На полном доверии
Недавно вступили в силу поправки к закону о регистрации сделок с недвижимостью. Теперь в таких делах можно обойтись без нотариуса!
Раньше, чтобы оформить любую операцию с недвижимостью – куплю-продажу, дарение, обмен, ипотеку, нужно было заверять договор у нотариуса. Это стоило немалых денег (0,5% от цены договора) и отнимало время. Теперь государство решило упростить процедуру и в некоторых случаях отменило необходимость получения нотариальной подписи. Что в этом хорошего и в чем опасность?
Что меняется
Нотариус не нужен, если сделку с долевой собственностью регистрируют все владельцы долей одним договором. То есть договор составляется в простой письменной форме (образцы есть в Интернете), все участники его подписывают и потом в обязательном порядке, со всеми необходимыми документами подают на регистрацию в Росреестр. Делается это в районном МФЦ в присутствии всех участников договора.
Нотариус нужен, если оформляется сделка с участием недееспособного человека или несовершеннолетнего. Для сделки с несовершеннолетним ребенком понадобится получить еще и разрешение органов опеки и попечительства.
Также потребуется нотариальное заверение, если владельцы долей решили подписать не один общий договор, а каждый в отдельности. Они могут это сделать, например, для получения налогового вычета. Или если нет возможности оформить договор одновременно.
Нужна подпись нотариуса и в таком случае: в квартире три собственника, и один из них дарит свою долю другому, минуя третьего.
Если законные супруги захотят приобрести недвижимость в долевую собственность, сделка тоже подлежит оформлению у нотариуса. Как и брачный договор с прописанным в нем режимом собственности на имущество, нажитое в браке.
В чем опасность
Правовая неграмотность. Незнание законов может привести к тому, что в договоре окажутся пункты, противоречащие законодательству. Правда, Росреестр проверяет перед регистрацией, но лучше все же заранее показать юристу.
Свидетельства больше нет
Приступая к оформлению сделки с недвижимостью, важно знать, что привычные нам Свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилье – солидные, с печатями, на гербовой бумаге – больше не выдают. Ранее выданные, конечно, считаются действительными. Но теперь доказательством прав собственности является выписка из Росреестра (ЕГРН). Выглядит она как обычный текст из принтера на листе А4 с печатью. Главное, на правоустанавливающем документе (это может быть договор купли-продажи, дарения, мены, завещание и т. п.) должен стоять штамп о внесении записи в Росреестр с датой и подписью регистратора.
Вопрос эксперту
Александр Московкин, руководитель правового блока «Российской газеты»
Муж по суду платил алименты, процент от дохода. Теперь оформил минимальную зарплату и платит нам копейки. Как перейти на фиксированную сумму алиментов? Инна В., г. Алексин
Нужно обратиться в суд с заявлением об изменении вида и размера алиментов. И потребовать взыскания алиментов в твердой денежной сумме. В качестве обоснования предоставить доказательства того, что нынешняя сумма не дает возможности обеспечить ребенку должный уровень жизни. Это могут быть чеки, свидетельские показания.
Соседи межевали свой дачный участок, но мне ничего не сообщили. Якобы потому, что у меня межевание уже проведено, а значит мое согласие не нужно. Так ли это? Евгения И., г. Можайск
Если межевание одного из участков действительно было проведено ранее и нет споров о границах участка, согласие его хозяина не требуется. При наличии споров о границе нужно заявить об этом в письменном виде кадастровому инженеру, который проводит работы, и обратиться в суд с иском об установлении границы садового участка.
Есть вопрос к юристу? Ответ ищи на сайте pravo.rg.ru.
Фото: Fotolia.com; Российская газета
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl