Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками

МонокльБизнес

Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок

Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками за рынок вилочных погрузчиков. План действий простой: новая техника должна привлекать сверхнадежностью и низкой стоимостью владения, но для этого ее надо полностью локализовать

Виктория Безуглова

Если кто-то думает, что знает все про узкие места в машиностроении и зависимость от импорта, обнажившуюся после начала СВО, то заблуждается. Самым узким местом, похоже, оказался рынок складской техники, обслуживающий нужды ретейла, логистических хабов, складов маркетплейсов и еще самых разных предприятий. Там как воздух нужны вилочные погрузчики, а также более простые, но ходовые изделия — ричтраки, перевозчики палет и штабелеры. И практически полностью эта техника импортировалась: эконом и средний ценовой сегмент закрывал Китай, а высокий и премиум обеспечивали западные концерны. Но это не всё. Напряженная ситуация после ухода с рынка западных марок только сильнее его прогрела: по экспертным оценкам, в 2022 году было продано 18–20 тыс. вилочных погрузчиков, а в 2023-м спрос аномально рванул до 30 тыс., что в стоимостном эквиваленте составило порядка 75–80 млрд рублей. Доля отечественных производителей в этом объеме — менее 1%.

И вот в борьбу за рынок, где в поставщиках остались одни китайские производители, решил вклиниться Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА). Предприятие более 20 лет специализируется на производстве ходовых систем, узлов и запасных частей для машиностроительной отрасли, однако готовую технику ранее никогда не выпускало. Задачу выйти на новый рынок в ЧЗСА решили за фантастически короткий срок и в прошлом году уже отгрузили заказчикам первые несколько сотен дизельных вилочных погрузчиков. В этом году начали также выпускать электрические вилочные погрузчики. А еще приступили к строительству отдельного производственного корпуса для новой номенклатуры. В течение пяти лет планируется утроить объем выпуска погрузчиков — до 1500 штук — и занять 5% рынка.

О конкурентных преимуществах своего продукта и о стратегии ЧЗСА журналу «Монокль» рассказал генеральный директор завода Александр Дмитриев.

— Александр Владимирович, вы возглавили предприятие в 2021 году — можно сказать, что с этого момента и начались перемены на заводе?

— Перемены начались раньше, но, чтобы было понятно, как завод развивался и почему он стал таким, какой есть сейчас, я сделаю небольшой экскурс в предшествующие события. Предприятие с момента создания в 2002 году работало с весьма узким ассортиментом, в основном под потребности производителей промышленной техники и с дизельными заводами. Прежде всего мы были связаны с выпуском товарной продукции концерном «Тракторные заводы». Продуктовых групп на предприятии было не более пяти: это комплектующие к двигателям, катки к бульдозерной технике и разные элементы ходовых систем сельскохозяйственной техники. Для сравнения: сегодня на заводе более 10 тысяч номенклатурных позиций, и работаем мы в разных отраслях. Но, возвращаясь к 2021 году, надо отдать должное предыдущему руководству и всей команде завода, которая на протяжении ряда лет занималась диверсификацией производства, освоением новых видов изделий, при этом сохраняя те компетенции, которые уже были.

К примеру, завод освоил выпуск изделий под потребности мировых производителей насосного оборудования, локализованного в России, — для концернов Wilo и Grundfos. Это были абсолютно новые заказчики, которые способствовали интенсивному росту объемов номенклатуры. Стали сотрудничать и с отечественными заводами по производству дорожно-строительной техники — выпускать для них тандемные тележки, мосты. Завод «Брянский арсенал», специализирующийся в производстве модельного ряда автогрейдеров, входящий в ГК UMG, теперь серийно на свою грейдерную технику устанавливает мосты ЧЗСА. Я неслучайно делаю акцент на мостах — это технологически довольно сложный продукт, не всем под силу научиться его делать, а наш завод имеет такие компетенции, и теперь мы их тиражируем.

То есть, когда я пришел на завод, он уже стоял на пути диверсификации производства, мы только усилили и ускорили работу в этом направлении: увеличили объемы поставок компонентов крупным машиностроительным предприятиям, нарастили объемы товарного производства в целом. Ну и запустили основной драйвер нашего развития — приступили к выпуску самоходной техники, прежде всего вилочных погрузчиков, а также тракторов и вездеходов.

— Почему вы решили зайти именно в нишу самоходной техники?

