«Люди врут, чтобы понравиться»: как сценарист Майкл Левитон перестал говорить правду
Документальная проза сценариста HBO Майкла Левитона читается как ироничная трагикомедия о пользе лжи и ставит по-настоящему глубокие вопросы. Forbes Life поговорил автором книги «Если честно» о том, почему правда — не лучший помощник, когда нужно пройти собеседование, а экстремальная честность и вовсе способна разрушить отношения
В книге «Если честно», вышедшей в издательстве LiveBook, сценарист Майкл Левитон рассказывает, как родители с детства учили его никогда не врать и ничего не утаивать. Семейным правилом была абсолютная честность во всем. Отец честно критиковал его рассказы и хвалил только по делу, а когда ребенок случайно услышал слово «фетиш», мама все подробно объяснила Майклу про секс.
В детском саду Левитон пытался объяснить детям и воспитательнице, что все они лицемеры, в колледже притягивал и тут же отпугивал откровенностью сокурсников, напрямую оценивая других или высказываясь о сексуальных предпочтениях. Только когда Майкл встретил Еву и прочувствовал, насколько губительной и ранящей может быть правда, он задумался, не пора ли научиться лгать?
В 30 лет он начал работать над собой, то есть учиться говорить ни о чем, скрывать свои чувства и избегать прямых ответов на вопросы. О том, что из этого вышло, Майкл Левитон рассказал в книге «Если честно».
— Начнем с главного. Почему вы решили написать «Если честно»?
— Мне много приходилось говорить об искренности, чтобы самому разобраться. Я постоянно заводил разговор на эту тему, спрашивал людей, что они думают. Оказалось, многим интересно, как можно всю жизнь говорить только правду. Я-то привык так себя вести и совсем не замечал, что это необычно. Но потом понял и подумал, что об этом можно написать книгу. Мне понравилось, я в процессе сам во многом разобрался.
— Как думаете, к какому жанру относится ваша история? Это приключение или, может быть, хоррор?
— Скорее комедия. Мне кажется, получилось забавно. В моей семье было особое отношение к вранью. Обычно ведь считается, что нельзя плакать перед другими людьми и прочее. У меня же в семье считалось, что нужно делиться эмоциями и переживаниями, а скрывать чувства — значит, лгать. Мало кто разделяет такую позицию.
— В начале «Если честно» вы упоминаете, что, по мнению ваших родителей, все дети изначально честны, но потом друзья и учителя их переламывают. Что вы думаете сейчас? Как изменяется отношение к правде в зависимости от возраста?
— Маленькие дети плачут. Они не думают: «О нет, я не должен плакать, вдруг я кого-нибудь расстрою? Вдруг мама будет переживать? Может, не стоит привлекать внимание?» Они не могут и не хотят сдерживаться. Получается, маленькие дети и правда очень искренние, но потом их переучивают.
Чем старше человек становится, тем больше он заботится о чувствах других людей. Года в три-четыре ребенок может соврать, что не он уронил вазу. Потом ему открываются более тонкие правила взаимодействия с людьми. Я, кстати, работаю с детьми и очень их люблю. Они не боятся говорить о чувствах и выражать свое мнение, не стесняются смеяться над тем, что пугает или огорчает других людей.
— Почему вы решили, что пора перестать говорить только правду?
— Я расстался с девушкой, и у меня буквально все из рук валилось. Тогда я решил попробовать. Вскоре заметил, как изменилась моя жизнь — и втянулся. Оказывается, можно изменить один аспект в поведении ‒ и все вокруг изменится. Получится найти хорошую работу, снять квартиру, успешно сходить на свидание… это круто. Потрясающий опыт.
— Как американские читатели приняли вашу книгу?
— Я думал, что читатели разозлятся на меня: причем и те, кто стараются быть искренними, и те, кто нет, но, когда вышла книга, реакция была противоречивой. Кто-то злился на моих родителей, причем особенно невзлюбили папу. Я люблю родителей, и читать такие отзывы было неприятно. Кому-то не понравился я сам, зато понравилась моя книга.