«Поедете этапом в СИЗО, где вас будут насиловать». Монолог бывшего заключенного Ангарской колонии
В апреле 2020 года в Ангарской колонии (ИК-15) взбунтовались около 300 заключенных: сожгли промзону, поломали камеры, один арестант погиб. Правозащитники заявили о пытках заключенных, СМИ писали, что возбуждено несколько уголовных дел. «Сноб» публикует монолог бывшего заключенного ИК-15 Ильи Шевченко — он дал свою оценку порядкам в колонии, изложил новую версию причин бунта и пожаловался на издевательства.
Бунт в Ангарской колонии был одним из крупнейших в современной России — по числу участников его можно сравнить только с беспорядками в Копейской колонии, однако в них участвовали еще и родственники заключенных. До сегодняшнего дня подробно о беспорядках в ИК-15 рассказывал лишь один освободившийся заключенный — Евгений Юрченко. По его версии, один из арестантов — Антон Обаленичев — был избит сотрудником ИК при выдаче матраса, что и послужило причиной недовольства в колонии. Позже министр юстиции даже говорил, что «бунт был срежиссирован извне». Однако, по мнению Ильи Шевченко, причиной бунта мог стать простой бытовой конфликт между заключенными.
Порядки до бунта
Я попал в ИК-15 в 2018 году. Это «красная» зона — по приезде в нее тебя сразу предупреждают: ты живешь по правилам внутреннего распорядка1. А внутренний распорядок такой: подъем в 6 утра, отбой в 22 вечера, все это время запрещено лежать на кровати. Кроме того, необходимо было знать имена всех сотрудников администрации. Если не соблюдаешь правила, то обещали заставить соблюдать их силой.
Первое время никаких избиений не было, но сотрудники могли тебя «склонить» — назвать «падлой» или обматерить, то есть морально унизить. Тут есть два варианта развития событий. Если арестант в ответ промолчал, в дальнейшем его продолжат оскорблять. Если арестант «кусается»2, его могут спровоцировать на конфликт. Например, администрация колонии может запретить пропускать сигареты и чай в «квартиры»3, а этот запрет связать с плохим поведением зэка, который стал «кусаться». То есть администрация может сказать всем заключенным: вы сидите без чая и табака только потому, что такой-то плохо себя ведет, — спровоцировать междоусобицу.
Начало бунта
Все началось, когда в «квартиру» зашел заключенный Обаленичев. У него при обыске нашли сигареты. Он не захотел их отдавать, но сотрудники их забрали. Потом, уже в изоляторе, Обаленичев стал кричать, что администрация позволяет себе лишнее. И начал вскрывать себе вены. Когда кто-то в колонии кричит, что администрация превышает полномочия, зэки быстро на это реагируют — они начинают пускать себе кровь. Когда заключенные тоже стали резать вены, в ШИЗО начали ломать камеры. Все это быстро дошло до лагеря