— Здесь никакого ноу-хау нет, просто оценили рынок с точки зрения спроса и производственных возможностей других предприятий. Вот если рынок дорожно-строительной техники, ДТС, насыщен отечественными производителями, то рынок вилочных погрузчиков выглядит диаметрально противоположно, хотя он более емкий в штуках и деньгах. При этом доля российских поставщиков в апреле 2021 года не превышала одного процента, так исторически сложилось в стране. Понимая, что есть гарантированный спрос, есть потребность рынка в вилочных погрузчиках, мы поставили себе задачу начать развивать эту нишу, завоевывая долю рынка для российского производителя.

Такая же история с электрическими тракторами и вездеходами — это нишевые продукты, которые по разным причинам сегодня в стране не производятся. Хотя универсальный электрический трактор по-прежнему востребован в фермерских хозяйствах, в тепличных комплексах как машина-хозяйка — везде, где использование бензиновой и дизельной техники нежелательно. И еще одна наша разработка — вездеход, грузовик для бездорожья, который является почти полным аналогом модели Merсedes Unimog. Это простая и надежная машина грузоподъемностью пять тонн, которую удобно использовать бурильным бригадам, службам лесоохраны, в коммунальном хозяйстве, строительстве — везде, где есть проблемы с проходимостью. В стране выпускаются либо автомобильные гиганты для бездорожья, либо что-то очень небольшое, в размер «Газели», а наш вездеход — золотая середина, мы его позиционируем так: короткая база, высокая проходимость.

То есть все названные продукты — нишевые, их производство в России было либо очень небольшим, либо полностью отсутствовало. Это с одной стороны, а с другой — мы отталкивались от своих технологических возможностей, от умения хорошо делать компонентную базу. Тогда и задумались: а почему бы нам не изготавливать на базе своих же компонентов готовые образцы техники? Считаю, мы сделали правильный вывод, что можем самостоятельно выпускать технику, и пошли в этом направлении.

Тормоза, которые не требуют обслуживания

— Но ведь новая техника — это другой уровень производства, конструкторско-технологической базы. Как быстро вы освоили все эти процессы?

— На самом деле небыстро осваивали. У нас работает сильная конструкторская служба как в составе завода, так и в партнерской компании из Сколково «Априорные решения машин», имеющей богатый опыт производства разных видов техники. От идеи до первых образцов прошло шесть-восемь месяцев, но это была только опытно-промышленная партия. Как только мы подошли к тому, чтобы запустить технику в серийное производство, то столкнулись с другой проблемой — ограничением поставок импорта. То есть изначально в погрузчиках были предусмотрены узлы и компоненты разных мировых производителей, что облегчало, если честно, задачу конструирования. Но по определенным причинам стало невозможно выпускать погрузчики в первоначальном варианте, технологические риски уже присутствовали. Поэтому в процессе освоения выпуска техники мы еще и глубоко модернизировали компонентную базу с целью ее локализации в России, этот процесс идет уже три года и, наверное, только в 2024 году завершится.

Наши вилочные погрузчики не являются чьей-то копией, это полностью собственная разработка, другое дело, что некоторые конструктивные решения мы где-то подсмотрели. К примеру, дизельный двигатель, который устанавливали изначально, был от компании Kubota — в тот момент самый массовый на подобных классах машин; мосты трансмиссии выбрали у одного из корейских производителей. Но в целом это разработка завода при использовании технических решений, которые уже открыты на нашем рынке.

— Чем ваши дизельные вилочные погрузчики отличаются от аналогов на рынке — по цене, качеству?

— На рынке представлено очень много разных брендов, я могу крупными мазками описать, как выглядит ситуация и чем мы лучше. Еще до февраля позапрошлого года было большое количество китайских производителей, в экономклассе и среднем, а также западные премиальные бренды. Китайский погрузчик грузоподъемностью две с половиной тонны стоил около двух миллионов рублей, премиальный западный — шесть миллионов. Мы находимся по цене где-то посередине. В чем отличие дешевых моделей от дорогих? Первое — в ресурсе для капитального ремонта основных узлов, а второе — в стоимости владения техникой, это ключевые параметры, на которых строится вся экономика и продвижение товара. И рынок условно делится 50 на 50, то есть половина потребителей выбирает дешевые китайские машины, а половина ищет только надежные премиальные бренды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мезозойская морская революция: борись или умри Мезозойская морская революция: борись или умри

Каким было грандиозное событие, вызвавшее перестройку всех морских экосистем?

