Новая мода: прийти в сознание
Самый современный тренд в фэшн-индустрии сегодня – осознанная мода. Это целая философия, определяющая образ жизни.
Сегодняшняя мода – это не только смена коллекций и трендов. Рассуждать сейчас лишь о силуэтах и оттенках – значит быть несовременной. На смену «быстрой» моде (fast fashion) приходит «осознанная», или «устойчивая» мода (sustainable fashion). Что это такое? Давай разбираться.
Что плохого в «быстрой» моде?
Долгие годы известные бренды, особенно сегмента масс-маркет, воспитывали клиентов так: покупай больше, покупай чаще, цены ведь невысокие. Неважно, что через несколько месяцев вещь окажется уже на помойке – можно так же дешево купить новую! Это и есть «быстрая» мода – обновление ассортимента магазином несколько раз за сезон вынуждает тех, кто следит за модой, чаще делать покупки. Казалось бы, что в этом плохого? Как выясняется, вреда подобный образ жизни приносит очень много. Перечислим лишь часть последствий «быстрой» моды:
- вещи, созданные из дешевых некачественных синтетических материалов, будут разлагаться от 40 до 200 лет. Индустрия моды входит в первую пятерку производств, загрязняющих окружающую среду (на первом месте – нефтеперерабатывающая промышленность). Здесь и ядовитые парниковые газы, и сливаемые в водоемы вредные отходы, которые делают воду непригодной для питья;
- страдает и земля: ее сдабривают огромным количеством пестицидов. Это нужно, чтобы защитить от вредителей хлопок – основное сырье для тканей;
- еще одна беда – использование меха и кожи, из-за чего гибнут животные;
- к негативным последствиям недавнего активного развития «быстрой» моды также можно отнести невероятно тяжелые условия труда, в том числе детского, на фабриках, расположенных в Бангладеш, Индии, Китае – как правило, именно там отшивают свои коллекции модные бренды. Кстати, именно после обрушения в 2013 году здания швейной фабрики в Бангладеш, где погибли более 1100 человек, о необходимости ответственного подхода к производству пришлось задуматься уже самим «игрокам» фэшн-индустрии – раньше об этом говорили лишь экологи и немногие продвинутые дизайнеры.
Как все начиналось
- Зародился экостиль 2000-х и был тогда прерогативой лишь нишевых брендов. Однако сегодня приверженцами (хотя, возможно, и вынужденными) философии sustainable fashion является немало компаний, производящих одежду. Каждый производитель вносит посильный вклад в общее дело. Одни отказываются от животных материалов, другие используют для создания тканей только переработанное сырье (recycling). Кто-то практикует этичное и ответственное использование ручного труда, а кто-то перешивает свою же непроданную одежду (upcycling).
- Модный дом Стеллы Маккартни, к примеру, производит одежду и обувь из океанического мусора. Британская певица и модный дизайнер Виктория Бекхэм и Chanel отказались от натурального меха и экзотической кожи при пошиве одежды, а итальянский бренд Versace после пожаров в Австралии решил не использовать в своих изделиях кожу кенгуру.
- Как оказалось, одежду можно делать буквально из чего угодно: волокон ананасовых листьев, переработанных рыболовных сетей, апельсинового жмыха, стекла и даже обычных пластиковых бутылок. Подсчитано, что для производства одной футболки этих бутылок потребуется восемь, а на флисовую зимнюю куртку уйдет уже сорок штук. Причем, как утверждают производители, материал из пластика – полиэстер – не принесет вреда здоровью. Навредить может только краситель, если он некачественный.
Только факты
- Текстильная индустрия потребляет 132 млн тонн угля и 6–9 трлн л воды.
- На производство одной пары джинсов уходит около 8 тыс. л воды.
- На изготовление самой обычной футболки тратится 2,7 тыс. л воды.
«Зеленые» маркировки
EUROBLUME. Этот значок на изделии означает, что на всех этапах производства соблюдались основные экологические требования.
THE GLOBAL ORGANIC TEXTILE STANDARD. Так обозначается международный стандарт для изделий из органического хлопка.
NATURTEXTIL. Это маркировка Международной ассоциации производителей натурального текстиля. Означает, что данная вещь изготовлена только из натуральных волокон и соответствует самым высоким экотребованиям.
OEKO-TEX 100. Этот значок свидетельствует о том, что в одежде нет аллергенных и канцерогенных красителей, формальдегида, хлора и других опасных веществ.
Как стать сознательной модницей
- Приверженцы нового стиля sustainable fashion подходят к шопингу, покупкам не эмоционально, а очень серьезно и ответственно. Модный сегодня тренд – минимализм, когда рекомендуется иметь лишь самое необходимое. Одежду носят долго, поэтому покупают вещи хорошего качества, из натуральных материалов. У инстаграм-блогеров популярен хэштег #30wears. Его ставят под селфи в каком-то наряде, и это означает, что вещь надевалась не менее 30 раз.
- Если нужна вещь для особого случая, возьми ее напрокат. В России уже появились магазины и сайты аренды одежды. На время взять можно не только нарядное, но и повседневное платье.
- Правила осознанной моды подразумевают, что вещи должны эксплуатироваться как можно дольше. Для этого за ними необходимо бережно ухаживать, а в случае надобности – отремонтировать самостоятельно или отнести в ателье.
- Все, что не будешь носить, не выбрасывай. Отдай в фонды, где принимают вещи для тех, кто в этом нуждается, или на переработку. Магазин H&M, например, принимает старую одежду, выдавая взамен скидочный купон на покупку новой. Обувь можно сдать во многих сетевых магазинах.
- Дать вторую жизнь вещам можно также, покупая их в секонд-хендах или обменивая на своп-вечеринках (соседских вещевых обменах).
Осознанная мода – это про качество, а не про количество. Сторонники нового тренда призывают отказаться от бездумного потребления, относясь к выбору и покупке одежды вдумчиво и ответственно.
Фото:deagreez/stock.adobe.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl