Как перестать работать за других

ЛизаБизнес

За себя и за того парня

Как перестать работать за других

Текст: Мария Минаева

«Мы можем положиться только на тебя!», «Больше никто не сможет». Если ты слышишь подобное на работе, то, вероятно, ты хороший специалист. И с такой же вероятностью у тебя синдром «спасателя». Как начать уважать свой труд и отказаться от лишней работы, рассказывает психолог Ксения Аверс.

Дело в организации

В некоторых компаниях очень низкая корпоративная культура. Например, принята «дедовщина», когда «старички» сваливают всю работу на новеньких. Начальство тоже не прочь навесить на новичков кучу дополнительных задач, вынуждая их работать сверхурочно, что, разумеется, не оплачивается. Поэтому в таких компаниях большая текучка. Иногда новички не могут выдержать и трех месяцев – испытательного срока. Они уходят, а на их место приходят новые «жертвы». Если ты поняла, что попала в такую компанию, вряд ли тебе стоит бороться с ветряными мельницами. Лучше искать другую работу.

Если же тебе удастся выжить в такой компании, то потом место агрессора автоматически займешь ты. Такие деконструктивные рабочие отношения будут негативно влиять на твою психику и нервную систему.

Сама виновата

Если с компанией все в порядке, а ты все равно выполняешь чужую работу или пашешь сверхурочно – значит, причина в тебе.

Низкая самооценка

Если человек добровольно позволяет собой пользоваться либо берет чужую работу на себя, значит, у него низкая самооценка. И как следствие – желание понравиться другим людям, получить одобрение начальника, завоевать уважение коллег, стать значимой частью коллектива. Человек с низкой самооценкой не позволяет себе принимать любовь просто по факту своего существования. Поэтому возникает компенсаторика – он стремится стать хорошим для других, чтобы получить больше внимания. Но, кроме него самого, обычно этого никто не замечает.

Окружающие просто начинают неосознанно им пользоваться и сваливать на него все больше своей работы. Взамен они могут «поглаживать» его: говорить комплименты, предлагать мнимую дружбу, вместе обедать, приносить кофе. Другими словами, уделять некоторое внимание. Человек с заниженной самооценкой не привык получать внимание просто так. Он не признает тот факт, что он сам по себе интересен и достоин того, чтобы с ним дружили, общались, пили кофе, обедали и ходили куда-то после работы.

Поэтому он пытается это все компенсировать какой-то значимостью – быть удобным и полезным. Обычно такой стереотип поведения формируется в детстве, когда ребенку родители уделяли недостаточно внимания и давали мало любви. Например, говорили: «Будешь хорошо учиться, купим тебе велосипед». В таком случае ребенок пытался быть хорошим, чтобы заслужить любовь родителей, похвалу и поощрение.

Такое поведение продолжается и во взрослой жизни. Если ты обнаружила, что таким способом получаешь внимание коллег или хочешь услышать похвалу начальства, пытаясь построить на этом карьеру, тебе необходимо повысить свою самооценку. И, скорее всего, стоит обратиться к психологу за помощью.

Люди со здоровой самооценкой не берут на себя чужую ответственность. Они выполняют только свои обязанности, получая за это и премию, и похвалу. Они делают то, что должны. Такие люди не хватаются за все, не берут чужих задач, не перерабатывают, не засыпают на рабочем месте от утомления, не страдают от депрессии. У них хорошие отношения с коллегами и руководством, они эффективны в зоне своей ответственности, показывают хорошие результаты и быстро продвигаются по карьерной лестнице.

Неумение выстраивать личные границы

Если человек взваливает на себя чужие обязанности и не может сказать «нет», значит, он не умеет отстаивать свои границы. Это довольно распространенное явление. Нас долго воспитывали, что коллектив важнее индивида, что мы должны выручать другу друга, жертвовать личным. Подобные установки закладывались нашими бабушками и мамами, мешая нам реализоваться во взрослой жизни. И многие люди до сих пор не умеют отстаивать свои границы и говорить «нет».

Допустим, ты понимаешь, что на тебя пытаются свалить чужую работу. И тебя это раздражает. Но ты не можешь отказать и вновь соглашаешься взять чужую ответственность на себя. Как корректно отказать? Сказать: «Нет, потому что...» И далее привести несколько аргументов. Важно это делать дипломатично, не переходя на личности и не обвиняя других. Иначе это перерастет в конфликт.

Есть люди, которые долго терпят, но в какой-то момент, когда у них накапливается критическая масса возмущения, они взрываются: обвиняют начальника, коллег, клиентов – всех вокруг. Зачастую такие конфликты приводят к ухудшению отношений в коллективе и увольнению. Поэтому важно отслеживать свою первую реакцию, когда тебе что-то не понравилось, когда ты поняла, что это не твоя работа и не твоя зона ответственности.

Нужно этот момент заметить и обговорить со своим непосредственным руководителем. Ты должна объяснить, что из-за дополнительных обязанностей пострадает твоя основная работа, качество результатов и так далее. Если же тебя в экологичной форме просят переработать по важной причине (например, заболела коллега), то такие договоренности должны быть зафиксированы хотя бы корпоративным письмом с четкими условиями компенсации – бонусами, премией, дополнительными выходными.