Наука и техника
«Из бухты вон» или 10 смешных морских терминов времен парусных кораблей «Из бухты вон» или 10 смешных морских терминов времен парусных кораблей

Флотские словечки 19 века

ТехИнсайдер
Сводим счеты Сводим счеты

Как оптимизировать семейный бюджет: льготы, подписки и другие лайфхаки

Лиза
Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась» Дина Корзун: «После «Страны глухих» я проснулась, и вся моя жизнь изменилась»

«Как я пришла в сознание» — это моноспектакль. Он не просто автобиографический

Коллекция. Караван историй
Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак Как отмыть кисти от засохшей краски, чтобы они снова стали мягкими и чистыми: полезный лайфхак

Как отмыть засохшую в краске кисть разными способами

ТехИнсайдер
Человеческий фактор Человеческий фактор

Как голландцы спасли свои каналы, а упавший самолет – целый район?

Вокруг света
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли Как прокормить космонавтов, не используя продукты с Земли

Как можно производить еду в космосе и что уже удалось вырастить на орбите

СНОБ
Электронный кошелек Электронный кошелек

Когда электронный кошелек — это удобно, а когда нужно быть особенно осторожной

Лиза
Ожидание и реальность не совпадут: 8 вещей, которые не следует покупать в онлайн-магазинах Ожидание и реальность не совпадут: 8 вещей, которые не следует покупать в онлайн-магазинах

Рассказываем, какие позиции точно не стоит добавлять в корзину

ТехИнсайдер
Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности Как техногики выручили 1,6 млрд рублей на шутере в виртуальной реальности

Как построить бизнес на шутере с VR-шлемом

Forbes
Ученые выяснили, почему зумеры стареют раньше положенного срока Ученые выяснили, почему зумеры стареют раньше положенного срока

Почему зумеры выглядят гораздо старше своих лет?

Psychologies
Исследование: грусть доставляет людям удовольствие Исследование: грусть доставляет людям удовольствие

Почему люди наслаждаются грустью, а не пытаются с ней справиться?

ТехИнсайдер
Первые шаги в небо — по Земле. Наземные испытания самолета Первые шаги в небо — по Земле. Наземные испытания самолета

Производство самолетов: окончание сборки и начало испытаний

Наука и техника
Желудочный тракт Желудочный тракт

Любая дорога для настоящего гурмана — путь наслаждений

СНОБ
Антидворянец: Императорский яхт-клуб Антидворянец: Императорский яхт-клуб

Самые свежие сплетни столетней давности. В этот раз – об Императорском яхт-клубе

Правила жизни
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек

Луговые собачки являются важным ресурсом как минимум для четырех видов хищников

ТехИнсайдер
«Пустые клеточки» таблицы Менделеева «Пустые клеточки» таблицы Менделеева

Откуда берутся новые химические элементы? Зачем расширять таблицу Менделеева?

Наука и жизнь
Проще простого: самый быстрый способ почистить садовые инструменты Проще простого: самый быстрый способ почистить садовые инструменты

Хочешь знать, как быстро почистить садовые инструменты?

VOICE
Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей Итальянские протеи покинули пещеры ради охоты на червей

Ранее считалось, что европейские протеи проводят под землей всю жизнь

N+1
Пауль Эрлих и его идеалы лечения Пауль Эрлих и его идеалы лечения

В XIX веке иным врачам удавалось спасти не десять, не сто, а сотни тысяч жизней

Наука
Быть на вершине Быть на вершине

Удовольствие, свобода и безумие во французских Альпах

Автопилот
«Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе «Материнский инстинкт»: как драма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн исследует горе

«Материнский инстинкт»: драма о том, как общество демонизирует горюющих женщин

Forbes
Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци Новозеландец под присмотром антропологов набил себе татуировки Этци

Татуировщик сделал себе татуировки с помощью инструментов и техник древних людей

N+1
Все фантазии дизайнера Все фантазии дизайнера

Тонкая грань гармонии между модой, традициями и оригинальностью в интерьере дачи

Идеи Вашего Дома
Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!» Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!»

Мне было запрещено взять с собой даже маленький чемодан

Коллекция. Караван историй
Что будет, если женщина выпьет «Виагру» Что будет, если женщина выпьет «Виагру»

Интересно, а что будет с женщиной, если она примет дозу «Виагры»?

ТехИнсайдер
Сколько делается страховка на машину и на какой срок Сколько делается страховка на машину и на какой срок

Сколько можно ездить без страховки и какой минимальный срок действия полиса

РБК
Где живет (не)зависимость? Где живет (не)зависимость?

Откуда берутся навязчивые пристрастия, существует ли предрасположенность к ним?

Psychologies
Открыть в приложении