Манипуляция под прикрытием: как геймификация выкачивает из нас все деньги
Осознаем и противостоим.
Может, еще не каждый знаком с термином «геймификация», но точно все мы успели увидеть ее в действии. Если говорить простым языком, геймификация – это процесс наделения неигровых контекстов игровыми элементами. Благодаря этому все сложное и скучное становится понятным и увлекательным. Например, представьте себе какое-нибудь популярное приложение для изучения английского языка. Там пользователь проходит интересные квесты, получает баллы, его ассистентами являются мультяшные персонажи и так далее – наглядная геймификация в действии.
Понятное дело, что далеко не везде геймификация приводит к бесцеремонному опустошению карманов. Где-то она упрощает жизнь и приводит человечество к прогрессу. Однако сегодня многие компании очень активно используют игровые принципы для выкачивания из своих потребителей денег, а из сотрудников – лояльность.
Основное коварство геймификации заключается в том, что далеко не каждый видит ее предназначение. Поэтому мы намерены разобраться, когда она превращается в манипуляцию и что с этим делать.
Как понять, что нами манипулируют?
Вообще, мы не видим ничего плохого в том, чтобы жить играючи. Долой серьезные лица, мы будем веселиться – примерно по такому принципу было бы неплохо воспринимать действительность. Мы убрались дома, побегали в парке и наградили себя за это чем-то сладким – это тоже геймификация.
Но порой маркетологи и прочие эксперты втягивают нас в игры, о которых мы даже не подозреваем. Нам не всегда ясны их правила, а иногда мы вовсе не можем перестать в них играть.
Основная цель коммерческой геймификации заключается в том, чтобы мы подсели на предлагаемые товары, услуги или действия. Речь здесь не о физической зависимости, а скорее, о формировании привычки, без которой человеку будет сложно. Ведь так или иначе потребление любимого нами продукта вызывает прилив эндорфинов, а их отсутствие может напрямую сказаться на самочувствии.