Макс фон Сюдов скончался в возрасте 90 лет
Вспоминаем, как Ингмар Бергман открыл нам Сюдова и создал его главный образ – отчужденного странника, степного волка, вечно сражающегося с судьбой.
Максу фон Сюдову было всего 27 лет, когда на скалистом берегу он сыграл со смертью в шахматы в фильме Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Он казался куда старше своих лет, будто со смертью они были ровесники и сражались наравне друг с другом. Это был 1957 год, первый фильм Сюдова у Бергмана, еще несколько десятилетий они будут работать вместе. В каком-то смысле шведский классик и выковал из артиста его невероятный и бессмертный образ — отчужденного странника, степного волка, вечно сражающегося с судьбой.
Сюдов начинал свою карьеру в театре с ролей волшебника Просперо из шекспировской «Бури» и Пер Гюнта из пьесы Ибсена. В какой-то степени до конца своей карьеры он продолжал исполнять эти две роли: задумчивый и непроницаемый взор Сюдова хранил в себе печать неведомой тоски, внутреннего напряжения и загадочности. Его актерская игра всегда оставалась эмоционально сдержанной, скупой – Сюдов прятал психологический надрыв своих героев под маской спокойствия, тихого отчаяния. Пожалуй, одним из наиболее характерных его образов можно назвать сомневающегося прихожанина церкви в «Причастии». Герой Сюдова спокоен внешне, но опустошен внутри – он утратил веру, больше не слышит Бога, и сухие слова священника лишь подталкивают его к жестокому решению – покончить с собой. В том же отчаянном положении находился художник Юхан в сюрреалистическом хорроре «Час волка» и невротичный убийца в «Стыде». Бергман давал Сюдову самые сложные, многогранные роли святых грешников, обезумевших бунтарей и вдумчивых гениев.