Интервью с писателем Борисом Акуниным

СНОБРепортаж

Мне все равно, где писать

Григорий Чхартишвили

cec59660187ea0f011012398a48f505513d220831ccf899ce7aa420801040c60.jpg
Фото: Дмитрий Смирнов

У писателя Бориса Акунина в издательстве Bookmate вышел роман «Просто Маса» — спин-офф «Фандорина», причем сразу в бумажной, электронной и аудиоверсии. Эти версии дополняют друг друга, и если читатель хочет разгадать детективную историю, ему придется познакомиться со всеми тремя. Об этом романе, а также о сути писательского мастерства, проблеме выбора героя и автора, поиске «своих» и о свободе с писателем поговорила главный редактор «Сноба» Ксения Чудинова. Разговор состоялся в прямом эфире Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

Ɔ. Безусловной аксиомой является утверждение, что герой произведения не равен его автору. Однако, когда герой симпатичен, есть соблазн приписать его мысли, поступки и идеи автору романа. Тем более когда перед нами настолько метафоричная книга, полная максим и парадоксов. Вы тем не менее всегда подчеркиваете, что не равны вашим героям, что со своими героями вы предпочитаете вступать в отношения: так, с Фандориным вам нравилось разговаривать, а с Масой вы готовы дружить. Можете рассказать, с какими идеями Масы вы не согласны, а где — точь-в-точь ваши мысли?

Если вы хотите услышать мой голос и мои мысли прямым текстом, надо читать те материалы, которые подписаны именем «Григорий Чхартишвили» и относятся к категории нон-фикшн. Все, что относится к художественной литературе, — это полифония, это голоса моих героев, это не я так думаю и говорю, это они так думают и говорят. Иногда я с ними согласен, иногда я с ними не согласен, иногда они меня возмущают, иногда они у меня вызывают отвращение. Это бывает по-разному. Это мир, который я создаю, но участником и действующим лицом в нем не являюсь.

Ɔ. Я сделала себе выписки фраз, которые мне бы хотелось с вами обсудить. Например, мне очень понравилось, как Маса говорит, что бороться нужно не со злом, а с хаосом. Вы можете присвоить эту фразу себе? И в чем разница между хаосом и злом, как вы ее очерчиваете?

Видите ли, в чем дело: хаос — это жизнь. Потому что отсутствие движения, отсутствие хаоса — это энтропия, это статика, это смерть. Поэтому говорить, что хаос — это зло, нельзя. Давайте говорить не философски, а о жизни человека и человеческого общества. Есть два противоположных состояния: полный хаос и полная несвобода. История человеческого общества — колебание между этими двумя крайностями. Если полная несвобода — мы попадаем, условно, в Северную Корею. Если полная свобода и хаос, мы попадаем к батьке Махно, в 1919 год, и это ужас не меньший.

Самая главная задача в жизни человека и общества — найти правильный баланс свободы и порядка. Это очень тонкая вещь. И вот этот самый роман, «Просто Маса», помимо того, что это веселый приключенческий роман, меня занимает еще и с этой точки зрения. Поскольку там описана ситуация, в которой общество — в данном случае японское, а не российское, но законы одни и те же — мечется между крайним хаосом и перебором в сторону порядка. И то ужасно, и это ужасно. И это вопрос, кстати говоря, до сих пор открытый. Потому что ни сегодняшний мир, ни тем более сегодняшняя Россия правильной формулы сочетания первого и второго до сих пор не обнаружили.

Ɔ. А вы сами нашли для себя этот баланс порядка и свободы?

Я его ищу. Скажем так, я научился свою жизнь структурировать таким образом, что в каких-то ее ячейках я использую возможности хаоса, а в каких-то, наоборот, стараюсь установить полный порядок. Вообще, правильное творчество — это такой упорядоченный хаос. Наверное, можно, руководствуясь одним хаосом, написать короткое стихотворение. Но написать роман под действием хаоса вряд ли получится, или это получится «Доктор Живаго».

Ɔ. Почему вы так считаете?

