Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин
В российских городах активно развивается сеть платных муниципальных парковок. За счет их организации местные власти рассчитывают заметно улучшить условия дорожного движения. Какие города оказались в лидерах по устройству парковочных мест, какие цены на стоянку и штрафы за ее неоплату установлены в мегаполисах — читайте в нашем обзорном материале.

Города-лидеры
Компания «Дорнадзор» опубликовала очередной рейтинг городов России по развитию платного парковочного пространства. В исследовании рассматривались все города РФ, где организованы муниципальные платные парковки как вдоль улично-дорожной сети, так и на специализированных стоянках. В рейтинге 2024 года участвуют 24 города из прошлых выпусков, пять городов, не участвовавших ранее, и девять городов, только запустивших парковки в течение года с момента выхода предыдущего сборника.
По итогам 2024 года рейтинг возглавила следующая пятерка: Москва, Краснодар, Казань, Белгород, СанктПетербург. Эти города уже третий год подряд удерживают лидерские позиции.
В пресс-службе ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» сообщили, что с 2015 года цена на стоянку в зоне платной парковки в Петербурге менялась один раз. Так, с 1 декабря 2021 года почасовой тариф для легковых машин был увеличен с 60 до 100 рублей. Одновременно с этим расширилась зона платной парковки, охватив 71 улицу Центрального района в границах Невского проспекта, Воскресенской набережной, Синопской набережной и набережной реки Фонтанки. При этом для жителей платной зоны тариф на оформление годового парковочного разрешения остался неизменным.
Изменение тарифов было направлено на повышение оборачиваемости парковочных мест, сокращение «блуждающего трафика» и обеспечение доступности парковки для жителей платной парковочной зоны. Плата за пользование платными парковками вносится в размере, установленном комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
Штраф за нарушение правил пользования платной парковкой составляет 3 тыс. рублей. В 2024 году за неоплату парковки на территории платного парковочного пространства было вынесено 809 582 постановления. В 2023 году — 587 737 постановлений.
В первом полугодии 2025 года Санкт-Петербург получил 2,36 млрд рублей от оплаты платных парковок, что выше показателей за аналогичный период 2024 года.
В рамках повышения эффективности работы системы платных парковок Санкт-Петербурга до конца текущего года планируется расширение единого городского платного парковочного пространства на 1100 машино-мест. Расширение будет реализовано на 29 участках улично-дорожной сети в Адмиралтейском и Центральном районах, ранее не включенных в зону платной парковки по ряду организационных и юридических причин. При этом 10% от общего количества новых мест будут предназначены для бесплатного использования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В пресс-службе мэрии Казани сообщили, что на сегодня на территории города организовано 10 727 машино-мест на 503 участках улично-дорожной сети.
В текущем году организовано 1506 машино-мест на 42 участках уличнодорожной сети, которые ведены в эксплуатацию 16 апреля. До конца года планируется организовать еще порядка 1500 мест.
В этом году были изменены тарифы на муниципальную парковку как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Всего корректировка тарифа коснулась 1213 машино-мест, что составляет порядка 14% от их общего количества.
Средняя стоимость размещения транспортных средств на муниципальных парковках установлена 50 рублей в час. Это цена, позволяющая иметь зону гарантированной парковки и обеспечивающая возможность быстро найти свободное парковочное место. Основными критериями правильно выбранного тарифа являются оборачиваемость парковочных мест, а также их загрузка — она не должна превышать 85% и опускаться ниже 30%.
С начала 2025 года вынесено более 76 тыс. постановлений в связи с неуплатой за размещение транспортных средств на парковочных местах. Сумма штрафа составляет 2500 рублей.
В целях наведения порядка, исключения стоянки автомобилей на муниципальных парковках со снятыми номерами с 2021 года ведется работа по установке блокираторов на колесо автомобиля для привлечения к административной ответственности нарушителей. На блокираторе колеса указывается номер телефона контакт-центра исполнительного комитета Казани, а также на лобовом стекле автомобиля размещается уведомление о блокировке колеса. Специалистами исполнительного комитета ежедневно проводятся рейды.
В результате принятых мер количество парковочных сессий увеличилось более чем на 70%, а сумма оплат за парковку — на 58%. На сегодня размещение автомобилей со снятыми государственными номерами носит единичный характер.
