Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд

МонокльБизнес

Идем на рекорд со своей тележкой

Выпуск грузовых вагонов в России снова идет на рекорд, успешно преодолев бегство зарубежных поставщиков. Отечественным вагоностроителям удалось освоить выпуск критических деталей и узлов для инновационных вагонов

Сергей Кудияров

Работницы Тихвинского вагоностроительного завода маркируют готовый инновационный вагон. Александр Демьянчук/ТАСС

По итогам прошлого года производство грузовых вагонов подскочило более чем на четверть, до 63,5 тыс. единиц. По итогам года нынешнего игроки этого рынка ждут еще более внушительных результатов — до 72 тыс. В таком случае это будет второй по величине результат в «новой» истории отрасли. Для сравнения: пиковый объем производства грузовых вагонов во всех республиках СССР составлял 72,4 тыс. единиц (рекорд 1974 года).

Напомним, что с 2004 года ранее контролировавшее железнодорожный транспорт Министерство путей сообщения (МПС) было преобразовано в РЖД (путевая инфраструктура, локомотивная тяга, пассажирские перевозки) и множество частных операторов грузовых железнодорожных перевозок.

Либерализация железнодорожных грузоперевозок вызвала стремительный рост спроса на грузовые вагоны, что, в свою очередь, подхлестнуло их выпуск в стране. Постройкой грузовых вагонов стали заниматься вагоноремонтные заводы, заводы металлоконструкций, был даже отстроен (и официально запущен в 2012-м) новый гигант отечественного вагоностроения — Тихвинский вагоностроительный завод (в структуре ОВК).

Итого, по данным Росстата, выпуск грузовых вагонов в России увеличился с 35,3 тыс. единиц в 2004 году до 71,7 тыс. единиц в 2012-м, более чем вдвое. А производство наиболее массового типа подвижного состава — полувагонов (используются для перевозки угля, руд, минеральных грузов) — выросло с 13,7 тыс. единиц в 2004 году до 41,2 тыс. единиц в 2012-м, более чем втрое (см. график 1).

Однако рынок оказался перенасыщен, захлебнулся от избыточного предложения. И отрасль железнодорожного машиностроения уверенно влетела в кризис перепроизводства.

Уже в 2013 году объем выпуска грузовых вагонов обвалился до 60,1 тыс. единиц, и железнодорожное машиностроение полетело вниз. В 2015 году в России было выпущено всего 28,7 тыс. грузовых вагонов (в том числе 17 тыс. полувагонов).

Такой провал сделал отрасль объектом пристального внимания государства, принявшего целый ряд мер поддержки вагоностроителей, довольно неприятных для собственников и операторов вагонного парка. Так, в 2015 году с подачи президента было запрещено продление срока эксплуатации грузовых вагонов (25 лет), чтобы вынудить собственников списывать «старичков» и загружать заводы заказами на выпуск новых вагонов.

Тенденцию удалось переломить. Уже в 2016 году в отрасли начался рост, который продолжался вплоть до пандемии, вновь обвалившей производство. А в 2022 году, с началом санкционной войны, отрасль в полной мере испытала свою зависимость от поставок ряда ключевых деталей и узлов из недружественных стран, в одночасье ставших недоступными. Однако к настоящему времени их удалось в значительной степени импортозаместить.

Инновации и омоложение

Основным рынком сбыта отечественного железнодорожного машиностроения являются наши же внутренние железнодорожные линии, как в структурах РЖД, так и вне их.

Железнодорожный вагон — штука достаточно долгоживущая, только стандартный срок его эксплуатации установлен на отметке 25 лет. Поэтому, как нетрудно догадаться, рост предложения вагонов привел к быстрому росту вагонного парка страна. Так, если в последнем «дореформенном» 2003 году парк грузовых вагонов России оценивался в 0,8 млн единиц, то уже в 2008-м он преодолел отметку 1 млн единиц, а к 2015-му достиг пикового значения — 1,23 млн единиц (см. график 2).

Для сравнения: по состоянию на январь 1993 года (на момент подписания соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР) совокупный парк МПС оценивался в 1,51 млн грузовых вагонов, в том числе России досталось 0,96 млн единиц.

Массовые списания старого подвижного состава привели к сокращению парка: его минимальное значение — 1,072 млн единиц — было достигнуто в 2016 году. Однако затем выпуск новых вагонов был сбалансирован, парк грузовых вагонов снова стал неуклонно увеличиваться. В 2021 году был превзойден предыдущий пик, а по итогам 2023-го парк грузовых вагонов достиг 1,32 млн единиц. А вот что будет дальше?

В силу специфики географического положения России как большой континентальной страны и ее экономики, оперирующей большими массами грузов (топливно-энергетических, минерально-сырьевых, строительных, металлов и конструкций), их экономически целесообразно перевозить именно с использованием железнодорожного транспорта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Неалчный девелопер Неалчный девелопер

«Железно» доказал: можно строить качественное жилье и на низкомаржинальном рынке

Монокль
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Сделаем секс снова великим Сделаем секс снова великим

Как приложить усилия к тому, чтобы разжечь пламя страсти в паре с новой силой?

Men Today
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Открыть в приложении