два года. Он сшил форму, в которой побеждает Хабиб, и увеличил выручку в 16 раз за два года.

Это история предпринимателя из Пензы, который нашел голубой океан

Inc.
«Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом «Что-то пошло не так»: когда психолог становится врагом

Что делать, если тот, кому мы доверяем сокровенное, осознанно причиняет боль?

Psychologies
Открыть в приложении