Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин
Кажется, что когда Голливуд берется снимать фильмы «про наших», то без клюквы не обойтись. Отчасти это так и есть, поэтому и образ «русской» женщины в голливудском кино в основном почти карикатурен. Но есть и другие примеры! Чтобы разобраться в этом вопросе, мы выделили некоторые наиболее часто встречающиеся типажи русских героинь в американских блокбастерах и более нишевых, но всё ещё американских фильмах.
Кто: героиня русской классики
Фильмы: «Анна Каренина», «Война и мир», «Любовь и смерть»
Русская классическая литература не так часто становится материалом для киноадаптации в Голливуде, но если какие произведения и экранизируют, то в основном те, которые касаются судьбы русской женщины. Например, «Анна Каренина», которая была экранизирована в Америке не менее пяти раз. Возможно, потому, что роман лучше всего передаёт атмосферу России XIX века, или же дело в том, что образ главной героини воплощает собой стереотип о русской страдающей женщине. Обычно при экранизации многие выбрасывают сюжетную линию с Левиным и Китти, концентрируясь только на Анне Карениной.
Наташа Ростова, второй по узнаваемости персонаж русской классики, представлена в американском кино куда слабее: по «Войне и миру» существует всего лишь один фильм. Зато Наташу там играла не кто-нибудь, а сама Одри Хёпберн, одновременно солнечная, наивная и соблазнительная. Женщины русской классики, стоит отметить, вообще собрали исключительно звёздный состав: их играли Грета Гарбо, Одри Хёпберн, Кира Найтли.
К этому же типажу относится героиня Дайан Китон из фильма «Любовь и смерть». Это феерическая пародия Вуди Аллена даже не на саму русскую литературу XIX века, а на фильмы по русской литературе XIX века. И в этой уморительной комедии представлена одна из широчайших галерей образов девушек из русской литературы: похожая на Настасью Филипповну Соня (Дайан Китон), трепетная Наташа почти что Ростова (Джессика Харпер) и роковая графиня Александрова (Ольга Жорж-Пико).
Кто: Екатерина Великая
Фильмы: «Великая», «Распутная императрица»
Екатерина Великая – самая популярная женщина в истории России, по крайней мере, в зарубежном кино. Пока Ольга, царевна Софья, царица Александра и другие правительницы остаются символическими персонажами только для русских медиа, Запад заворожен образом решительной, стальной, непримиримой женщины… с обилием любовников. Увы, мимо этого факта пройти не удастся – именно его сохраняют практически из раза в раз, снимая байопики про императрицу. От картинно соблазнительной интриганки Марлен Дитрих в «Распутной императрице» образ перешёл к властной и ревнивой самодержице Таллуле Бэнкхед в «Королевском скандале».
Затем в девяностые появилась историческая картина «Молодая Екатерина», впервые ставящая акцент на профессиональной компетенции царицы. Ну а уже в 2020-м году вышел нашумевший сериал «Великая» с Эль Фэннинг – отвязный, озорной, ни в коем разе не исторический, но дурачащийся с материалом как ему угодно.