Место на карте: долина реки Бикин
Знакомимся с историей легендарных природных памятников России
В проекте «Место на карте» портал «Культура.РФ» вместе с Всемирным фондом дикой природы (WWF) рассказывает об удивительных природных памятниках страны: от дальневосточных Командорских островов до Куршской косы у Балтийского моря. В этом материале о долине реки Бикин.
- 288 видов животных
- 1,16 млн га — площадь национального парка «Бикин»
- XII век — время поселения первых людей в долине
Долина реки Бикин — место, где сохранились леса доледникового периода. Тут непальская куница харза охотится на сибирского соболя, а на одной таежной тропе можно встретить следы сразу трех диких кошек: амурского тигра, рыси и дальневосточного лесного кота. Здесь живут народы, поклоняющиеся духам тайги и хранящие древние правила охоты.
Русская Амазония
560-километровая водная артерия берет начало в горах Центрального Сихотэ-Алиня и впадает в Уссури. Бикин питают почти 5 000 водотоков, площадь бассейна реки — 22 300 квадратных километров, а ширина русла доходит до 35−40 метров.
В долине Бикина расположен крупнейший в Северном полушарии ненарушенный массив смешанных лесов, за что реку называют «русской Амазонкой». В верхнем и среднем течении на севере Приморского края сохранились участки древнейшей растительности. Такая флора была характерна для умеренного пояса периода палеогена, завершившегося более 23 миллионов лет назад.
Одно из реликтовых деревьев Бикина — бархат амурский. Из него можно получить пробку, аналогичную той, что делают в Средиземноморье из пробкового дуба. Еще один бикинский реликт, плодоносящую лиану актинидию, мы знаем по плодам ее «одомашненного» сородича — киви. Из представителей древней фауны на Бикине сохранилась кожистая черепаха трионикс, которая на 100 млн лет старше мамонта.
В Европе на широте Бикина простираются засушливые степи Болгарии, Причерноморья, Прикаспия. В этом же поясе расположены пустыни Средней Азии. А на Дальнем Востоке между 40-м и 50-м градусами северной широты раскинулась уссурийская тайга. Хвойные и широколиственные леса распространились благодаря влаге с Тихого океана и холодному воздуху из Якутии. Рядом с субтропическими лимонником и диким виноградом растут кедры, пихты и ели. С китайским женьшенем уживается багульник — растение из умеренного и субарктического поясов. В долине Бикина прекрасно себя чувствуют любимая скандинавами клюква и африканская лилия бразения. Рядом могут гнездиться восточноазиатская утка мандаринка и освоившая Сибирь и Гренландию утка каменушка. В одном ареале обитают бурый и гималайский медведи. Также в этих краях живет около 10% от всей популяции амурских тигров — самых крупных диких кошек планеты, единственного подвида тигра, научившегося жить в глубоких русских снегах.
В 2010 году долина реки Бикин была внесена в предварительный Cписок объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году в верхнем и среднем течении реки создали национальный парк «Бикин» площадью 1,16 миллиона гектаров — здесь реализуются программы по увеличению численности амурского тигра.
Тайга и люди
Первые тунгусо-маньчжурские племена поселились в уссурийской тайге на рубеже новой эры. В XII веке на Дальнем Востоке существовало государство, основанное племенем чжурчжэней. В лесах Бикина до сих пор находят их разрушенные временем крепости. По одной версии, удэгейцы — прямые потомки чжурчжэней; по другой, коренной народ жил здесь задолго до прихода чжурчжэней и сохранил свой традиционный уклад после распада государства.
Удэгейцы, нанайцы и орочи жили немногочисленными группами. Занимались охотой, рыбалкой, собирательством. Летом разбредались по тайге, зиму пережидали в стойбищах.
Первая русская экспедиция во главе с казаком Семеном Алтуфьевым поднялась по реке Уссури в 1654 году. Русские были поражены ловкостью, с которой аборигены управляли юркими вырубленными из стволов деревьев лодками оморочками и более устойчивыми батами. По-прежнему занимаются охотой, пушным и рыбным промыслом нанайцы и удэгейцы, живущие в селе Красный Яр — центре национальной культуры Бикина.
Удэгейцы называли амурского тигра Амба — так же, как главного духа удэгейского пантеона. Убийство тигра являлось страшным грехом. В книге «Дерсу Узала» исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев рассказал о схожих верованиях главного героя-нанайца: «Дерсу сильно испугался. Ведь тигр уходил, зачем он стрелял? Дерсу убежал. С той поры мысль, что он напрасно убил тигра, не давала ему покоя. Она преследовала его повсюду. Ему казалось, что рано или поздно, а он поплатится за это и даже по ту сторону смерти должен дать ответ».
Бикин на карте и в литературе
В XIX веке началось системное изучение труднодоступной долины Бикина. Французский миссионер де ла Брюнер писал в 1846 году о быте местного населения: «На Уссури ловля кеты соответствует нашей уборке хлеба: при недостатке ее голод опустошает страну». В 1860-е годы по рекам бассейна Уссури прошла первая лесоустроительная экспедиция под руководством капитана корпуса лесничих Александра Будищева. В 1882—1883 годах Бикин исследовала на 215 верст от места впадения в Уссури экспедиция подполковника Ивана Надарова.
Разные исследователи называли реку по-разному. Корень слова «Бикин» — удэгейский, означает «счастливое место». Но так как удэгейский язык был бесписьменным, впервые географические названия региона зафиксировали иностранцы. На французской карте XVIII века река называлась «Бишин». На китайской карте начала XVIII века отмечена река Бисиньхэ. На русских картах середины XIX века встречается Бишен-бира. В 1858 году исследователь Уссури Михаил Венюков записал реку Бики или Бикини. С 1861 года закрепилось название, записанное натуралистом Ричардом Мааком, — Бикин.
В XIX веке по притокам Уссури стали промышлять китайские охотники, золотодобытчики и собиратели женьшеня. Тогда же в этих краях стали селиться русские крестьяне и корейцы, которые принимали российское подданство. Огромный вклад в возделывание таежных земель внесли старообрядцы: в каждом старообрядческом поселении была мельница, пасека, там же выращивали хлеб.
В 1907 году восточные склоны Сихотэ-Алиня, бассейны рек Иман и Бикин изучала группа штабс-капитана Владимира Арсеньева. Он многое сделал для борьбы с браконьерством, был дружен с аборигенами, отстаивал их интересы перед правительством. Арсеньев увековечил Уссурийский край в литературе и создал жанр научно-художественного рассказа и научно-популярной монографии. Его книги «Дерзу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня», «По Уссурийскому краю», «Лесные люди удэхейцы» стали, как сейчас бы сказали, бестселлерами сразу после выхода. Всю жизнь Арсеньев работал над фундаментальным трудом «Страна Удэхе», но почти законченная рукопись после смерти автора была утеряна.
Портал «Культура.РФ» благодарит WWF России за помощь в подготовке материала.
Фото: turist-dv.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl