Как перестать работать за других

ЛизаБизнес

За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Текст: Мария Минаева

«Мы можем положиться только на тебя!», «Больше никто не сможет». Если ты слышишь подобное на работе, то, вероятно, ты хороший специалист. И с такой же вероятностью у тебя синдром «спасателя». Как начать уважать свой труд и отказаться от лишней работы, рассказывает психолог Ксения Аверс.

Дело в организации

В некоторых компаниях очень низкая корпоративная культура. Например, принята «дедовщина», когда «старички» сваливают всю работу на новеньких. Начальство тоже не прочь навесить на новичков кучу дополнительных задач, вынуждая их работать сверхурочно, что, разумеется, не оплачивается. Поэтому в таких компаниях большая текучка. Иногда новички не могут выдержать и трех месяцев – испытательного срока. Они уходят, а на их место приходят новые «жертвы». Если ты поняла, что попала в такую компанию, вряд ли тебе стоит бороться с ветряными мельницами. Лучше искать другую работу.

Если же тебе удастся выжить в такой компании, то потом место агрессора автоматически займешь ты. Такие деконструктивные рабочие отношения будут негативно влиять на твою психику и нервную систему.

Сама виновата

Если с компанией все в порядке, а ты все равно выполняешь чужую работу или пашешь сверхурочно – значит, причина в тебе.

Низкая самооценка

Если человек добровольно позволяет собой пользоваться либо берет чужую работу на себя, значит, у него низкая самооценка. И как следствие – желание понравиться другим людям, получить одобрение начальника, завоевать уважение коллег, стать значимой частью коллектива. Человек с низкой самооценкой не позволяет себе принимать любовь просто по факту своего существования. Поэтому возникает компенсаторика – он стремится стать хорошим для других, чтобы получить больше внимания. Но, кроме него самого, обычно этого никто не замечает.

Окружающие просто начинают неосознанно им пользоваться и сваливать на него все больше своей работы. Взамен они могут «поглаживать» его: говорить комплименты, предлагать мнимую дружбу, вместе обедать, приносить кофе. Другими словами, уделять некоторое внимание. Человек с заниженной самооценкой не привык получать внимание просто так. Он не признает тот факт, что он сам по себе интересен и достоин того, чтобы с ним дружили, общались, пили кофе, обедали и ходили куда-то после работы.

Поэтому он пытается это все компенсировать какой-то значимостью – быть удобным и полезным. Обычно такой стереотип поведения формируется в детстве, когда ребенку родители уделяли недостаточно внимания и давали мало любви. Например, говорили: «Будешь хорошо учиться, купим тебе велосипед». В таком случае ребенок пытался быть хорошим, чтобы заслужить любовь родителей, похвалу и поощрение.

Такое поведение продолжается и во взрослой жизни. Если ты обнаружила, что таким способом получаешь внимание коллег или хочешь услышать похвалу начальства, пытаясь построить на этом карьеру, тебе необходимо повысить свою самооценку. И, скорее всего, стоит обратиться к психологу за помощью.

Люди со здоровой самооценкой не берут на себя чужую ответственность. Они выполняют только свои обязанности, получая за это и премию, и похвалу. Они делают то, что должны. Такие люди не хватаются за все, не берут чужих задач, не перерабатывают, не засыпают на рабочем месте от утомления, не страдают от депрессии. У них хорошие отношения с коллегами и руководством, они эффективны в зоне своей ответственности, показывают хорошие результаты и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Неумение выстраивать личные границы

Если человек взваливает на себя чужие обязанности и не может сказать «нет», значит, он не умеет отстаивать свои границы. Это довольно распространенное явление. Нас долго воспитывали, что коллектив важнее индивида, что мы должны выручать другу друга, жертвовать личным. Подобные установки закладывались нашими бабушками и мамами, мешая нам реализоваться во взрослой жизни. И многие люди до сих пор не умеют отстаивать свои границы и говорить «нет».

Допустим, ты понимаешь, что на тебя пытаются свалить чужую работу. И тебя это раздражает. Но ты не можешь отказать и вновь соглашаешься взять чужую ответственность на себя. Как корректно отказать? Сказать: «Нет, потому что...» И далее привести несколько аргументов. Важно это делать дипломатично, не переходя на личности и не обвиняя других. Иначе это перерастет в конфликт.

Есть люди, которые долго терпят, но в какой-то момент, когда у них накапливается критическая масса возмущения, они взрываются: обвиняют начальника, коллег, клиентов – всех вокруг. Зачастую такие конфликты приводят к ухудшению отношений в коллективе и увольнению. Поэтому важно отслеживать свою первую реакцию, когда тебе что-то не понравилось, когда ты поняла, что это не твоя работа и не твоя зона ответственности.

