«Наша цель — раздеть Лукашенко»: уехавший в Россию соперник белорусского президента о бегстве и стратегии оппозиции
Основатель белорусской Кремниевой долины Валерий Цепкало рассказал Forbes, как избежал тюрьмы КГБ, чем займется после того, как ЦИК не допустил его к выборам, и почему не верит в честную победу Александра Лукашенко на выборах 9 августа
Профессиональный дипломат и создатель белорусского Парка высоких технологий (считается местным аналогом американской Кремниевой долины) Валерий Цепкало на выборах 1994 года входил в предвыборный штаб тогда еще самого молодого кандидата Александра Лукашенко. Спустя 26 лет он оказался по другую сторону баррикад. На этих президентских выборах он считался одним из основных конкурентов Лукашенко наравне с экс-банкиром Виктором Бабарико и блогером Сергеем Тихановским. Однако ни один из них не примет участие в выборах: Тихановский не смог подать документы на регистрацию кандидатом, поскольку отбывал административный арест, а Бабарико и Цепкало не допустил ЦИК. В предвыборной гонке остается только жена Тихановского Светлана. Именно вокруг нее объединились штабы Бабарико и Цепкало. В пятницу стало известно об отъезде Цепкало из страны вместе с детьми. В качестве причины он он назвал угрозу политического преследования. Подробнее о том, как принималось это решение и что он планирует дальше, Валерий Цепкало рассказал в интервью Forbes.
Когда мы с вами беседовали в конце июня вы сказали, что, если вас не допустят к выборам, то это будет означать, что в стране установилась «форма правления типа КНДР». Это произошло?
(смеется) Я сказал «КНДР»? Не помню такого.
Я могу найти дословную цитату.
Наверное, говорить о КНДР пока преждевременно, потому как в стране все еще идут выборы. Лукашенко оставил Светлану [Тихановскую], считая[, что] в политической кампании сможет справиться с домохозяйкой. Но он не учел одну вещь: общество настолько оказалось раскачано, настолько политизировано, атмосфера уже настолько раскалилась, что он проиграет и домохозяйке. Ему надо было нормально, демократично уйти, проиграв мне или другому кандидату, имеющими за спиной политический, хозяйственный и серьезный жизненный опыт. Это было бы поражением на основе конкуренции экономических программ, а сейчас он уже проигрывает домохозяйке — замечательной женщине, но которая в политику пришла фактически помимо собственной воли, лишь для того, чтобы дать шанс своему супругу. Сегодня люди готовы идти за любым, кто не ассоциируется с нынешним режимом. Поэтому я думаю, что при проведении выборов сегодня или через две недели у Лукашенко нет никаких шансов победить (если только выборы не будут чудовищным образом сфальсифицированы).
Вы удивлены тем, как развиваются события?
Конечно, удивлен. Я не ожидал, что в политической борьбе, кроме административного и финансового ресурса, будет использоваться вся мыслимая и немыслимая грязь, будет грубо нарушаться Конституция нашей страны и избирательное законодательство. Кстати, президентская кампания сразу началась с грубого нарушения Конституции. У нас по Конституции пять месяцев дается на выборы. А дано было лишь три месяца, то есть сразу власть попыталась «засушить» выборы, сделать их скучными и неинтересными, с заранее предсказуемым результатом. Для этого они превентивно выбили из борьбы Сергея Тихановского. Но у них все равно не получилось. Появление меня и Виктора Бабарико спутало у них все карты...