Больной человек Европы
Поучительная и несколько душераздирающая история Турции (она же Османская империя, она же Великолепная Порта, она же Оттоманский халифат, она же Девлети Османи), проливающая свет на кое-какие события дня нынешнего.
События, которые происходят сейчас в Турции, – все эти странные перевороты, аресты учителей, военных и редакторов, непредсказуемое поведение президента Эрдогана и уличные протесты – не покажутся непонятными тому, кто хорошо представляет себе, что такое Турция. И главное, что нужно понимать и помнить о Турции, – это все еще Османская империя. Обрубленная со всех сторон, перепрошитая, раскромсанная и посыпанная дустом, но все-таки еще она. Не очень хладный ее труп.
Вспомним, что остальные территории рухнувшего гиганта по большей части не являются украшением планеты. Балканский котел, ставший родоначальником двух мировых войн и чуть не приведший к третьей, Сирия (без комментариев), арабо-израильский конфликт (не к ночи будь помянут), войны Ближнего Востока и революции Северной Африки – как видим, покой и процветание пока страшно далеки от многих бывших османских провинций и колоний. Да что далеко ходить, возьмем хоть Крымский полуостров – тоже ведь жемчужина из османского тюрбана. То есть жуткие последствия распада Османской империи продолжаются уже без малого сто лет и завершения мероприятий пока, похоже, не намечается.
Разрушение практически любой империи – это всегда событие масштабное и драматическое, но обычно способствующее развитию цивилизации в целом. Можем взять хоть Римскую, хоть Испанскую, хоть Британскую, даже Российскую (при всей ее особой колоритности) империю и увидеть один и тот же рисунок. Нация, опережающая соседей в развитии, подчиняет их себе, подгоняет под свою культуру, экспортирует в колонии прогрессивные технологии и нормы, сама подпитывается колониальными ресурсами, которые употребляет в том числе и на ускоренное свое развитие. В конце концов колонии и провинции, приблизившись к уровню метрополии, начинают активно стремиться на свободу, дряхлеющий центр пытается их удержать – и все это хозяйство взрывается, а на месте древней империи возникает пестрый ряд наций-наследников, которые, переосмыслив и развив по-своему культуру материнской цивилизации, выходят уже на новый цивилизационный виток. То есть какой-нибудь римлянин, Аэций трагический, вполне может оплакивать конец мира, глядя, как германцы насилуют римских дев и сушат кожаные штаны на разрушенных колоннах Форума, но проблема Аэция в том, что он не умеет высунуть нос из своего V века и увидеть, как потомки этих дев и этих германцев клепают «БМВ» и Америку открывают.
Османская же империя стоит совершенным особняком в этом ряду. Дело в том, что…
Но обо всем по порядку.
Откуда все пошло
В XII–XIII веках кайи, не очень большое мусульманское племя тюрков-огузов, подобно многим тюркским племенам улепетывали от монголов, заполняя собой Малую Азию. Кайи кочевали по Западной Анатолии, вполне успешно вырезали и подчиняли местные малые народы, облизываясь, смотрели на старую, жирную, неповоротливую Византию и подчинялись (почти условно) государству турок-сельджуков, которое тоже переживало не лучшие времена благодаря сыновьям и внукам Чингисхана. Кайи, несмотря на привычку к кочевому образу жизни, основали в Анатолии небольшой городок, жили тем, что сейчас мы бы, не колеблясь, назвали разбоем и рэкетом, и охотно принимали к себе всех головорезов исламского мира. Официально объявил свою территорию страной некий Осман, тогдашний предводитель этой шайки, он же порвал связи с сельджуками и стал править как умел. А уж как он правил, мы знать не можем, ибо документов об Османе осталось всего ничего, а османская историография и литература, воспевая величие и несравненную мудрость основателя империи, плела такие небылицы, что всерьез их рассматривать не берутся даже самые отчаянные турецкие патриоты. Мы знаем только, что он продолжал привлекать к себе бежавших от монголов тюрков и любых других мусульман, что жил этот союз племен войной и набегами, что это было не столько государственное образование, сколько армия, орда, что основной ее идеологией была священная война против неверных, если у этих неверных было чем поживиться. А у соседней Византии было чем поживиться, так что молва об успешных походах на греков Османа и его сыновей летела по Востоку, привлекая все больше башибузуков в ряды его войска. К XVI веку османы превратились в оседлый народ, они захватили Константинополь и все земли Византии, и их империя представляла собой огромную территорию, простиравшуюся от Алжира до Персии, она владычествовала на Средиземном море, подчинила себе Египет, все Балканы, Крым, Аравийский полуостров, Закавказье, страны Каспия, ходила походами на Вену, Киев и Москву, даже добиралась до Италии – в общем, расширялась стремительно и воцарялась жестко.
При этом тюрки-османы, прямо скажем, не являлись передовым народом – ни культурно, ни технологически. Даже вооружение у них отставало от лучших западных образцов, которые были представлены в том числе и огнестрельным оружием (им османы овладеют еще очень нескоро, а производить так никогда толком и не научатся). У турков не было поначалу даже флота. Но они были агрессивны и многочисленны, к их услугам были сокровища склеротичной, умиравшей Византии, которая к моменту появления турок уже сама готова была рухнуть, а весь исламский мир сделал ставку на турок, как на клинок, с помощью которого будет навеки повержен западный католический мир.
Впрочем, попытки атаковать действительно мощные европейские города и регионы, такие как Вена или Апулия, приводили к немедленной консолидации католического мира: европейцы на время забывали про свои разногласия и действовали сообща и рационально.
Но там, где население не было католическим или не имело серьезных связей с влиятельными европейскими игроками, – там турок чувствовал себя свободно и уверенно. При этом завоеватели против обыкновения не несли завоеванным ничего, кроме крови, слез и пота. Наоборот, качество жизни завоеванных резко падало. Образования турки толком не знали, строить не умели, дороги не мостили, сельским хозяйством занимались примитивнейшим, промышленность истребляли если не прямо, то всевозможными ограничениями, так как практиковали лишь самые простые кустарные ремесла. Кроме того, османы, понимая свою отсталость в промышленном вопросе, вывозили ремесленников с завоеванных территорий, иногда подчистую, и расселяли их в своих городах на правах полукрепостных. То есть ни о каком процветании под турецким владычеством на завоеванных территориях речи не шло. Наоборот, там практически сразу начинался явный регресс.