Нужно этот момент заметить и обговорить со своим непосредственным руководителем. Ты должна объяснить, что из-за дополнительных обязанностей пострадает твоя основная работа, качество результатов и так далее. Если же тебя в экологичной форме просят переработать по важной причине (например, заболела коллега), то такие договоренности должны быть зафиксированы хотя бы корпоративным письмом с четкими условиями компенсации – бонусами, премией, дополнительными выходными.

Желание подняться по карьерной лестнице

Иногда человек так сильно хочет продвинуться по службе, что начинает брать на себя чужую ответственность и даже принимать решения за начальника. Он думает, что знает лучше, что и как делать, поэтому плюет на распоряжение руководителя и поступает по-своему.

Это не просто нарушение субординации. По сути, сотрудник отказывается выполнять поставленную перед ним задачу, т. е. свои служебные обязанности, тот фронт работ, за который отвечает. При этом он пытается руководить. Но готов ли он взять ответственность за это? Порой нам кажется, что босс идиот и ничего не понимает, но мы не всегда правы.

Зачастую мы просто не знаем всех вводных данных. У твоего шефа, скорее всего, есть свой шеф, который дает ему распоряжения, предъявляет определенные требования. В большинстве случаев начальник не транслирует всего этого своим подчиненным. Не видя полную картину, можно сделать неправильный вывод. Если ты не согласна с шефом, выскажи свое мнение, приведи аргументы. Профессиональные споры – это нормально. Ненормально идти наперекор, не владея всей информацией.

Как не брать на себя лишнего

1. Обговори зону своей ответственности

При приеме на работу важно проговорить свои служебные обязанности, а затем их зафиксировать на бумаге. Проверь все, перед тем как подписывать документ – тебе обязаны его выдать. Если работодатель его не предоставляет, сама предложи зафиксировать свой будущий функционал. Это важно, ведь так на тебя будет сложно взвалить кучу других задач.

2. Определи качество

Важно обговорить не только то, что тебе надо выполнить, но и как именно это делать и какого результата от тебя ждут. В крупных компаниях разработаны стандарты качества работы. Если нет, предложи их сформулировать, чтобы обезопасить себя от недоразумений.

3. Сравни свои ценности и ценности компании

Если они лежат в разных плоскостях, то рано или поздно все может закончиться конфликтом и недовольством обеих сторон. Поэтому, если в течение первого месяца работы ты понимаешь, что ваши ценности совсем не сходятся, лучше параллельно искать другую работу и не задерживаться в этом месте.

4. Защищай свои границы

Когда зона твоей ответственности и должностные обязанности зафиксированы документально, это становится твоими границами, которые ты должна отстаивать. Если тебе поручают задачи, не входящие в твои обязанности, значит, ты должна договориться с руководством о разумной компенсации – дополнительных выходных, доплате. Другими словами, нужно всегда получать соразмерное вознаграждение за то, что ты работала больше положенного.

5. Учись разделять личные и рабочие отношения

По статистике, в России более 70% людей считают, что хороший коллектив гораздо важнее, чем, например, достойная зарплата или интересная работа. С одной стороны, это понятно, ведь мы большую часть своей жизни проводим именно на работе, поэтому нам хочется, чтобы нас окружали нормальные люди. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с коллегами, иногда заводим служебные романы. Иначе говоря, мы тащим на работу и «личные» сферы жизни. И тогда мы можем «расплачиваться» за дружбу, отношения, внимание, выполняя чужие обязанности. Чтобы стать более эффективным сотрудником и добиваться лучших результатов, тебе нужно научиться четко разделять личные отношения и рабочие. Но если у тебя никак не получается это сделать, не зазорно обратиться к психологу и выяснить истинные мотивы своего поведения.

6. Проявляй инициативу

Но лишь на своем участке ответственности. Делая лучше и больше в рамках своих служебных обязанностей, ты станешь максимально эффективной. Таких сотрудников всегда замечает руководство. Эффективность и инициативность в своей зоне ответственности – это залог удачной карьеры, здоровой психики и здоровых отношений в коллективе.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зимняя хандра Зимняя хандра

8 правил, которые помогут не допустить подавленного состояния

Лиза
Этой статуэтке 1800 лет — письмена на ней не удавалось расшифровать больше 100 лет Этой статуэтке 1800 лет — письмена на ней не удавалось расшифровать больше 100 лет

Что за письмена скрывала статуэтка Тустлы?

ТехИнсайдер
Самые живучие мифы повседневной жизни, в которые все верят несмотря ни на что Самые живучие мифы повседневной жизни, в которые все верят несмотря ни на что

После бритья волосы будут гуще и длиннее, а читать в темноте вредно?

