Принадлежит истребитель Су-57 к пятому поколению или нет
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), программа “И-21”, “изделие Т-50” или просто многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 — вершина отечественного авиастроения. Однако данный проект сопровождается множеством бурных обсуждений его целесообразности, качества изготовления и соответствия требованиям к современному боевому самолету с большим заделом на будущее.
История разработки этого истребителя насчитывает без малого 35 лет, но если брать ПАК ФА именно в сегодняшнем облике, то Су-57 создается уже почти две декады или четыре пятилетки. За это время было произведено около полутора десятков самолетов для различных испытаний. Успели даже начать серийную сборку строевых экземпляров, да судьба первого же из них быстро закончилась трагично — он разбился при неустановленных обстоятельствах в конце 2019 года.
Как это модно среди истребителей пятого поколения, самая крутая “Сушка” появляется на свет с большим трудом. И пока инженеры Опытно-конструкторского бюро Сухого и Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Гагарина (КнААЗ) упорно пытаются решить сложнейшие технические задачи, нам остается лишь анализировать скудную информацию, которая просачивается в прессу. И первые выводы о том, на что способен Су-57, уже можно сделать.
Ответить на вопрос в заголовке довольно просто: как мы уже установили ранее, к пятому поколению относятся все создаваемые в XXI веке боевые самолеты, если при их разработке используются последние технические достижения. В этом плане к “Сухому” навряд ли могут возникнуть какие-либо претензии, так что Су-57 — однозначно “пятерка”. Но если посмотреть глубже, то за термином “пятое поколение” все же прячется некий набор качеств, которым, согласно довольно размытому общественному и экспертному мнению, самолет обязан соответствовать.
Попробуем исходя из открытых данных оценить, насколько ПАК ФА отвечает следующим требованиям: крейсерская сверхзвуковая скорость, сверхмалая заметность в инфракрасном и радиодиапазонах и сверхманевренность, а также наличие мультиспектральных сенсоров с широким полем обзора и степень насыщенности современными компьютерными технологиями.
Сверхманевренность
Начнем, пожалуй, за здравие. Насчет чего сомнений практически никаких нет, так это насчет того, что “Сухой” сделал свой новый истребитель, как минимум, не отстающим по “вертлявости” от других своих моделей, например, Су-35. Двигатели Су-57 обладают отклоняемым вектором тяги в любом направлении, а также развитой механизацией крыла и более современной системой управления, чем предшественники. Открытым остается только один вопрос: будет ли доступна эта сверхманевренность строевым пилотам (за счет мощных компьютерных помощников) или только высокопрофессиональным единичным летчикам, которые специально тренируются для шоу.