Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд

МонокльБизнес

Идем на рекорд со своей тележкой

Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд, успешно преодолев бегство зарубежных поставщиков. Отечественным вагоностроителям удалось освоить выпуск критических деталей и узлов для инновационных вагонов

Сергей Кудияров

Работницы Тихвинского вагоностроительного завода маркируют готовый инновационный вагон. Александр Демьянчук/ТАСС

По итогам прошлого года производство грузовых вагонов подскочило более чем на четверть, до 63,5 тыс. единиц. По итогам года нынешнего игроки этого рынка ждут еще более внушительных результатов — до 72 тыс. В таком случае это будет второй по величине результат в «новой» истории отрасли. Для сравнения: пиковый объем производства грузовых вагонов во всех республиках СССР составлял 72,4 тыс. единиц (рекорд 1974 года).

Напомним, что с 2004 года ранее контролировавшее железнодорожный транспорт Министерство путей сообщения (МПС) было преобразовано в РЖД (путевая инфраструктура, локомотивная тяга, пассажирские перевозки) и множество частных операторов грузовых железнодорожных перевозок.

Либерализация железнодорожных грузоперевозок вызвала стремительный рост спроса на грузовые вагоны, что, в свою очередь, подхлестнуло их выпуск в стране. Постройкой грузовых вагонов стали заниматься вагоноремонтные заводы, заводы металлоконструкций, был даже отстроен (и официально запущен в 2012-м) новый гигант отечественного вагоностроения — Тихвинский вагоностроительный завод (в структуре ОВК).

Итого, по данным Росстата, выпуск грузовых вагонов в России увеличился с 35,3 тыс. единиц в 2004 году до 71,7 тыс. единиц в 2012-м, более чем вдвое. А производство наиболее массового типа подвижного состава — полувагонов (используются для перевозки угля, руд, минеральных грузов) — выросло с 13,7 тыс. единиц в 2004 году до 41,2 тыс. единиц в 2012-м, более чем втрое (см. график 1).

Однако рынок оказался перенасыщен, захлебнулся от избыточного предложения. И отрасль железнодорожного машиностроения уверенно влетела в кризис перепроизводства.

Уже в 2013 году объем выпуска грузовых вагонов обвалился до 60,1 тыс. единиц, и железнодорожное машиностроение полетело вниз. В 2015 году в России было выпущено всего 28,7 тыс. грузовых вагонов (в том числе 17 тыс. полувагонов).

Такой провал сделал отрасль объектом пристального внимания государства, принявшего целый ряд мер поддержки вагоностроителей, довольно неприятных для собственников и операторов вагонного парка. Так, в 2015 году с подачи президента было запрещено продление срока эксплуатации грузовых вагонов (25 лет), чтобы вынудить собственников списывать «старичков» и загружать заводы заказами на выпуск новых вагонов.

Тенденцию удалось переломить. Уже в 2016 году в отрасли начался рост, который продолжался вплоть до пандемии, вновь обвалившей производство. А в 2022 году, с началом санкционной войны, отрасль в полной мере испытала свою зависимость от поставок ряда ключевых деталей и узлов из недружественных стран, в одночасье ставших недоступными. Однако к настоящему времени их удалось в значительной степени импортозаместить.

Инновации и омоложение

Основным рынком сбыта отечественного железнодорожного машиностроения являются наши же внутренние железнодорожные линии, как в структурах РЖД, так и вне их.

Железнодорожный вагон — штука достаточно долгоживущая, только стандартный срок его эксплуатации установлен на отметке 25 лет. Поэтому, как нетрудно догадаться, рост предложения вагонов привел к быстрому росту вагонного парка страна. Так, если в последнем «дореформенном» 2003 году парк грузовых вагонов России оценивался в 0,8 млн единиц, то уже в 2008-м он преодолел отметку 1 млн единиц, а к 2015-му достиг пикового значения — 1,23 млн единиц (см. график 2).

Для сравнения: по состоянию на январь 1993 года (на момент подписания соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР) совокупный парк МПС оценивался в 1,51 млн грузовых вагонов, в том числе России досталось 0,96 млн единиц.

Массовые списания старого подвижного состава привели к сокращению парка: его минимальное значение — 1,072 млн единиц — было достигнуто в 2016 году. Однако затем выпуск новых вагонов был сбалансирован, парк грузовых вагонов снова стал неуклонно увеличиваться. В 2021 году был превзойден предыдущий пик, а по итогам 2023-го парк грузовых вагонов достиг 1,32 млн единиц. А вот что будет дальше?

В силу специфики географического положения России как большой континентальной страны и ее экономики, оперирующей большими массами грузов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, строительных, металлов и конструкций), их экономически целесообразно перевозить именно с использованием железнодорожного транспорта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой

Вкусная на бутерброде, источник незаменимых витаминов — все это печень трески

РБК
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире Легенды со стрелками: 7 знаменитых часов в мире

О десяти самых знаменитых часах, расположенных в разных частях нашего мира

ТехИнсайдер
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Беспроигрышное вложение Беспроигрышное вложение

Что может сработать на национальную идею о многодетности?

Ведомости
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя

Некоторые змеи способны целиком проглатывать добычу, которая очень велика

N+1
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть

Как Москва сделала потребление культом и за сколько счастье можно купить

Правила жизни
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
Открыть в приложении