Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд

МонокльБизнес

Идем на рекорд со своей тележкой

Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд, успешно преодолев бегство зарубежных поставщиков. Отечественным вагоностроителям удалось освоить выпуск критических деталей и узлов для инновационных вагонов

Сергей Кудияров

Работницы Тихвинского вагоностроительного завода маркируют готовый инновационный вагон. Александр Демьянчук/ТАСС

По итогам прошлого года производство грузовых вагонов подскочило более чем на четверть, до 63,5 тыс. единиц. По итогам года нынешнего игроки этого рынка ждут еще более внушительных результатов — до 72 тыс. В таком случае это будет второй по величине результат в «новой» истории отрасли. Для сравнения: пиковый объем производства грузовых вагонов во всех республиках СССР составлял 72,4 тыс. единиц (рекорд 1974 года).

Напомним, что с 2004 года ранее контролировавшее железнодорожный транспорт Министерство путей сообщения (МПС) было преобразовано в РЖД (путевая инфраструктура, локомотивная тяга, пассажирские перевозки) и множество частных операторов грузовых железнодорожных перевозок.

Либерализация железнодорожных грузоперевозок вызвала стремительный рост спроса на грузовые вагоны, что, в свою очередь, подхлестнуло их выпуск в стране. Постройкой грузовых вагонов стали заниматься вагоноремонтные заводы, заводы металлоконструкций, был даже отстроен (и официально запущен в 2012-м) новый гигант отечественного вагоностроения — Тихвинский вагоностроительный завод (в структуре ОВК).

Итого, по данным Росстата, выпуск грузовых вагонов в России увеличился с 35,3 тыс. единиц в 2004 году до 71,7 тыс. единиц в 2012-м, более чем вдвое. А производство наиболее массового типа подвижного состава — полувагонов (используются для перевозки угля, руд, минеральных грузов) — выросло с 13,7 тыс. единиц в 2004 году до 41,2 тыс. единиц в 2012-м, более чем втрое (см. график 1).

Однако рынок оказался перенасыщен, захлебнулся от избыточного предложения. И отрасль железнодорожного машиностроения уверенно влетела в кризис перепроизводства.

Уже в 2013 году объем выпуска грузовых вагонов обвалился до 60,1 тыс. единиц, и железнодорожное машиностроение полетело вниз. В 2015 году в России было выпущено всего 28,7 тыс. грузовых вагонов (в том числе 17 тыс. полувагонов).

Такой провал сделал отрасль объектом пристального внимания государства, принявшего целый ряд мер поддержки вагоностроителей, довольно неприятных для собственников и операторов вагонного парка. Так, в 2015 году с подачи президента было запрещено продление срока эксплуатации грузовых вагонов (25 лет), чтобы вынудить собственников списывать «старичков» и загружать заводы заказами на выпуск новых вагонов.

Тенденцию удалось переломить. Уже в 2016 году в отрасли начался рост, который продолжался вплоть до пандемии, вновь обвалившей производство. А в 2022 году, с началом санкционной войны, отрасль в полной мере испытала свою зависимость от поставок ряда ключевых деталей и узлов из недружественных стран, в одночасье ставших недоступными. Однако к настоящему времени их удалось в значительной степени импортозаместить.

Инновации и омоложение

Основным рынком сбыта отечественного железнодорожного машиностроения являются наши же внутренние железнодорожные линии, как в структурах РЖД, так и вне их.

Железнодорожный вагон — штука достаточно долгоживущая, только стандартный срок его эксплуатации установлен на отметке 25 лет. Поэтому, как нетрудно догадаться, рост предложения вагонов привел к быстрому росту вагонного парка страна. Так, если в последнем «дореформенном» 2003 году парк грузовых вагонов России оценивался в 0,8 млн единиц, то уже в 2008-м он преодолел отметку 1 млн единиц, а к 2015-му достиг пикового значения — 1,23 млн единиц (см. график 2).

Для сравнения: по состоянию на январь 1993 года (на момент подписания соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР) совокупный парк МПС оценивался в 1,51 млн грузовых вагонов, в том числе России досталось 0,96 млн единиц.

Массовые списания старого подвижного состава привели к сокращению парка: его минимальное значение — 1,072 млн единиц — было достигнуто в 2016 году. Однако затем выпуск новых вагонов был сбалансирован, парк грузовых вагонов снова стал неуклонно увеличиваться. В 2021 году был превзойден предыдущий пик, а по итогам 2023-го парк грузовых вагонов достиг 1,32 млн единиц. А вот что будет дальше?

В силу специфики географического положения России как большой континентальной страны и ее экономики, оперирующей большими массами грузов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, строительных, металлов и конструкций), их экономически целесообразно перевозить именно с использованием железнодорожного транспорта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

50 оттенков Черного 50 оттенков Черного

Чем загрязнены морские акватории вблизи популярных российских курортов

Монокль
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Уйти в айти Уйти в айти

7 востребованных IT-профессий, которые можно освоить, даже если ты гуманитарий

Лиза
Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах Эксперт по продажам — о RFM-сегментации и бизнес-конкурсах

Как выправить ситуацию в «проседающей» компании

РБК
Крым: как устроить человеческое житьё Крым: как устроить человеческое житьё

Летом 1920 года в Крыму царил осторожный оптимизм

Дилетант
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
«Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести «Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести

Чем интересна адаптация повести «Вам и не снилось...» — драма «Вера»

Forbes
На Alibaba нашлась машинка для производства алмазов за скромные деньги. Но есть подвох На Alibaba нашлась машинка для производства алмазов за скромные деньги. Но есть подвох

Можно ли делать алмазы в гараже?

ТехИнсайдер
Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии

Как оставаться активным в старшем возрасте, где искать для этого мотивацию?

СНОБ
Мухи у них Мухи у них

Краткая история «Повелителя мух» в 20 пунктах

Weekend
Эффект Расемона: что это означает и как с ним бороться Эффект Расемона: что это означает и как с ним бороться

Эффект Расемона: разбираем происхождение термина и причины этого феномена

Psychologies
Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться

Наиболее яркие примеры влияния погоды на образовательный процесс

Forbes
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Сделано в Питере. Сделано по-питерски… Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

Монокль
Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу Отнюдь не проявление грусти: почему у кота слезятся глаза и когда стоит бить тревогу

Почему кошки иногда плачут?

ТехИнсайдер
Явления одного тика Явления одного тика

Нервный тик: чем вызвано это расстройство и как правильно на него реагировать?

Лиза
Ученые заявили, что при стрессе на работе «надежда полезнее, чем осознанность» Ученые заявили, что при стрессе на работе «надежда полезнее, чем осознанность»

Во время стресса важнее «смотреть вперед», а не жить «здесь и сейчас»

ТехИнсайдер
Один раз, еще не жена Один раз, еще не жена

Однажды я провел за два года три свадьбы у одной и той же невесты!

Men Today
Корали Фаржа: Наше общество только в начале длинного пути достижения гендерного равенства Корали Фаржа: Наше общество только в начале длинного пути достижения гендерного равенства

Корали Фаржа о работе с Деми Мур и репрезентации женского тела

СНОБ
«Больше нуждается в евреях, чем в пекарях»: как разные народы уживались в Венеции «Больше нуждается в евреях, чем в пекарях»: как разные народы уживались в Венеции

Глава из книги «Венеция. История воды и суши»

Forbes
Индикатор планеты Индикатор планеты

Арктика – главный и наиболее чувствительный индикатор климатических изменений

Отдых в России
Открыть в приложении