ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР
Одни его ласково называли “луноход” за характерную мягкую подвеску на пневмобаллонах, для других он запомнился как “скотовоз” за набитое под завязку пассажирами в часы пик душное нутро. Как бы то ни было, “булькающий” раздолбанной трансмиссией ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой. Ведь при всех недостатках, этот теплый “ламповый” автобус пробыл на конвейере без малого 40 лет, а это что-то, да значит.
“Луноход” использовался во всех городах Советского Союза, где был хотя бы намек на городское или пригородное автобусное сообщение. Его бензиновый движок охотно лопал по 50-60 литров топлива на “сотню” и не давился. В салоне всегда было тепло благодаря специфике компоновочного решения с двигателем, установленным в передней части шасси. Причем, прямо-таки тропическая жара в салоне была и в лютые зимы, и знойным летом. И жара эта была практически всегда с ароматом выхлопных газов - спасибо все тому же компоновочному решению. Недостаток? Черта с два - лучше нюхать несварение “зиловского” агрегата, чем покрываться инеем от холода, как в дизельных “Икарусах”.
История так горячо любимого советским пролетариатом автобуса как и все в СССР началась с того, что еще будучи прототипом, он уже устарел. Первый опытный образец в подмосковном Ликино-Дулево был готов в 1962 году, и это был прорыв. Просторный салон на 110 человек, пара широких дверей-гармошек, здоровенный 7-литровый V8, который выдавал 180 л.с., пусть всего лишь двухступенчатая, но впервые для автобусов автоматическая трансмиссия, гидроусилитель руля от Урал-377, крепкий задний мост RABA-MAN 018.53, пневмоподвеска (два баллона