Желание подняться по карьерной лестнице

Иногда человек так сильно хочет продвинуться по службе, что начинает брать на себя чужую ответственность и даже принимать решения за начальника. Он думает, что знает лучше, что и как делать, поэтому плюет на распоряжение руководителя и поступает по-своему.

Это не просто нарушение субординации. По сути, сотрудник отказывается выполнять поставленную перед ним задачу, т. е. свои служебные обязанности, тот фронт работ, за который отвечает. При этом он пытается руководить. Но готов ли он взять ответственность за это? Порой нам кажется, что босс идиот и ничего не понимает, но мы не всегда правы.

Зачастую мы просто не знаем всех вводных данных. У твоего шефа, скорее всего, есть свой шеф, который дает ему распоряжения, предъявляет определенные требования. В большинстве случаев начальник не транслирует всего этого своим подчиненным. Не видя полную картину, можно сделать неправильный вывод. Если ты не согласна с шефом, выскажи свое мнение, приведи аргументы. Профессиональные споры – это нормально. Ненормально идти наперекор, не владея всей информацией.

Как не брать на себя лишнего

1. Обговори зону своей ответственности

При приеме на работу важно проговорить свои служебные обязанности, а затем их зафиксировать на бумаге. Проверь все, перед тем как подписывать документ – тебе обязаны его выдать. Если работодатель его не предоставляет, сама предложи зафиксировать свой будущий функционал. Это важно, ведь так на тебя будет сложно взвалить кучу других задач.

2. Определи качество

Важно обговорить не только то, что тебе надо выполнить, но и как именно это делать и какого результата от тебя ждут. В крупных компаниях разработаны стандарты качества работы. Если нет, предложи их сформулировать, чтобы обезопасить себя от недоразумений.

3. Сравни свои ценности и ценности компании

Если они лежат в разных плоскостях, то рано или поздно все может закончиться конфликтом и недовольством обеих сторон. Поэтому, если в течение первого месяца работы ты понимаешь, что ваши ценности совсем не сходятся, лучше параллельно искать другую работу и не задерживаться в этом месте.

4. Защищай свои границы

Когда зона твоей ответственности и должностные обязанности зафиксированы документально, это становится твоими границами, которые ты должна отстаивать. Если тебе поручают задачи, не входящие в твои обязанности, значит, ты должна договориться с руководством о разумной компенсации – дополнительных выходных, доплате. Другими словами, нужно всегда получать соразмерное вознаграждение за то, что ты работала больше положенного.

5. Учись разделять личные и рабочие отношения

По статистике, в России более 70% людей считают, что хороший коллектив гораздо важнее, чем, например, достойная зарплата или интересная работа. С одной стороны, это понятно, ведь мы большую часть своей жизни проводим именно на работе, поэтому нам хочется, чтобы нас окружали нормальные люди. Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с коллегами, иногда заводим служебные романы. Иначе говоря, мы тащим на работу и «личные» сферы жизни. И тогда мы можем «расплачиваться» за дружбу, отношения, внимание, выполняя чужие обязанности. Чтобы стать более эффективным сотрудником и добиваться лучших результатов, тебе нужно научиться четко разделять личные отношения и рабочие. Но если у тебя никак не получается это сделать, не зазорно обратиться к психологу и выяснить истинные мотивы своего поведения.

6. Проявляй инициативу

Но лишь на своем участке ответственности. Делая лучше и больше в рамках своих служебных обязанностей, ты станешь максимально эффективной. Таких сотрудников всегда замечает руководство. Эффективность и инициативность в своей зоне ответственности – это залог удачной карьеры, здоровой психики и здоровых отношений в коллективе.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Еще один повод Еще один повод

Знаменитости, которые играли свадьбы и родились в Новый год

Лиза
4 желания, о которых мы редко говорим: признание мужчин 4 желания, о которых мы редко говорим: признание мужчин

Наиболее частые, честно высказанные мужские пожелания, адресованные женщинам

Psychologies
Как горевать без вреда для психического здоровья Как горевать без вреда для психического здоровья

Должны ли быть временные границы у горя?

Psychologies
По пути «Из варяг» в… Испанию По пути «Из варяг» в… Испанию

Путешествие на лодке Hallberg-Rassy 48: от берегов Скандинавии в Испанию

Y Magazine
Лемуры обняли деревья ради охлаждения Лемуры обняли деревья ради охлаждения

Сифаки Верро выработали своеобразный способ охладиться в жаркую погоду

N+1
«Тихое увольнение»: как начальники непроизвольно заставляют сотрудников уйти «по собственному» «Тихое увольнение»: как начальники непроизвольно заставляют сотрудников уйти «по собственному»

Как руководители негласно указывают сотрудникам на дверь?

VC.RU
Cекретный чат в Телеграме: зачем он нужен и как его создать Cекретный чат в Телеграме: зачем он нужен и как его создать

Секретный чат в телеграмме: что, зачем и как?

