Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

МонокльОбщество

Недообход Хабаровска

Скверная проработка проекта региональной концессии по сооружению платной автодороги — обхода Хабаровска обременила краевой бюджет тремя миллиардами рублей ежегодных расходов. А хабаровчане предпочитают по старинке пробиваться через весь город по пробкам

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ). Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Александр Ивантер

Пятнадцатого июля 2022 года заработала первая на Дальнем Востоке России скоростная автомобильная трасса. Четырехполосная магистраль категории IБ протяженностью 27,1 км (с развязками и сопутствующими дорогами — почти 53 км), построенная инфраструктурным холдингом ВИС, должна была разгрузить дорожную сеть Хабаровска от транзитных автомобилей, следующих по федеральным трассам «Уссури», «Восток» и «Амур». Первый транспортный ГЧП-проект в ДВФО запускался с большой помпой, получил множество хвалебных отзывов и наград.

Однако спустя три года эксплуатации фактический трафик на обходе Хабаровска отстает от проектного, заложенного в финансовую модель концессии, более чем в два раза, и концедент вынужден доплачивать частной стороне порядка трех миллиардов рублей в год. К огромному сожалению, новая трасса не привела и к сколько-нибудь заметному улучшению автодорожной ситуации в крупнейшем городе Дальнего Востока, 616-тысячном Хабаровске.

Что же пошло не так?

Первый дальневосточный блин

Концессионное соглашение между правительством Хабаровского края (концедент) и ООО «Региональная концессионная компания» (входит в группу ВИС) о реализации проекта обхода Хабаровска было подписано в конце 2016 года. Непосредственное строительство началось через год — в ноябре 2017-го. Первоначальная стоимость проекта оценивалась в 40 млрд рублей, но окончательный объем затрат достиг около 48 млрд, при этом весь перерасход на стадии стройки лег на концессионера, итоговый вклад которого составил 18 млрд рублей (см. график).

Фактически трасса была построена в октябре 2021 года, но принята в эксплуатацию лишь восемь месяцев спустя, когда были устранены многочисленные недочеты, выявленные по итогам строительства.

Изначально прогнозировалось, что интенсивность движения на дороге составит около 25 тыс. транспортных средств в сутки (тсс). Модельные расчеты показывали, что такой трафик по новому обходу позволит сократить внутригородской трафик в Хабаровске на 20%. Расчетная скорость движения по скоростному маршруту закладывалась на уровне 120 км/ч. Число полос движения на новой трассе — четыре, число транспортных развязок — шесть, количество пунктов взимания платы — шесть. Эти параметры должны были обеспечить безубыточность инфраструктурного проекта.

Концессионное соглашение было заключено на 15 лет, из которых 3,5 года — инвестиционная стадия, 11,5 — эксплуатационная стадия. В соответствии с соглашением концессионер обязуется обеспечить софинансирование затрат на строительство объекта; осуществить его строительство и ввод в эксплуатацию; эксплуатировать объект; обеспечить сбор выручки в пользу концедента (Хабаровского края) и после прекращения действия соглашения передать объект краю.

В свою очередь, концедент получает выручку от сбора платы, а затем из этой суммы осуществляет плату концедента, которая состоит из операционной части, покрывающей текущие расходы на содержание и ремонт дороги, долговой части (тело долга, проценты) и акционерной части (доходность концессионера, налоговые платежи). В случае, если выручки оказывается недостаточно для осуществления выплат, эта разница компенсируется из регионального бюджета.

Первые годы эксплуатации объекта принесли шокирующе слабые результаты. В 2023 году интенсивность движения по платному обходу составила 4971 тсс, в 2024-м — 6952 тсс. В нынешнем году трафик вырос до 9942 тсс, но все еще остается более чем вдвое ниже плановой отметки (25 тыс. тсс). Существенного прироста интенсивности практически на треть в 2025 году удалось добиться путем увеличения верхней границы скоростного режима с 90 до 110 км/ч. В дальнейшем такого скачкообразного роста уже не случится. Более вероятен естественный рост трафика темпом не более 2% в год, что соответствует прочим дорожным проектам в России.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Риски ближневосточного салуна Риски ближневосточного салуна

Мир старается не заметить очередной удар по системе глобальной безопасности

Монокль
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом

Чем Иран навлек на себя гнев западной цивилизации?

Монокль
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
«Я понял Японию. От драконов до покемонов» «Я понял Японию. От драконов до покемонов»

Как японцы видят общество вокруг себя

N+1
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад

Как ученые установили датировку древнего черепа из пещеры Петралона

N+1
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
«И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла» «И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла»

Куликовская битва — одно из самых знаменитых сражений в российской истории

Дилетант
Подруга друга Подруга друга

Могут ли мужчина и женщина просто дружить?

Лиза
Живот одобрит Живот одобрит

Чем питаться при синдроме раздраженного кишечника

Лиза
Благородная роскошь Благородная роскошь

Московский интерьер на стыке классики и современности с ощущением роскоши

SALON-Interior
Учебная тревога Учебная тревога

Как устроена система образования в странах Азии и почему она вызывает опасения

РБК
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
«Греческим языком не переломить проблемы школы» «Греческим языком не переломить проблемы школы»

О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

Монокль
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Русские страсти Русские страсти

Об экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

СНОБ
Обойти финансовые ловушки Обойти финансовые ловушки

Деньги приходят легче тогда, когда о них меньше думаешь как о цифрах

Psychologies
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Техника Техника

Новинки техники, выводящие восприятие мира на новый уровень

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162% Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162%

Категория «Уход за животными» стала самой быстрорастущей на рынке услуг

Forbes
Показывают то, что скрыто Показывают то, что скрыто

Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

Weekend
Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
Открыть в приложении