Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками

МонокльБизнес

Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок

Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками за рынок вилочных погрузчиков. План действий простой: новая техника должна привлекать сверхнадежностью и низкой стоимостью владения, но для этого ее надо полностью локализовать

Виктория Безуглова

Если кто-то думает, что знает все про узкие места в машиностроении и зависимость от импорта, обнажившуюся после начала СВО, то заблуждается. Самым узким местом, похоже, оказался рынок складской техники, обслуживающий нужды ретейла, логистических хабов, складов маркетплейсов и еще самых разных предприятий. Там как воздух нужны вилочные погрузчики, а также более простые, но ходовые изделия — ричтраки, перевозчики палет и штабелеры. И практически полностью эта техника импортировалась: эконом и средний ценовой сегмент закрывал Китай, а высокий и премиум обеспечивали западные концерны. Но это не всё. Напряженная ситуация после ухода с рынка западных марок только сильнее его прогрела: по экспертным оценкам, в 2022 году было продано 18–20 тыс. вилочных погрузчиков, а в 2023-м спрос аномально рванул до 30 тыс., что в стоимостном эквиваленте составило порядка 75–80 млрд рублей. Доля отечественных производителей в этом объеме — менее 1%.

И вот в борьбу за рынок, где в поставщиках остались одни китайские производители, решил вклиниться Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА). Предприятие более 20 лет специализируется на производстве ходовых систем, узлов и запасных частей для машиностроительной отрасли, однако готовую технику ранее никогда не выпускало. Задачу выйти на новый рынок в ЧЗСА решили за фантастически короткий срок и в прошлом году уже отгрузили заказчикам первые несколько сотен дизельных вилочных погрузчиков. В этом году начали также выпускать электрические вилочные погрузчики. А еще приступили к строительству отдельного производственного корпуса для новой номенклатуры. В течение пяти лет планируется утроить объем выпуска погрузчиков — до 1500 штук — и занять 5% рынка.

О конкурентных преимуществах своего продукта и о стратегии ЧЗСА журналу «Монокль» рассказал генеральный директор завода Александр Дмитриев.

— Александр Владимирович, вы возглавили предприятие в 2021 году — можно сказать, что с этого момента и начались перемены на заводе?

— Перемены начались раньше, но, чтобы было понятно, как завод развивался и почему он стал таким, какой есть сейчас, я сделаю небольшой экскурс в предшествующие события. Предприятие с момента создания в 2002 году работало с весьма узким ассортиментом, в основном под потребности производителей промышленной техники и с дизельными заводами. Прежде всего мы были связаны с выпуском товарной продукции концерном «Тракторные заводы». Продуктовых групп на предприятии было не более пяти: это комплектующие к двигателям, катки к бульдозерной технике и разные элементы ходовых систем сельскохозяйственной техники. Для сравнения: сегодня на заводе более 10 тысяч номенклатурных позиций, и работаем мы в разных отраслях. Но, возвращаясь к 2021 году, надо отдать должное предыдущему руководству и всей команде завода, которая на протяжении ряда лет занималась диверсификацией производства, освоением новых видов изделий, при этом сохраняя те компетенции, которые уже были.

К примеру, завод освоил выпуск изделий под потребности мировых производителей насосного оборудования, локализованного в России, — для концернов Wilo и Grundfos. Это были абсолютно новые заказчики, которые способствовали интенсивному росту объемов номенклатуры. Стали сотрудничать и с отечественными заводами по производству дорожно-строительной техники — выпускать для них тандемные тележки, мосты. Завод «Брянский арсенал», специализирующийся в производстве модельного ряда автогрейдеров, входящий в ГК UMG, теперь серийно на свою грейдерную технику устанавливает мосты ЧЗСА. Я неслучайно делаю акцент на мостах — это технологически довольно сложный продукт, не всем под силу научиться его делать, а наш завод имеет такие компетенции, и теперь мы их тиражируем.

То есть, когда я пришел на завод, он уже стоял на пути диверсификации производства, мы только усилили и ускорили работу в этом направлении: увеличили объемы поставок компонентов крупным машиностроительным предприятиям, нарастили объемы товарного производства в целом. Ну и запустили основной драйвер нашего развития — приступили к выпуску самоходной техники, прежде всего вилочных погрузчиков, а также тракторов и вездеходов.