Это антироман. Книга, написанная поэтом, который ничего не понимает ни в прозе, ни в архитектуре текста, ни в чем. Я получаю удовольствие, когда читаю его фрагментами, как стихи. Когда я читаю его подряд, я начинаю клокотать от возмущения. Хочется сказать: «Батенька, романы так не делаются!» У Михаила Шолохова, другого нобелевского лауреата, это получилось гораздо лучше.

Ɔ. Вернемся к теме баланса хаоса и порядка. Правильно я понимаю, что он должен быть внутренним, не зависящим от внешних обстоятельств? Его нужно постараться найти независимо от того, где живешь? Или все-таки важно, где ты живешь, важно окружение, важна страна?

Мне кажется, что человеку должно быть вполне достаточно внутреннего хаоса. И вообще, все главные приключения происходят внутри нас. А то, насколько ты зависим от внешней среды, определяется твоими возможностями. Завидный образ жизни — это когда ты влияешь на внешний мир больше, чем он влияет на тебя. Это довод, но непростая процедура. Однако мне кажется, что стремиться надо именно в эту сторону, о чем в свое время пел Андрей Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир».

Ɔ. Но все-таки нельзя жить в обществе и быть свободным от него, нельзя жить в государстве и быть свободным от него. Кажется, это было причиной, по которой вы уехали. Насколько я помню, вас буквально вынудили к этому обстоятельства: вас вызывали в Следственный комитет на основании каких-то надуманных показаний. Что это было?

Никуда меня не вызывали. Я съездил в Москву, у меня были какие-то публичные выступления, я встречался с друзьями, спокойно улетел обратно. И через день-два после моего приезда консьерж говорит: приходили люди из Следственного комитета, ни с того ни с сего ломились в дверь. Представитель СК, уже не помню его фамилии, говорил, что я скрылся от следствия. Я не скрывался. Для меня это вообще было открытие. В стране, где происходят такие вещи, лучше не бывать, если можешь себе это позволить. Я со своей профессией могу: мне все равно, где писать.

Ɔ. Я фанат группы Massive Attack, которая из каждого шоу делает антиглобалистские высказывания, пристально следя за деятельностью разных правозащитных организаций. Три страны, которые чаще всего подвергаются критике правозащиты по всему миру, — это США, Россия и Великобритания. Последняя — за свою миграционную политику и за то, что имеет право не предъявлять обвинения людям, задержанным по подозрению, например, в терроризме: человек может находиться за решеткой сколь угодно долго — 600 дней, 1000 или 3000, неважно. Вы чувствуете, что живете в стране, которая не очень про свободу, зато очень про правила?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Гороскоп совместимости: какая сумка подходит тебе по знаку зодиака? Гороскоп совместимости: какая сумка подходит тебе по знаку зодиака?

Выбрать сумку мечты в огромном разнообразии моделей очень сложно

Cosmopolitan
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Московский митинг 15 июля и его последствия Московский митинг 15 июля и его последствия

Рассказ политолога о митинге на Пушкинской площади

СНОБ
15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой 15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой

Поражает упорство, с которым слушатели постоянно и уверенно ошибаются!

Maxim
Что делать, когда все раздражает. Советы психолога Что делать, когда все раздражает. Советы психолога

Повышенная раздражительность может сигнализировать о нерешенных проблемах

РБК
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
«Идеальный фаундер — абсолютная утопия». Как строить отношения, когда в компании много партнёров «Идеальный фаундер — абсолютная утопия». Как строить отношения, когда в компании много партнёров

Сооснователь Skillbox о том, как добиться коллективного соглашения в компании

Inc.
Только между нами Только между нами

О женской дружбе редко услышишь что-то хорошее

Cosmopolitan
В чем секрет сверхвыносливости верблюдов В чем секрет сверхвыносливости верблюдов

Что есть у верблюдов, чего не хватает людям и многим другим животным?

СНОБ
Сладко-соленое: как и почему мы различаем вкусы Сладко-соленое: как и почему мы различаем вкусы

Как устроен механизм распознавания вкусов и можно ли его обмануть?

