«Мифы северных народов России. От творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана»
Какие божества и духи оберегают природу и покровительствуют людям
Фольклор коренных жителей севера лишен пословиц, знакомых нам былин или волшебных сказок. В нем преобладают мифы о сотворении мира, запреты и предписания, объясняющие правила поведения в социуме, а также эпосы, которые могут, например, ослабить мороз, привлечь удачу на охоте или выманить дух болезни из тела больного. В книге «Мифы северных народов России. От творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») антрополог и фольклорист Ольга Христофорова рассказывает, как коренные жители Сибири и Дальнего Востока устанавливали нормы и обычаи, объясняли происхождение мира и природные явления. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным родовым покровителям людей и животных, а также хозяевам местности, с которыми северные народы жили бок о бок.
Божества и духи земли
В фольклористике принято разделять мифологию на высшую и низшую. К первой относятся мифы о верховных богах, творцах и культурных героях. Ко второй — представления о божествах, более близких земному миру: о духах природы, домашних охранителях, демонах болезней и т. п. Если высших богов люди почитают и молят о милости, то с божествами низшего порядка они находятся в несколько иных отношениях. Таких духов можно не только попросить о помощи, но и обменяться с ними дарами или услугами и даже наказать провинившееся божество или прогнать его.
Разделение на высшую и низшую мифологию ввел немецкий фольклорист Вильгельм Мангардт. Важно понимать, что он основывал свою концепцию на изучении представлений о духах растительности, характерных для земледельческих народов. У охотников, рыболовов и скотоводов тайги и тундры мы видим несколько иную картину: между высшими и низшими божествами нет четких границ, есть много переходных категорий. Кроме того, верховные боги и культурные герои не только создали Вселенную и человека, но и до сих пор принимают активное участие в жизни людей.
Какие же категории божеств и духов Среднего и Нижнего мира мы можем выделить? Это нейтральные по отношению к людям духи-хозяева местности и владыки промысловых животных; благожелательные духи-хранители и помощники; вредоносные духи и демоны болезней. Характер этих мифологических персонажей, их поведение и способ взаимодействия с людьми зависят от того, к какому фольклорному жанру относятся истории о них. Если в космогонических мифах людей или еще нет, или они пассивный объект деяний богов, то в мифологических рассказах о недавних событиях люди становятся полноправными участниками происходящего, именно люди своими поступками влияют на то, каким будет настроение земных божеств и духов. Вот почему из поколения в поколение передаются правила, регламентирующие взаимные обязательства людей и их божественных соседей.