— Почему вы решили зайти именно в нишу самоходной техники?

— Здесь никакого ноу-хау нет, просто оценили рынок с точки зрения спроса и производственных возможностей других предприятий. Вот если рынок дорожно-строительной техники, ДТС, насыщен отечественными производителями, то рынок вилочных погрузчиков выглядит диаметрально противоположно, хотя он более емкий в штуках и деньгах. При этом доля российских поставщиков в апреле 2021 года не превышала одного процента, так исторически сложилось в стране. Понимая, что есть гарантированный спрос, есть потребность рынка в вилочных погрузчиках, мы поставили себе задачу начать развивать эту нишу, завоевывая долю рынка для российского производителя.

Такая же история с электрическими тракторами и вездеходами — это нишевые продукты, которые по разным причинам сегодня в стране не производятся. Хотя универсальный электрический трактор по-прежнему востребован в фермерских хозяйствах, в тепличных комплексах как машина-хозяйка — везде, где использование бензиновой и дизельной техники нежелательно. И еще одна наша разработка — вездеход, грузовик для бездорожья, который является почти полным аналогом модели Merсedes Unimog. Это простая и надежная машина грузоподъемностью пять тонн, которую удобно использовать бурильным бригадам, службам лесоохраны, в коммунальном хозяйстве, строительстве — везде, где есть проблемы с проходимостью. В стране выпускаются либо автомобильные гиганты для бездорожья, либо что-то очень небольшое, в размер «Газели», а наш вездеход — золотая середина, мы его позиционируем так: короткая база, высокая проходимость.

То есть все названные продукты — нишевые, их производство в России было либо очень небольшим, либо полностью отсутствовало. Это с одной стороны, а с другой — мы отталкивались от своих технологических возможностей, от умения хорошо делать компонентную базу. Тогда и задумались: а почему бы нам не изготавливать на базе своих же компонентов готовые образцы техники? Считаю, мы сделали правильный вывод, что можем самостоятельно выпускать технику, и пошли в этом направлении.

Тормоза, которые не требуют обслуживания

— Но ведь новая техника — это другой уровень производства, конструкторско-технологической базы. Как быстро вы освоили все эти процессы?

— На самом деле небыстро осваивали. У нас работает сильная конструкторская служба как в составе завода, так и в партнерской компании из Сколково «Априорные решения машин», имеющей богатый опыт производства разных видов техники. От идеи до первых образцов прошло шесть-восемь месяцев, но это была только опытно-промышленная партия. Как только мы подошли к тому, чтобы запустить технику в серийное производство, то столкнулись с другой проблемой — ограничением поставок импорта. То есть изначально в погрузчиках были предусмотрены узлы и компоненты разных мировых производителей, что облегчало, если честно, задачу конструирования. Но по определенным причинам стало невозможно выпускать погрузчики в первоначальном варианте, технологические риски уже присутствовали. Поэтому в процессе освоения выпуска техники мы еще и глубоко модернизировали компонентную базу с целью ее локализации в России, этот процесс идет уже три года и, наверное, только в 2024 году завершится.

Наши вилочные погрузчики не являются чьей-то копией, это полностью собственная разработка, другое дело, что некоторые конструктивные решения мы где-то подсмотрели. К примеру, дизельный двигатель, который устанавливали изначально, был от компании Kubota — в тот момент самый массовый на подобных классах машин; мосты трансмиссии выбрали у одного из корейских производителей. Но в целом это разработка завода при использовании технических решений, которые уже открыты на нашем рынке.

— Чем ваши дизельные вилочные погрузчики отличаются от аналогов на рынке — по цене, качеству?

— На рынке представлено очень много разных брендов, я могу крупными мазками описать, как выглядит ситуация и чем мы лучше. Еще до февраля позапрошлого года было большое количество китайских производителей, в экономклассе и среднем, а также западные премиальные бренды. Китайский погрузчик грузоподъемностью две с половиной тонны стоил около двух миллионов рублей, премиальный западный — шесть миллионов. Мы находимся по цене где-то посередине. В чем отличие дешевых моделей от дорогих? Первое — в ресурсе для капитального ремонта основных узлов, а второе — в стоимости владения техникой, это ключевые параметры, на которых строится вся экономика и продвижение товара. И рынок условно делится 50 на 50, то есть половина потребителей выбирает дешевые китайские машины, а половина ищет только надежные премиальные бренды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая пятилетка Первая пятилетка

