Летающая радиация: самолеты с ядерной силовой установкой
С развитием атомных энергетических установок и обострением отношений между США и СССР ученые обеих сверхдержав задумались о бомбардировщиках-атомолетах. Перелететь Атлантику без дозаправки и вернуться домой - мечта военных и политиков времен холодной войны. Но ни огромные инвестиции, ни перспективные разработки не смогли развить новое направление в авиации до практического применения. Сложно, дорого и опасно - за два десятка лет разработок проектировщики так и не смогли решить основные проблемы атомолетов, связанные с радиацией.
YB-60
Американцы в развитии атомолетов были сильно впереди Советов. Перспективные разработки в этом направлении в Штатах велись еще с середины 1940-х, тогда как в СССР взялись за новое направление только к концу 1950-х. Первый американский прототип самолета с ядерной установкой был построен на базе бомбардировщика Convair YB-60 (по сути глубоко модернизированный B-36) с ядерной установкой порядка 50 мегаватт тепловой мощности. Силовой агрегат был построен по “открытому” типу: горячий воздух от энергоблока поступал по специальным трубопроводам к четырем турбореактивным двигателям GE XJ53 и выбрасывался в атмосферу. Одного воздуха для охлаждения было недостаточно, поэтому систему дополнили водяным охлаждением на основе раствора бора. Для максимальной радиационной защиты экипажа систему установили в заднем грузовом отсеке самолета.
Так как “открытые” двигатели довольно сильно загрязняли атмосферу и оставляли большой радиационный след, наряду с ними в YB-60 планировалось использовать и классические турборективные силовые агрегаты. Они трудились во время взлета и посадки воздушного судна, а уже вдали от населенных пунктов и аэродромов подключалась ядерная установка.