На голову выше
Еще вчера ты с коллегами пила чай и обсуждала руководство. А сегодня они стали твоими подчиненными. Как установить оптимальную дистанцию при общении с ними, чтобы избежать излишней фамильярности, но и не быть обвиненной в высокомерии? И каких неприятностей следует ожидать от недавних приятелей и приятельниц?
1Дыхание в затылок
К сожалению, любое повышение в должности автоматически означает появление завистников в ближайшем окружении. Они могут тебе мило улыбаться и громче всех выкрикивать поздравления, а за спиной распространять сплетни и домыслы.
Перед тем, как начать осваиваться в новой должности, подумай, кому из коллег не было выгодно твое назначение. Возможно, кто-то сам мечтал занять заветное кресло, а кому-то теперь станет трудно заниматься посторонними делами на работе или «пилить» деньги компании. Вспомни, как относились к предыдущему начальнику твои коллеги: чем были недовольны, как общались с шефом. Это позволит тебе понять настроения в коллективе, которые придется учитывать при организации работы.
Вычислив тех, кто до твоего назначения собирался занять эту должность, дай им возможность проявить активность, высказать предложения и замечания по любым профессиональным вопросам. Пусть те, кто имеет на тебя зуб, видят, что привнесенные тобой изменения носят позитивный характер. Важно убедить потенциальных соперников, что в нынешних условиях они все равно смогут проявить себя и удовлетворить свои амбиции. Кроме того, такой открытый стиль руководства поможет заручиться поддержкой другой части коллектива, что затруднит распространение сплетен и плетение интриг против тебя.
По возможности введи несколько новых должностей. Можно не в штатное расписание, а временным назначением, скажем, на период сдачи объекта. Твоим амбициозным злопыхателям понравятся такие звания как «руководитель проекта», «старший специалист». Пусть они тоже станут начальниками, если им этого так хочется.
Постоянно держи «подозреваемых» в поле зрения. Отмечай их хорошую работу (когда они этого заслуживают, разумеется), приводи в пример другим сотрудникам. Пусть недоброжелатели чувствуют свою незаменимость и считают себя твоей правой рукой.
Вспомни, о чем жалели коллеги при прежнем боссе, какие возможности хотели реализовать, и сделай популистский ход, воплотив часть их пожеланий. Благодаря этому подчиненные уже не будут мечтать о твоем уходе, а настроятся на выгодное сотрудничество.
Подумай, у кого из твоих подчиненных может иметься компромат на тебя, собранный за время близкого общения, и постарайся принять меры безопасности.
2По старой дружбе
Твое повышение может заставить некоторых подчиненных рассчитывать на то, что теперь их работа превратится в приятное времяпрепровождение. Можно опаздывать, постоянно отпрашиваться, уходить пораньше и просто откровенно бездельничать – все сойдет с рук по старой памяти.
Такое поведение людей нельзя считать открытым саботажем, так как его цель – не демонстрация неповиновения, а поиск собственной выгоды в изменившихся условиях. Попробуй применить такую же стратегию, немного опередив своих бывших приятельниц и приятелей.
Пожалуйся на тяготы и заботы, связанные с новой должностью, и попроси новоиспеченных подчиненных поддержать тебя «по старой дружбе». В качестве помощи попроси их более ответственно отнестись к работе, чтобы ни к ним, ни к тебе не было претензий со стороны других сотрудников и вышестоящего начальства.
При каждом удобном случае прикрывайся должностными инструкциями и сторонними правилами. Это не ты требуешь сдать отчет в конце месяца, а новый приказ министерства. Для пущей убедительности можно вместе обсудить нецелесообразность подобных требований, как вы это делали совсем недавно за чашкой чая, а потом тяжело вздохнуть и предложить в кратчайшие сроки выполнить работу.
Возьми на вооружение универсальную фразу для общения с подобным типом подчиненных: «Ты же знаешь, как я к тебе отношусь!» Эти слова можно произносить с разными интонациями и выражением лица, обосновывая необходимость подчинения тебе. Например, ты можешь сказать о том, что планируешь начать борьбу с опозданиями, чтобы повысить эффективность работы, и лично попросить коллегу-разгильдяя помочь тебе, показав другим пример.
Любые строгие меры, которые ты планируешь ввести, старайся преподносить как временные и вынужденные. Такой подход позволит избежать лишней агрессии по отношению к тебе и при этом добиться цели. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
3Свои люди
А некоторые подчиненные могут продолжать вести себя так, будто и не было никаких изменений в твоем статусе, а если и были, то все это не всерьез и ненадолго. Фамильярные шуточки и жесты, постоянные воспоминания о былых временах, когда вы вместе упражнялись в остроумии в отношении инициатив руководства, не позволяют наладить рабочий процесс и подрывают твой авторитет у других сотрудников.
Для одних такое поведение является своеобразным способом психологической защиты. Им сложно принять тот факт, что теперь вы не равны по статусу и нужно прикладывать усилия в поисках новых форм взаимодействия. А другие просто не отличаются хорошим воспитанием, поэтому по инерции ведут себя так, как привыкли. В этой ситуации необходимо прямо высказать свое недовольство, сославшись на профессиональные интересы.
Скажи подчиненным, что не можешь позволить себе быть начальником понарошку. Объясни, что вышестоящее руководство ждет от тебя свежих инициатив, налаживания новых форматов работы и каких-то заметных результатов. Игнорирование твоих требований может привести к тому, что вместе с твоей головой как руководителя полетят и другие (могут и всю команду поменять!).
Признайся, что тебе трудно увеличивать дистанцию, ведь ты дорожишь вашими отношениями. Однако в течение рабочего дня и тебе, и им придется забыть о том, как было раньше, и установить более деловые отношения. Ведь если ты начнешь делать по дружбе поблажки им, то это не понравится другим сотрудникам, и их недовольство может дойти до ушей вышестоящего руководства.
Но не стремись к тому, чтобы полностью отказаться от дружеского тона в общении с подчиненными. Это будет выглядеть противоестественно, согласись. Достаточно исключить обсуждение некоторых личных и профессиональных тем, а также несколько сократить время общения.
Чтобы направить дружелюбие коллег в конструктивной русло, попробуй привлечь специалиста по тимбилдингу. (Походи на курсы сама или организуй занятия для сотрудников.) Возможно, после консультаций и проведенных мероприятий фамильярность подчиненных примет более зрелые формы.
Фото: Yakobchuk Olena/Fotolia.com, ShutterStock/Fotodom.ru (2). Текст: Мария Баулина.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl