Как перестать работать за других

ЛизаБизнес

За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Текст: Мария Минаева

«Мы можем положиться только на тебя!», «Больше никто не сможет». Если ты слышишь подобное на работе, то, вероятно, ты хороший специалист. И с такой же вероятностью у тебя синдром «спасателя». Как начать уважать свой труд и отказаться от лишней работы, рассказывает психолог Ксения Аверс.

Дело в организации

В некоторых компаниях очень низкая корпоративная культура. Например, принята «дедовщина», когда «старички» сваливают всю работу на новеньких. Начальство тоже не прочь навесить на новичков кучу дополнительных задач, вынуждая их работать сверхурочно, что, разумеется, не оплачивается. Поэтому в таких компаниях большая текучка. Иногда новички не могут выдержать и трех месяцев – испытательного срока. Они уходят, а на их место приходят новые «жертвы». Если ты поняла, что попала в такую компанию, вряд ли тебе стоит бороться с ветряными мельницами. Лучше искать другую работу.

Если же тебе удастся выжить в такой компании, то потом место агрессора автоматически займешь ты. Такие деконструктивные рабочие отношения будут негативно влиять на твою психику и нервную систему.

Сама виновата

Если с компанией все в порядке, а ты все равно выполняешь чужую работу или пашешь сверхурочно – значит, причина в тебе.

Низкая самооценка

Если человек добровольно позволяет собой пользоваться либо берет чужую работу на себя, значит, у него низкая самооценка. И как следствие – желание понравиться другим людям, получить одобрение начальника, завоевать уважение коллег, стать значимой частью коллектива. Человек с низкой самооценкой не позволяет себе принимать любовь просто по факту своего существования. Поэтому возникает компенсаторика – он стремится стать хорошим для других, чтобы получить больше внимания. Но, кроме него самого, обычно этого никто не замечает.

Окружающие просто начинают неосознанно им пользоваться и сваливать на него все больше своей работы. Взамен они могут «поглаживать» его: говорить комплименты, предлагать мнимую дружбу, вместе обедать, приносить кофе. Другими словами, уделять некоторое внимание. Человек с заниженной самооценкой не привык получать внимание просто так. Он не признает тот факт, что он сам по себе интересен и достоин того, чтобы с ним дружили, общались, пили кофе, обедали и ходили куда-то после работы.

Поэтому он пытается это все компенсировать какой-то значимостью – быть удобным и полезным. Обычно такой стереотип поведения формируется в детстве, когда ребенку родители уделяли недостаточно внимания и давали мало любви. Например, говорили: «Будешь хорошо учиться, купим тебе велосипед». В таком случае ребенок пытался быть хорошим, чтобы заслужить любовь родителей, похвалу и поощрение.

Такое поведение продолжается и во взрослой жизни. Если ты обнаружила, что таким способом получаешь внимание коллег или хочешь услышать похвалу начальства, пытаясь построить на этом карьеру, тебе необходимо повысить свою самооценку. И, скорее всего, стоит обратиться к психологу за помощью.

Люди со здоровой самооценкой не берут на себя чужую ответственность. Они выполняют только свои обязанности, получая за это и премию, и похвалу. Они делают то, что должны. Такие люди не хватаются за все, не берут чужих задач, не перерабатывают, не засыпают на рабочем месте от утомления, не страдают от депрессии. У них хорошие отношения с коллегами и руководством, они эффективны в зоне своей ответственности, показывают хорошие результаты и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Неумение выстраивать личные границы

Если человек взваливает на себя чужие обязанности и не может сказать «нет», значит, он не умеет отстаивать свои границы. Это довольно распространенное явление. Нас долго воспитывали, что коллектив важнее индивида, что мы должны выручать другу друга, жертвовать личным. Подобные установки закладывались нашими бабушками и мамами, мешая нам реализоваться во взрослой жизни. И многие люди до сих пор не умеют отстаивать свои границы и говорить «нет».

Допустим, ты понимаешь, что на тебя пытаются свалить чужую работу. И тебя это раздражает. Но ты не можешь отказать и вновь соглашаешься взять чужую ответственность на себя. Как корректно отказать? Сказать: «Нет, потому что...» И далее привести несколько аргументов. Важно это делать дипломатично, не переходя на личности и не обвиняя других. Иначе это перерастет в конфликт.

Есть люди, которые долго терпят, но в какой-то момент, когда у них накапливается критическая масса возмущения, они взрываются: обвиняют начальника, коллег, клиентов – всех вокруг. Зачастую такие конфликты приводят к ухудшению отношений в коллективе и увольнению. Поэтому важно отслеживать свою первую реакцию, когда тебе что-то не понравилось, когда ты поняла, что это не твоя работа и не твоя зона ответственности.