Нереальные цифры, которые показались советским руководителям неамбициозными

Наука
Не Москвой единой: какие регионы России стали центром развития локальной гастрономии Не Москвой единой: какие регионы России стали центром развития локальной гастрономии

Какие города России оказались первыми на пути движения гастрономического эшелона

Forbes
За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях За кадром: как женщины стараются развивать российскую киноиндустрию в новых условиях

Как дистрибьюторы в киноиндустрии поддерживаются выстраиваемые процессы

Forbes
8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным 8 нюансов, из-за которых даже идеально убранный дом кажется грязным

Оказывается, другие люди видят нюансы в уборке, которые мы не замечаем

VOICE
Михаил Владимирович Голицын и «Угли России» Михаил Владимирович Голицын и «Угли России»

Крупнейший специалист по геологии угля Михаил Голицын и роль угля в жизни России

Знание – сила
Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов Как 20 минут ежедневной ходьбы изменят вашу жизнь: 9 результатов

Как начать больше двигаться, не меняя кардинально свой образ жизни?

Psychologies
Самая длинная династия Самая длинная династия

О судьбе египетского рода, подарившего миру духи, археологию и монотеизм

Правила жизни
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техника
Отмыть неотмываемое: как избавиться от следов перманентного маркера с любой поверхности Отмыть неотмываемое: как избавиться от следов перманентного маркера с любой поверхности

Чем отмыть перманентный маркер с разных поверхностей без специальных средств

ТехИнсайдер
Постапокалипсис сегодня: почему сериал «Фоллаут» удачно вписывается во вселенную игры Постапокалипсис сегодня: почему сериал «Фоллаут» удачно вписывается во вселенную игры

Сможет ли сериал «Фоллаут» повторит успех игры?

Forbes
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Этот продукт содержит втрое больше пробиотиков, чем йогурт: что это такое? Этот продукт содержит втрое больше пробиотиков, чем йогурт: что это такое?

Есть кое-что полезнее, чем йогурт и содержащее больше пробиотиков!

ТехИнсайдер
Жительница Нидерландов решила сделать эвтаназию в 28 лет из-за депрессии Жительница Нидерландов решила сделать эвтаназию в 28 лет из-за депрессии

Как депрессия может довести человека до крайности и что об этом думают психологи

Psychologies
Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке

Все тренера «красно-белых», которые работали в клубе со времен Олега Романцева

Forbes
Как успокоить любимую женщину? Как успокоить любимую женщину?

Как оставаться целым, когда эмоции партнера зашкаливают?

Maxim
«Стены увидят и донесут»: история репрессированной школьницы Нины Луговской «Стены увидят и донесут»: история репрессированной школьницы Нины Луговской

Почему советская власть прошлась по школьнице Нине Луговской?

ТехИнсайдер
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых

Настоящее чудо на экране — анимация, главными героями которой стали... насекомые

ТехИнсайдер
5 добрых фильмов про собак 5 добрых фильмов про собак

Лучшие экранизации про братьев наших меньших.

Maxim
Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя

В каких случаях краткосрочное ОСАГО может быть выгодно?

ТехИнсайдер
Волка бьют не за то, что он сер Волка бьют не за то, что он сер

Почему в России с главным хищником не получится обойтись так, как в Европе

Наука
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии

Кинематограф работает с материалом человеческих трагедий

Правила жизни
Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов Как проникнуть в суть сознания: взгляд ученых и буддистов

Можно ли понять, что чувствует другой человек?

Psychologies
«Это что же, ваш мальчик?!» «Это что же, ваш мальчик?!»

8 советских актеров, чьи персонажи не соответствовали их реальному возрасту

Лиза
Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги

Почему основным законом природы стоит считать не борьбу за выживание

СНОБ
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
От музея братьев Васнецовых до древних динозавров: чем удивит туристов Кировская область От музея братьев Васнецовых до древних динозавров: чем удивит туристов Кировская область

Что посмотреть в Кировской области, куда обязательно сходить в ее столице?

ФедералПресс
Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене

Что делает Свифт особенной артисткой, ставшей ролевой моделью для миллионов?

Psychologies
Открыть в приложении