«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»
Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Экранизация романа Льва Толстого «Семейное счастие» выходит в российский прокат 5 сентября. Рано потеряв родителей, юная Маша (Евгения Леонова) влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича (Евгений Цыганов), и он, немного подумав, отвечает ей взаимностью. Однако история на этом не заканчивается, это только начало. Ранний роман Льва Толстого перенесла на экран Стася Толстая — жена Ивана Толстого, прапраправнука писателя. Они вместе окончили актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Соловьева во ВГИКе.
Начнем с романа: вас ничего в нем не смутило?
Нет. Мне он показался очень кинематографичным. Кроме истории главных героев там подробно описаны, например, стрекотание кузнечиков, шелест листьев. Я читала, наслаждалась и в своей голове уже видела кино.

Стрекотание вы тоже сумели передать?
Во всяком случае, когда мы приехали снимать в Пирогово, наш звукорежиссер Рустам Медов был счастлив. Как правило, везде ездят машины, летают самолеты — и бедные звукорежиссеры сходят с ума, а здесь ни звука человеческой цивилизации, только бабочки и жучки. Разве что собака где-то далеко залает. Рустам все это записал, и у нас в фильме полностью оригинальный звук.
Сергея Михайловича сыграл Евгений Цыганов — актер «Мастерской Фоменко», в репертуаре которой есть своя версия «Семейного счастия». Смотрели?
Да. Выбирая актера на роль отца героини, мы с Женей даже размышляли, не пригласить ли Алексея Колубкова, который в спектакле играет Сергея Михайловича, передать привет. Но потом я решила позвать Алексея Розина, давно хотела с ним поработать. И теперь мечтаю снять его в роли побольше.


У Сергея Михайловича есть соперник — влюбленный в Машу маркиз. Почему вы выбрали на эту роль Влада Ценёва?
Влад — очень содержательный актер, а это, поверьте, огромная редкость — сочетание красоты и таланта. Мы долго искали образ маркиза, я не сразу утвердила Влада, и я благодарна ему за то, что он всегда приносил на пробы что-то новое. Я думаю, что он немножко по-другому себе представлял своего героя, но нам удалось найти компромисс. Если рассказывать историю маркиза целиком, он становится центральным персонажем. А мы не могли себе этого позволить, потому что это все-таки история Маши и Сергея Михайловича.
Вы ввели в историю нового персонажа — прежнюю возлюбленную Сергея Михайловича, которую очень тонко сыграла Юлия Снигирь.
Да. Я написала эту роль до встречи с Юлей, но, попробовав какое-то количество актрис, поняла, что ход не работает, и засомневалась, нужна ли мне вообще эта героиня. А потом мы поехали в Ясную Поляну готовиться к съемкам и учить Женю играть в старинную карточную игру «винт». Юля поехала вместе с ним, долго наблюдала за тем, как мы пытаемся учиться. Она мне так понравилась! Она, что называется, свой человек. И я сказала: «Юль, есть такая роль, мне неловко ее тебе предлагать, потому что она очень маленькая, но если бы это была ты, я была бы счастлива».
Юля послушала меня, чуть-чуть позадавала вопросы — и согласилась. Вообще, в этой картине снялись большие актеры, любимые публикой, и я очень благодарна им за поддержку. Со многими мы не были раньше знакомы. Ирина Розанова после премьеры подошла, взяла меня за руку и сказала: «Девочка моя, я теперь всегда с тобой. Зови в свои фильмы, хоть на эпизод». Услышать такое – настоящее режиссерское счастье! Это правильная энергия кино, я считаю.
Фильм снят очень разнообразно — там есть и ручная камера, и ироничные статичные кадры, и сцена петербургского бала в духе «Великого Гэтсби». Как вы формулировали задачу оператору Тиму Лобову?