Нужно этот момент заметить и обговорить со своим непосредственным руководителем. Ты должна объяснить, что из-за дополнительных обязанностей пострадает твоя основная работа, качество результатов и так далее. Если же тебя в экологичной форме просят переработать по важной причине (например, заболела коллега), то такие договоренности должны быть зафиксированы хотя бы корпоративным письмом с четкими условиями компенсации – бонусами, премией, дополнительными выходными.

Желание подняться по карьерной лестнице

Иногда человек так сильно хочет продвинуться по службе, что начинает брать на себя чужую ответственность и даже принимать решения за начальника. Он думает, что знает лучше, что и как делать, поэтому плюет на распоряжение руководителя и поступает по-своему.

Это не просто нарушение субординации. По сути, сотрудник отказывается выполнять поставленную перед ним задачу, т. е. свои служебные обязанности, тот фронт работ, за который отвечает. При этом он пытается руководить. Но готов ли он взять ответственность за это? Порой нам кажется, что босс идиот и ничего не понимает, но мы не всегда правы.

Зачастую мы просто не знаем всех вводных данных. У твоего шефа, скорее всего, есть свой шеф, который дает ему распоряжения, предъявляет определенные требования. В большинстве случаев начальник не транслирует всего этого своим подчиненным. Не видя полную картину, можно сделать неправильный вывод. Если ты не согласна с шефом, выскажи свое мнение, приведи аргументы. Профессиональные споры – это нормально. Ненормально идти наперекор, не владея всей информацией.

Как не брать на себя лишнего

1. Обговори зону своей ответственности

При приеме на работу важно проговорить свои служебные обязанности, а затем их зафиксировать на бумаге. Проверь все, перед тем как подписывать документ – тебе обязаны его выдать. Если работодатель его не предоставляет, сама предложи зафиксировать свой будущий функционал. Это важно, ведь так на тебя будет сложно взвалить кучу других задач.

2. Определи качество

Важно обговорить не только то, что тебе надо выполнить, но и как именно это делать и какого результата от тебя ждут. В крупных компаниях разработаны стандарты качества работы. Если нет, предложи их сформулировать, чтобы обезопасить себя от недоразумений.

3. Сравни свои ценности и ценности компании

Если они лежат в разных плоскостях, то рано или поздно все может закончиться конфликтом и недовольством обеих сторон. Поэтому, если в течение первого месяца работы ты понимаешь, что ваши ценности совсем не сходятся, лучше параллельно искать другую работу и не задерживаться в этом месте.

4. Защищай свои границы

Когда зона твоей ответственности и должностные обязанности зафиксированы документально, это становится твоими границами, которые ты должна отстаивать. Если тебе поручают задачи, не входящие в твои обязанности, значит, ты должна договориться с руководством о разумной компенсации – дополнительных выходных, доплате. Другими словами, нужно всегда получать соразмерное вознаграждение за то, что ты работала больше положенного.

5. Учись разделять личные и рабочие отношения

По статистике, в России более 70% людей считают, что хороший коллектив гораздо важнее, чем, например, достойная зарплата или интересная работа. С одной стороны, это понятно, ведь мы большую часть своей жизни проводим именно на работе, поэтому нам хочется, чтобы нас окружали нормальные люди. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с коллегами, иногда заводим служебные романы. Иначе говоря, мы тащим на работу и «личные» сферы жизни. И тогда мы можем «расплачиваться» за дружбу, отношения, внимание, выполняя чужие обязанности. Чтобы стать более эффективным сотрудником и добиваться лучших результатов, тебе нужно научиться четко разделять личные отношения и рабочие. Но если у тебя никак не получается это сделать, не зазорно обратиться к психологу и выяснить истинные мотивы своего поведения.

6. Проявляй инициативу

Но лишь на своем участке ответственности. Делая лучше и больше в рамках своих служебных обязанностей, ты станешь максимально эффективной. Таких сотрудников всегда замечает руководство. Эффективность и инициативность в своей зоне ответственности – это залог удачной карьеры, здоровой психики и здоровых отношений в коллективе.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО В. И. Ленин у карты ГОЭЛРО

Картина принадлежит кисти украинского живописца Леонида Шматько

Дилетант
«Мясники» в сети: как в США распространяется новая схема интернет-мошенничества «Мясники» в сети: как в США распространяется новая схема интернет-мошенничества

Жестокий алгоритм новой разновидности инвестиционной аферы

Forbes
5 необычных рецептов блюд из сезонного ингредиента — грибов! 5 необычных рецептов блюд из сезонного ингредиента — грибов!

Необычные рецепты вкусных и ароматных блюд из грибов!

