Монтессори: методика раннего развития, о которой нужно знать продвинутой маме
Обучать ребенка алфавиту и таблице умножения чуть ли не с рождения стало невероятно модно. Разбираемся вместе, чем может быть полезна одна из самых модных теорий воспитания.
«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» — сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.
Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком. Но недостаточно просто планировать, нужно самим позаботиться об этом!
Самая популярная в мире и проверенная временем Монтессори — методика раннего развития — поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность
Автор методики Монтессори для детей
Мария Монтессори — первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.
Монтессори — это система, главный принцип которой гласит: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.
Основные принципы метода Марии Монтессори:
- ребенок сам себе учитель, он имеет полную свободу выбора и действий,
- дети учат детей (поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими),
- ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на пять-шесть зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями — Монтессори-материалами).
Что представляют собой занятия по методике Монтессори?
Методика Монтессори построена на основе многообразной практической деятельности детей со специально подготовленным дидактическим материалом (кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разной формы, цепочки из бусин для счета и т. п.).
Развитие и обучение ребенка основывается на его физических органах чувств. Для этого используются всевозможные средства: коробочки с запахом, доска для ощупывания, шумящие коробки, звоночки, вкусовые баночки, теплые кувшины и т. п.
В студиях Монтессори комнаты поделены на зоны для разных занятий. Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.
Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Ты приводишь ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделенных на шесть зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь).
Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия — дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.
При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.
В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг — делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.
Для своих студий автор разработала огромное количество специальных материалов. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».
Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше одного метра от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними возможна только после того, как понято их использование. Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.