Maxim
Программы для восстановления данных: топ-5 лучших Программы для восстановления данных: топ-5 лучших

Программы для восстановления данных могут пригодиться при их случайном удалении

CHIP
Доказано, что жировые клетки могут напрямую Доказано, что жировые клетки могут напрямую

Обнаружен новый путь связи между жировыми клетками и мозгом

ТехИнсайдер
Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением? Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением?

Как готовят тело к похоронам

ТехИнсайдер
Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид

Пять самых распространенных ошибок стиля, которые нередко совершают мужчины

Правила жизни
Как перенести контакты с Андроида на Андроид: 5 способов Как перенести контакты с Андроида на Андроид: 5 способов

Несколько методов переноса контактов с Андроида на Андроид-смартфон

CHIP
Точка подозрения Точка подозрения

Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Weekend
Как воспитывать сыновей: советы матерям и отцам Как воспитывать сыновей: советы матерям и отцам

Что делать родителям, чтобы сын действительно вырос их «гордостью»?

Psychologies
Вы точно не будете плакать: 6 необычных применений лука в быту Вы точно не будете плакать: 6 необычных применений лука в быту

Лук — универсальный продукт и средство для дома

ТехИнсайдер
5 книг в жанре ужасов, от которых мурашки по коже 5 книг в жанре ужасов, от которых мурашки по коже

Хороший ужастик тренирует психику

Maxim
Открыт уникальный тип марсианского северного сияния: посмотрите, как оно красиво Открыт уникальный тип марсианского северного сияния: посмотрите, как оно красиво

Астрономы по-новому взглянули на удивительное марсианское явление

ТехИнсайдер
«Я — ветер» «Я — ветер»

Никита Кологривый снялся более чем в 40 проектах и темпы снижать не намерен

OK!
«Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого» «Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого»

Серж Фаге — о жизни в СИЗО, медитации во время допросов и выходе из депрессии

Inc.
Дуэтом можешь ты не быть Дуэтом можешь ты не быть

«Не дай вам бог жить рядом с человеком, который решил радикально изменить себя»

VOICE
Как мотивировать ребенка заниматься математикой. Исследование психологов Как мотивировать ребенка заниматься математикой. Исследование психологов

Какая мотивация помогает ребенку преуспеть в математике

ТехИнсайдер
У средневекового британца обнаружили проказу и остеосаркому У средневекового британца обнаружили проказу и остеосаркому

Ученые исследовали останки, найденные во время раскопок некрополя при лепрозории

N+1
Сергей Михалков. Cвидетель эпохи Сергей Михалков. Cвидетель эпохи

Но Сталин сказал: «Подождут. Гимн мне нужен сегодня!»

Коллекция. Караван историй
Прямые колени, прижатые руки, поникшие плечи: эксперт расшифровывает тревожные сообщения тела Прямые колени, прижатые руки, поникшие плечи: эксперт расшифровывает тревожные сообщения тела

Научившись читать язык тела, можно многое узнать о человеке и лучше понять его

VOICE
Синдром Плюшкина. Как справиться с патологическим накопительством Синдром Плюшкина. Как справиться с патологическим накопительством

Хординг, который неофициально называют синдромом Плюшкина, – это расстройство

Лиза
Почему затонувший Почему затонувший

Почему лайнер "Титаник" до сих пор лежит на дне?

ТехИнсайдер
Что написать мужчине после молчания и как объяснить долгую паузу Что написать мужчине после молчания и как объяснить долгую паузу

Пять шагов, которые помогут «разморозить» чувства и прервать «обет молчания»

Psychologies
Что надежнее: «механика», «автомат» или «вариатор»? Что надежнее: «механика», «автомат» или «вариатор»?

Какие коробки передач надежнее? И не торопись кричать «Механика!»

Maxim
Беременности и зарплаты: как составляются рейтинги гендерного равенства Беременности и зарплаты: как составляются рейтинги гендерного равенства

Что стоит за цифрами всевозможных рейтингов и индексов гендерного равенства?

Forbes
Такие наши годы Такие наши годы

Писательница Ляля Брынза рассказывает о 90-х – во всех лихих подробностях

VOICE
Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли Слепой подводник: что мы знаем о русской выхухоли

Водяной крот — одно из самых ценных животных нашей страны

Вокруг света
Интерес муравьев к галлам указал на конвергенцию между орехотворками и мирмекохорными растениями Интерес муравьев к галлам указал на конвергенцию между орехотворками и мирмекохорными растениями

Личинки орехотворок расселяются с помощью муравьев

N+1
Строгий контроль диабета беременных помог новорожденным и навредил матерям Строгий контроль диабета беременных помог новорожденным и навредил матерям

Лечение ГСД снижает риски для плода, но повышает риск осложнений для матери

N+1
5 научно доказанных способов поддержать сотрудников в сложные времена 5 научно доказанных способов поддержать сотрудников в сложные времена

Поддерживать сотрудников — одна из задач ответственного руководителя

Inc.
Открыть в приложении