Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей

МонокльHi-Tech

Один для всех и все для одного

Минпромторг предлагает выдавать субсидии на запуск в России новых производств автокомплектующих. Дело хорошее, но гомеопатическими мерами хронически слабую отрасль поднять не получится. Нужны нестандартные меры по координации усилий автопроизводителей в части развития и унификации производства компонентов

Сергей Кудияров

Гидроблоки ABS в цехе первого в России завода по производству антиблокировочных систем НПП «Итэлма»

Министерство промышленности и торговли внесло в правительство проект постановления, согласно которому производители автомобилей и спецтехники смогут получать субсидию на организацию в России новых производств комплектующих и материалов на площадках ушедших с российского рынка иностранных инвесторов.

«В связи с уходом иностранных компаний с российского автомобильного рынка наиболее остро стоит задача загрузки простаивающих производственных мощностей, а также насыщения российского рынка автомобилями российского производства», — пояснил мотивы предлагаемого решения глава ведомства Денис Мантуров.

В случае принятия постановления мера поддержки начнет действовать уже с 2024 года. Субсидию смогут получить зарегистрированные в России организации на погашение льготных займов, привлеченных в Фонде развития промышленности (ФРП), и только в случае успешной реализации проекта. Сами займы выдаются под 1% годовых.

Предложение не лишнее: привлечение кредитных ресурсов сейчас в России весьма дорого, ключевая ставка ЦБ уже достигла 15% и не исключен ее дальнейший рост.

В то же время средства на развитие нужны: насыщение рынка автокомплектующими стало необходимым условием выживания отечественной автомобильной отрасли, да и достаточно комфортной жизни автомобилистов тоже.

Вот только отрасль уже дошла до столь бедственного состояния, что чисто рыночных мер вроде субсидирования инвестиционных проектов уже недостаточно. Действовать придется решительно и непопулярно.

В отверточной ловушке

Автопром в России еще не так давно позиционировался как пример истории успеха и образец для подражания. Все флаги в гости были к нам, и не с готовой продукцией, а с размещением заводов непосредственно в России.

На практике автопроизводство все больше сводилось к сборке автомобилей из компонентов, поступающих извне. В рамках освоения новых западных брендов и «осовременивания» брендов отечественных замещались даже те позиции, которые исторически, с советских лет, в нашей стране существовали.

По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял 45%, при этом локализация автокомпонентов для них не превышала 20% (уровень локализации рассчитывался по добавленной стоимости).

Масштаб бедствия сильно различался в зависимости от конкретной компании и выпускаемой модели. По данным самих компаний, в последнем довоенном 2021 году уровень локализации отечественных автосборочных производств варьировал от совсем скромных 25% у BMW, Hyundai и Kia, сходивших с конвейера калининградского «Автотора», 30% у владивостокских Mazda и Toyota из Шушар под Санкт-Петербургом до 60% у подмосковных Mercedes и 66–68% у моделей на сборочных заводах Renault в Москве и Тольятти (см. таблицу).

Даже в доску у отечественного и «полувоенного» КамАЗа накануне специальной военной операции доля импортных компонентов, по данным его отчетности, достигала 35%.

В группе ГАЗ в 2021 году отмечали: «Сегодня ни один автомобиль в России, даже самый локализованный, нельзя произвести без импортных компонентов. А некоторых критически важных систем — тормозных, рулевых, компонентов трансмиссии — в России просто нет, компетенции утеряны».

Зависимость российского автопрома от импорта, ранее проявлявшаяся в высокой доле импорта на рынке готовых автомобилей, в 2010-е перешла на уровень автомобильных компонентов и промежуточных товаров. Локализовано было производство лишь наименее технологичных компонентов (стекло, детали интерьера и т. д.) либо эта локализация была неглубокой.

Это поставило отрасль в зависимость от внешних факторов: как от валютного курса (ведь платить за импорт нужно не в рублях), так и от политической воли стран и компаний-поставщиков.

В результате на пике (в 2013 году) объем производства легковых автомобилей в России превышал 1,9 млн единиц, сборочные мощности под ожидания дальнейшего роста были доведены до 3,5 млн автомобилей в год. Но обвал рубля с 2014 года привел к тому, что реальные объемы выпуска болтались в интервале 1,2–1,5 млн легковых авто в год. А политически мотивированное бегство ряда западных компаний из России сбросило объем выпуска легковых автомобилей в стране до 450 тыс. единиц в 2022 году — троекратное падение к уровню предыдущего года и минимальный уровень за всю постсоветскую историю (см. график 1). Выпуск грузовых автомобилей, столь нужных фронту и тылу в условиях СВО, по итогам 2022 года сократился на четверть, до 140 тыс. единиц.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Долг превращается в токены Долг превращается в токены

Узбекская HUMO начала выпуск токенов, обеспеченных национальным госдолгом

Монокль
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Uber в образовании Uber в образовании

Может ли искусственный интеллект заменить учителя?

ТехИнсайдер
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова о превосходстве содержания над изображением

Ведомости
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта

Какие цифровые инструменты используются при измельчении руд

ТехИнсайдер
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела

ГПП-1 помог снизить массу тела при ожирении без сахарного диабета

N+1
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров Как отели используют TikTok и Reels для продаж — и зачем делают из горничных инфлюенсеров

Reels и TikTok могут продать отель не по цене, а по ощущению

Inc.
Открыть в приложении