Популярная механика
Александр Зеленин и его отец изобрели стоячее рабочее место-тренажер, чтобы отучить людей от сидячего образа жизни. Вот что выходит из этой идеи Александр Зеленин и его отец изобрели стоячее рабочее место-тренажер, чтобы отучить людей от сидячего образа жизни. Вот что выходит из этой идеи

Как один стартап оседлал тренд на ЗОЖ и пытается внедрить его в коворкингах

Inc.
Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака? Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака?

Хочешь узнать, что может привести тебя в ярость?

Cosmopolitan
Ошибка ГИБДД: водителя лишили прав за чужое нарушение Ошибка ГИБДД: водителя лишили прав за чужое нарушение

Как можно лишить прав заочно?

РБК
Списали с натуры Списали с натуры

Загородный дом, оформленный студией “МК‑Интерио”

AD
Правила жизни Вуди Харрельсона Правила жизни Вуди Харрельсона

Актер, Техас, США, 59 лет

Esquire
Родительские инвестиции.  Как бросить офис и зарабатывать 380 млн в год на частных детских садах Родительские инвестиции.  Как бросить офис и зарабатывать 380 млн в год на частных детских садах

Как открыть успешную сеть английских детских садов

Forbes
5 старинных и легендарных мечей Азии 5 старинных и легендарных мечей Азии

Самые необычные мечи, созданные азиатским оружейным гением

Популярная механика
Как ездили в СССР: ограничения скорости, штрафы и дырки в правах Как ездили в СССР: ограничения скорости, штрафы и дырки в правах

Сто лет назад в российских городах существовали смешные лимиты скорости

РБК
Самострой: 7 фантастических архитекторов животного мира Самострой: 7 фантастических архитекторов животного мира

Животные хоть и не заканчивают вузов, но от природы удивительные инженеры

Популярная механика
Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе

Отношение к работе как к основной ценности в жизни устарело

Forbes
В тени «гонконгского Супермена»: подруга миллиардера Ли Кашина инвестирует в ИТ от его имени и зарабатывает миллиарды В тени «гонконгского Супермена»: подруга миллиардера Ли Кашина инвестирует в ИТ от его имени и зарабатывает миллиарды

Благодаря Солине Чау на ранних стадиях инвестиции получили Facebook, Zoom, Slack

VC.RU
«Я» — первая буква алфавита: здоровый эгоизм «Я» — первая буква алфавита: здоровый эгоизм

Регулярная забота о себе критически важна для сохранения здоровья

Psychologies
Nature (Великобритания): как «Фейсбук», «Твиттер» и другие массивы данных сделали революцию в социологии Nature (Великобритания): как «Фейсбук», «Твиттер» и другие массивы данных сделали революцию в социологии

В лагере социологов разгорелась своего рода борьба за власть

ИноСМИ
Как создатель полицейского сериала может стать миллиардером в эпоху протестов против силовиков Как создатель полицейского сериала может стать миллиардером в эпоху протестов против силовиков

Сериал «Закон и порядок» стал одной из самых прибыльных телевизионных франшиз

Forbes
Главное – сломать систему! Главное – сломать систему!

Интервью участников коллектива P22 Ивана Далматова и Ивана Привалова

Playboy
Типа на фиг: зачем нам нужны слова-паразиты Типа на фиг: зачем нам нужны слова-паразиты

Лингвист Максим Кронгауз объясняет смысл и предназначение слов-паразитов

Esquire
Не радиация и не холод: главная незримая угроза для человека в космосе Не радиация и не холод: главная незримая угроза для человека в космосе

Почему в космосе микробы могут быть смертельно опасными

Популярная механика
Настоящая «Лолита» — совратитель притворялся ее отцом и жил с ней 2 года Настоящая «Лолита» — совратитель притворялся ее отцом и жил с ней 2 года

Что же делал пятидесятилетний Ласалле с одиннадцатилетней Салли?

Cosmopolitan
Палеоантропологи нашли ашельское рубило из бедренной кости бегемота Палеоантропологи нашли ашельское рубило из бедренной кости бегемота

На стоянке Консо-Гардула обнаружили ручное рубило ашельской культуры

N+1
Открыть в приложении