Профессиональная ориентация: что это такое и можно ли выбрать карьеру с помощью теста
В конце 2022 года 71% россиян планировали сменить место работы — это почти на треть больше, чем в 2021 году. Согласно статистике, 39% из них готовы уйти в новую профессию и начать карьеру с начала. Помочь с этим им может профессиональное ориентирование — практика, которая зародилась еще в конце XIX столетия и остающаяся по-прежнему актуальной. Forbes Life изучил, как развивался процесс поиска профессиональной ориентации на протяжении истории и как он устроен сейчас.
История профориентации — от «страны советов» до демократии девяностых
Профессиональная ориентация — это комплекс различных процессов, от образования и тестирований до стажировок и общения с профессионалами, которые помогают человеку определиться с выбором сферы своей карьеры в будущем. Несмотря на то, что сегодня этим вопросам уделяют все большее внимание вузы и медийные площадки для поиска работы, само понятие профориентирования появилось еще в конце XIX века (причем в России даже несколько раньше, чем в США) — и в течение более, чем столетия, развивался предельно скачкообразно.
Одними из первых в России о вопросе профессиональной ориентации задумались педагог Николай Кареев и социолог Лев Питражицкий. Свои размышления они публиковали в книгах «Выбор факультета и прохождение университетского курса» и «Университет и наука»: в них, помимо объяснения устройства вузовского образования в 1890-1900 годах, рассказывалось и о возможных профессиях, доступ к которым давало обучение в университете, а также компетенциях и навыках, которые требовались для этих профессий. К концу десятых годов XX века свой вклад в тему профориентирования внес психолог Николай Рыбников. В статье «Психология и выбор профессии» он разобрал десятки карьерных путей, требующих высшего образования — учителя, журналиста, коммерсанта, статиста, священника и не только. Подобные труды посвящались и студентам университетов, и школьникам — лидером в этом направлении был Педагогический музей учительского дома в Москве.
В двадцатых годах XX столетия профессиональная ориентация стала компетенцией советских министерств — в частности, Народного комиссариата труда и Центрального института труда. Именно в последнем в 1922 году была открыта лаборатория психотехники, где профессии рассматривались с точки зрения психологии, благодаря чему исследователи выясняли, каких навыков требуют те или иные карьерные пути и какие из них наиболее востребованы в тот или иной период развития страны. Вопросы профориентирования среди школьников возлагались на плечи педагогов, а со взрослыми работали профессиональные консультанты из специально созданных для этого «бюро профконсультаций». Исследовательская деятельность развивалась бурными темпами: количество школьников и студентов, бесплатно проходивших карьерное ориентирование, за чуть более, чем 10 лет, достигало почти трех миллионов, а ведущие педагоги и психологи старались сделать все возможное, чтобы биржи труда предлагали искателям работы наиболее актуальные для них вакансии на предприятиях. В начале тридцатых, когда государство стало более активно бороться с «буржуазными» ценностями, в которые входила и популярная психотехника, институт профориентирования в России стал стремительно угасать.
Вернуться к нему вновь удалось лишь в 1950-1960 годы. Развенчивание культа Сталина и относительная демократизация общества и науки вновь привела к развитию гуманитарных дисциплин, однако как раньше, когда целью министерств было создание условий, в которых будущий работник и актуальная для него профессия могли «найти» друг друга, не получалось. Все силы послевоенных общественных институтов были брошены на поднятие экономики и сельского хозяйства, которые остро нуждались в работниках — и вопрос развития этих отраслей стоял выше личных интересов и карьерных планов школьников и студентов, не говоря уже о взрослых.