ТехИнсайдер
Больше не Лилибет: как Елизавета II узнала, что стала королевой Больше не Лилибет: как Елизавета II узнала, что стала королевой

Елизавета II стала королевой, находясь за пределами Великобритании

Forbes
Несчастливы по-своему: на экраны выходит новый фильм «Брат и сестра» с Марион Котийяр Несчастливы по-своему: на экраны выходит новый фильм «Брат и сестра» с Марион Котийяр

Удалось ли Арно Деплешену снять по-настоящему глубокую историю про семейные узы

Forbes

В есенинскую ловушку попал ни один десяток одиноких и замужних девушек

ТехИнсайдер
Как правильно сушить грибы дома Как правильно сушить грибы дома

Как засушить грибы и какие блюда можно с ними приготовить

Лиза
Правые силы Правые силы

Площадки современного искусства и проекты домов моды вдоль правого берега Сены

Seasons of life
Не едят свинину, не пишут иероглифами: почему Китай «перевоспитывает» уйгуров Не едят свинину, не пишут иероглифами: почему Китай «перевоспитывает» уйгуров

Какую политику Китай проводит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе

Forbes
У-вэй: 5 принципов философии «ничегонеделанья» — внедрите их в свою жизнь сегодня У-вэй: 5 принципов философии «ничегонеделанья» — внедрите их в свою жизнь сегодня

Как принципы у-вэй могут помочь человеку в современной жизни?

Psychologies
Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа Горячий или холодный: какая температура идеальна для принятия душа

Какой температуры должен быть душ?

ТехИнсайдер
От ацтеков до пикселей От ацтеков до пикселей

Из чего состоит «Джиперс Криперс»

Weekend
«Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей «Охотник на мальчиков»: история маньяка Владимира Усова, похищавшего детей из-под носа родителей

Владимира Усова ловили два года — всё это время он похищал и убивал детей

VOICE
Тревожные сигналы: состав слюны человека может быть связан с суицидальными мыслями Тревожные сигналы: состав слюны человека может быть связан с суицидальными мыслями

Бактериальный состав слюны у людей, думающих о суициде, значительно отличается

Вокруг света
Манежная площадь Манежная площадь

Автомобильные выставки в дореволюционной России

Автопилот
«Мы с подругой живем вместе уже восемь лет» «Мы с подругой живем вместе уже восемь лет»

Что такое «бостонский брак» и почему наши героини отдали предпочтения ему

Лиза
Один на один Один на один

Кризисы случаются во всех сферах, и едва ли не в первую очередь – в отношениях

Лиза
Универсальный массажер: кто и когда придумал первые вибраторы? Универсальный массажер: кто и когда придумал первые вибраторы?

Как викторианские доктора додумались до идеи "генитального вибромассажера"

ТехИнсайдер
Тритий пошел Тритий пошел

Изотоп водорода может подарить нам батарейки, работающие годы без подзарядки

ТехИнсайдер
Картёжник и дуэлянт: 5 фактов об Александре Пушкине, о которых вы могли не знать Картёжник и дуэлянт: 5 фактов об Александре Пушкине, о которых вы могли не знать

Кто не знает Александра Сергеевича Пушкина, одного из величайших поэтов?

ТехИнсайдер
«Я стыжусь своего происхождения»: как появляется чувство неловкости «Я стыжусь своего происхождения»: как появляется чувство неловкости

Откуда возникает это чувство унижения, смешанного с виной?

Psychologies
Френдзона особого внимания Френдзона особого внимания

Как не попасть во френдзону или вовремя из нее выйти

VOICE
«Даже дикари лишний раз не проливали кровь»: Тамара Эйдельман о гуманизме в истории «Даже дикари лишний раз не проливали кровь»: Тамара Эйдельман о гуманизме в истории

Историк Тамара Эйдельман — о человеческой жизни и исторических параллелях

Forbes
6 фетишей, о существовании которых ты не знал 6 фетишей, о существовании которых ты не знал

Прочитай об этих фетишах в компании своих любимых стеков, плеток и наручников

Maxim
Таяние Арктики приведет к усилению Эль-Ниньо в тропическом Тихом океане Таяние Арктики приведет к усилению Эль-Ниньо в тропическом Тихом океане

Таяние морского льда в Арктике глобально повлияет на климат Земли

ТехИнсайдер
Почему мы так часто произносим слова-паразиты? Почему мы так часто произносим слова-паразиты?

В привычке произносить слова-паразиты есть множество нюансов

ТехИнсайдер
Окаменелые фекалии доказали, что люди начали одомашнивать скот на 2000 лет раньше, чем считали ученые Окаменелые фекалии доказали, что люди начали одомашнивать скот на 2000 лет раньше, чем считали ученые

Возможно, люди приручили животных раньше, чем растения

ТехИнсайдер
Как определить тип волос и подобрать правильный уход Как определить тип волос и подобрать правильный уход

Поддерживать красоту волос несложно, но для начала следует определить их тип

РБК
Их знают все: как сложилась жизнь легендарных советских телеведущих Их знают все: как сложилась жизнь легендарных советских телеведущих

Рассказываем о самых главных лицах голубых экранов СССР

VOICE
У кого из животных самая большая голова? У кого из животных самая большая голова?

У какого животного самая большая голова, если сравнивать ее с размерами тела?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении