Мадам дирижер: как Фредерика Петридес помогала женщинам добиваться успеха в музыке
В начале XX века женщин редко брали на работу в оркестры. Одной из тех, кто боролся с предрассудками, была дирижер Фредерика Петридес, которая управляла собственным музыкальным коллективом
До Второй мировой войны немногим женщинам удавалось попасть в состав профессиональных оркестров. Исключения делались разве что для арфисток. И зрители, и музыкальные критики считали, что женщины не способны достичь того же уровня исполнительского мастерства, что и мужчины.
Кроме того, в профессиональной среде высказывались опасения, что женщины-музыканты «отнимают» работу у мужчин. В 1903 году Музыкальный союз Нью-Йорка присоединился к Американской федерации труда, правила которой гласили, что женщины могу трудиться наравне с мужчинами, если обладают равной с ними квалификацией, — и это выглядело как угроза.
За кулисами концертных залов бурлили споры. Одни утверждали, что «равная квалификация» недоступна женщинам в силу физических ограничений, а сами они слишком нежные и капризные и не способны выдержать жесткий концертный график и атмосферу на репетициях. Другие возражали, что женщины от природы эмоциональны, что делает их игру более чувственной, и покладистые — а значит, ими легче управлять.
Пока в больших профессиональных оркестрах продолжали играть преимущественно мужчины, женщины собирались в отдельные коллективы.
Дамские оркестры появились еще в 1870-е годы в Европе, а затем мода на них пришла в США. Их выступления были в первую очередь зрелищем — публика приходила поглазеть на симпатичных девушек, — так что стереотип о плохом качестве исполнения они поначалу подтверждали. В репертуар включали популярные мелодии, а площадками служили танцевальные залы, водевили и даже пивные. Одновременно с ними в XIX веке существовали женские музыкальные коллективы, стремившиеся к высоким исполнительским стандартам и сложному репертуару. Но это скорее были клубы по интересам. Давая камерные концерты для узкого круга ценителей, они ничего не зарабатывали. К концу XIX века различия между этими двумя моделями начали стираться, однако сложившиеся стереотипы мешали женщинам строить музыкальные карьеры.
Настроенные на серьезный репертуар женские оркестры сталкивались с нехваткой кадров. Еще в XVIII веке сложилось убеждение, что наиболее подходящие инструменты для женщины — клавишные и арфа. Хотя к началу XX-го женщины играли на струнных и флейтах, многие другие инструменты все еще считались для них социально неприемлемыми. Невозможно было представить, что женщина станет раздвигать ноги, чтобы удержать виолончель, или раздувать щеки, играя на трубе, из-за чего ее лицо исказится гримасой, или «неизящно» бить по литаврам. «Женщины в жизни делают много вещей, которые гораздо опаснее для их достоинства, чем игра на литаврах», — говорила композитор и дирижер Надя Буланже, но преодолеть стереотипы было сложно.
Одной из тех, кому это удавалось, была Фредерика Петридес, основавшая собственный оркестр в 1933-м.