CHIP
Астрономы нашли следы самых первых звезд во Вселенной Астрономы нашли следы самых первых звезд во Вселенной

Первые звезды сгорели, чтобы стать материалом для новых галактик и звезд

ТехИнсайдер
25 тысяч дней у власти. Краткая биография Елизаветы II 25 тысяч дней у власти. Краткая биография Елизаветы II

Какой была королева Великобритании и чем запомнятся годы ее правления

СНОБ
Происхождение современных англичан смоделировали из трех предковых компонент Происхождение современных англичан смоделировали из трех предковых компонент

В постримское время в Англии оказались группы, генетически близкие к франкам

N+1
4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так 4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так

Когда стремление выжить приносило только смерть

Maxim
«Россия, собравшаяся в Крыму» «Россия, собравшаяся в Крыму»

В 1920 году в центре внимания Европы находились события Советско-польской войны

Дилетант
10 продуктов для энергии на целый день 10 продуктов для энергии на целый день

Не только кофе способен взбодрить и дать силы на рабочий день

Inc.
Скулшутинг: почему люди становятся «стрелками» и как обезопасить от них своих детей? Скулшутинг: почему люди становятся «стрелками» и как обезопасить от них своих детей?

Можно ли подготовить детей к возможному нападению на школу?

Psychologies
Какие алкогольные напитки полезны для организма: что пить даже нужно Какие алкогольные напитки полезны для организма: что пить даже нужно

Полезные свойства в алкоголе все-таки были обнаружены

ТехИнсайдер
Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки

Как минимизировать отходы упаковки и как их утилизировать?

Forbes
Несчастливы по-своему: на экраны выходит новый фильм «Брат и сестра» с Марион Котийяр Несчастливы по-своему: на экраны выходит новый фильм «Брат и сестра» с Марион Котийяр

Удалось ли Арно Деплешену снять по-настоящему глубокую историю про семейные узы

Forbes
Скончался от сифилиса, а голова захоронена отдельно от тела? Вся правда о смерти Александра Блока Скончался от сифилиса, а голова захоронена отдельно от тела? Вся правда о смерти Александра Блока

Чем заболел 40-летний поэт, почему так быстро умер и где захоронено его тело?

ТехИнсайдер
Почему женщины влюбляются безответно: 4 причины Почему женщины влюбляются безответно: 4 причины

Почему-то некоторые женщины снова и снова попадают в ловушку неразделенной любви

Psychologies
Гендерные стереотипы: почему мы сомневаемся в компетентности женщин Гендерные стереотипы: почему мы сомневаемся в компетентности женщин

Как гендерные стереотипы мешают нам оценивать профессионализмов людей?

Psychologies
Рыбников похудел на 20 кг за 2 недели, а с Румянцевой они не дружили: малоизвестные факты о фильме Рыбников похудел на 20 кг за 2 недели, а с Румянцевой они не дружили: малоизвестные факты о фильме

Как создавался киношедевр "Девчата"

VOICE
Как расширить тесный коридор без ремонта. 6 лайфхаков от дизайнера Как расширить тесный коридор без ремонта. 6 лайфхаков от дизайнера

Тесная и неудобная прихожая – одна из самых насущных проблем. Как это исправить?

Лиза
«Лондонский мост»: из чего состоит секретный план правительства Великобритании на случай смерти Елизаветы II «Лондонский мост»: из чего состоит секретный план правительства Великобритании на случай смерти Елизаветы II

«Лондонский мост рухнул» — так называется план похорон Елизаветы II

Правила жизни
Вырасти из трех детских платьев Вырасти из трех детских платьев

История бренда Molinialife, который начался с 1800 рублей

Inc.
Зачем в старых домах нужно было окно между ванной и кухней? Зачем в старых домах нужно было окно между ванной и кухней?

У вас в доме тоже было окно между ванной и кухней? Зачем оно?

ТехИнсайдер
13 фактов о роме: невероятные порции, сельскохозяйственный ром и даже ром в СССР 13 фактов о роме: невероятные порции, сельскохозяйственный ром и даже ром в СССР

Казалось бы, где мы и где ром?

Maxim
Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года Двое против всего мира: история любви Чарльза и Камиллы, которые ждали разрешения королевы быть вместе 34 года

Принц Чарльз и Камилла Паркер-Боулз полюбили они друг друга еще в семидесятых

VOICE
Интервью Павла Пепперштейна с нейронной сетью — о писательстве и гендере Интервью Павла Пепперштейна с нейронной сетью — о писательстве и гендере

Павел Пепперштейн и его цифровой двойник — о совместном творчестве

РБК
Каким было детство Елизаветы II. Отрывок из книги Каким было детство Елизаветы II. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Елизавета и Маргарет. Частная жизнь сестер Виндзор»

СНОБ
Летчик, моряк, любовник и филантроп: история принца Чарльза, который теперь — король Великобритании Карл III Летчик, моряк, любовник и филантроп: история принца Чарльза, который теперь — король Великобритании Карл III

Какой была жизнь нового короля Великобритании Карла III до престола?

Правила жизни
Открыть в приложении