Для борьбы с закрытыми посторонними предметами госномерами автомобилей, стоящих на муниципальных парковочных местах, контрольной службой МКУ «Организатор городского парковочного пространства» регулярно проводится работа по их очистке. В обязанности инспекторов службы помимо очистки государственных номерных знаков входит фотофиксация нарушений и проведение профилактических бесед с нарушителями. После фотофиксации транспортных средств с закрытыми номерами владельцы данных автомобилей привлекаются к административной ответственности.
Какова ситуация с платными парковками в других городах
Наибольший прирост по количеству баллов в рейтинге был зафиксирован среди тех городов, в которых было много плоскостных парковок, ранее не включаемых в расчет, — в Ставрополе и Красноярске. Однако это не сказалось на общем положении в рейтинге, так как методика учитывает общее развитие системы, а не только прирост по баллам за счет увеличения количества мест.
Красноярск
В администрации Красноярска сообщили, что организацией платных парковок занимается оператор МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Стоимость парковки составляет 25 рублей в ч ас.
Штраф за неоплату парковки в Красноярске — от 300 до 800 рублей. За первый квартал 2025 года в Центральном районе (где и расположено подавляющее большинство платных парковок) было рассмотрено 295 дел о нарушениях правил парковки, сумма назначенных штрафов составила более 780 тысяч рублей — вдвое больше, чем в 2024 году. Однако в эту сумму входит не только неоплата парковки, но и парковка в неположенном месте.
Большинство платных парковок — 15 — расположены в центре города.
В дальнейшем предполагается оборудовать две платные парковки на месте существующих бесплатных стоянок: первая — рассчитанная на 35 машин, у Красноярской краевой больницы, вторая — на 80 мест, на улице Республики.
Нижний Новгород
В бюджет Нижнего Новгорода за пользование платными парковками поступило 148,5 млн рублей. В 2025 году за пользование платными парковками в бюджет поступило 37,9 млн рублей.
С начала 2025 года было выписано 32 554 штрафа за неоплату парковки.
Сумма наложенных штрафов за этот период составила почти 45 млн рублей. С момента запуска платных парковок сумма полученных штрафов превысила 234 млн рублей.
На данный момент увеличение платы за пользование платными парковками в Нижнем Новгороде администрацией города не рассматривается.
Пользователям парковок (парковочных мест) запрещается размещать там авто с отсутствием одного или более государственного регистрационного знака.
Управлением административно-технического и муниципального контроля проводятся мероприятия по эвакуации автомобилей. В 2025 году эвакуировано 23 автомобиля, за весь период — 56.
Калининград
В МКУ «Городская служба автопарковок» Калининграда сообщили, что в 2024 году снижена плата за пользование платными парковками (парковочными местами), расположенными по улице Согласия, улице Гайдара, с 70 рублей в час до 50 рублей в час. Такое решение принято по результатам мониторинга уровня заполняемости парковок.
Административной ответственности за невнесение платы за размещение авто на платных парковках не установлено.
При этом до конца 2025 года в Калининграде запланировано создание еще восьми платных парковок.
Владивосток
Платные парковки функционируют на территории Владивостока с 25 ноября 2022 года. В 2022 году размер платы за пользование зависел от категории транспортного средства и расположения территориальной зоны. Для легковых автомобилей (категория «В») стоимость составляла от 35 до 150 рублей в час.
В июне 2025 года был пересмотрен размер платы за парковку. В среднем плата увеличилась в два раза и для легковых автомобилей теперь варьируется от 50 до 300 рублей в час. Повышенные тарифы (от 150 рублей и более) установлены на самых загруженных улицах города, таких как улица Светланская, Океанский проспект, улицы Адмирала Фокина, Уткинская, Уборевича, Пологая, Пограничная, где заполняемость парковок достигает 90 – 100%.
Для парковки в закрытых парковочных зонах на 8 и более часов действует фиксированный тариф — 250 рублей.
Оператор взимает плату за пользование парковками в будни с 8 часов до 19 вечера. В рабочие дни в период с 19 часов до 8 утра, а также в выходные и нерабочие праздничные дни пользование парковками осуществляется бесплатно.
На данный момент в городе насчитывается 49 платных парковочных пространств.
Администрация Владивостока создает и другие платные парковки в городе. Например, автоматизированная многоуровневая парковка в центре в районе улицы Бестужева. В 2024 году озвучивались планы по строительству еще одной платной городской парковки в районе Корабельной набережной в центре.
Штраф за неоплаченную парковку составляет 1,5 тыс. — 3 тыс. рублей для физлиц, 5 тыс. — 10 тыс. рублей для юрлиц.