Продюсер Леонид Роберман — о вызовах современной театральной индустрии

СНОБКультура

Леонид Роберман: Спектакль — это всегда встреча, взаимоотношения и взаимовлияние

Продюсер и директор агентства «Арт-Партнер» Леонид Роберман рассказал «Снобу» о вызовах современной театральной индустрии, новых проектах и неизменных стимулах выбираться на хорошие спектакли.

Беседовала Екатерина Алипова

leonid_roberman_gl_ss.jpg
Леонид Роберман. Фото: из личного архива героя

Компания «Арт-Партнер» существует уже более двадцати пяти лет, вы хорошо знаете театральную индустрию и зрителей. Какие требования к спектаклям аудитория предъявляет сегодня? Изменились ли они за десятилетия работы вашего агентства?

Если раньше побудительным мотивом для похода в театр выступал некий эмоциональный импульс, определенное настроение, а также желание его поддержать или изменить, внести некое разнообразие в жизнь, испытать острые ощущения, то сейчас выбор становится более рациональным. Стимулы все те же, но сам алгоритм отбора уже более развернутый. Если раньше отзывы зрителей не имели большого значения, то сейчас это как раз один из определяющих факторов. В большей степени учитываются отзывы не профессиональных критиков, а простых людей. Определяющими стали также и рейтинги сервисов агрегаторов, продающих билеты. И конечно, цена — раньше она была своеобразной гарантией качества того или иного спектакля, а сейчас, увы, цена перестала быть таковой, зритель очень боится быть обманутым.

Каковы главные тенденции и вызовы в современной театральной индустрии? И как продюсеры адаптируются к ним?

На мой взгляд, театр перестает быть храмом Мельпомены и становится сферой услуг.  Отличие очень простое. Сфера услуг обслуживает потребности людей, не затрагивая духовное начало. Главный вызов современной театральной индустрии — колоссальный дефицит профессионалов. Если раньше назначение на должность художественного руководителя определялось наличием или отсутствием у режиссера программы развития конкретного театра, то есть художественным фактором, то сейчас многое определяется лояльностью к вышестоящим инстанциям. К тому же скамейка запасных оказалась очень короткой. На ней практически никого нет. Поэтому на должности худруков стали назначаться актеры, чаще всего известные.

Вся беда в том, что главные режиссеры театров прошлых десятилетий не оставили нам ту самую смену, которую оставляли после себя легендарные профессионалы первой половины двадцатого века. Те же Станиславский и Немирович-Данченко, чья колоссальная заслуга не столько в описанной системе театральной игры (по сути, они просто сформулировали то, что было и до них, — то, как играли гениальные актеры), сколько в создании системы репертуарного театра, одной из основных частей которой являлась подготовка режиссеров. Именно режиссеров. Актер — это зеркало режиссера, чье видение первично. Артист, каким бы выдающимся он ни был, без режиссера ничего не сможет сделать, кроме своего творческого вечера. Если рядом с великим актером не окажется равно великого режиссера, то о выдающейся игре актера зритель узнает только из рецензии низкопробного критика либо некролога.

А как же быть с антрепризой, которая всегда делала ставку на звезд — насколько это остается актуальным в современном театре?

Мне в этой жизни очень не повезло: я работал с великими актерами, мне посчастливилось видеть великих режиссеров. Вспоминаю время своей учебы в ГИТИСе: идешь на экзамен, а там — Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Марк Захаров, Анатолий Васильев, Мария Кнебель, Петр Фоменко, Михаил Буткевич. Не кафедра, а парад звезд. И за каждым из них — театр, тот самый великий русский театр, в котором мы мечтали работать. Но, к сожалению, они не создали свою школу и не оставили после себя преемников. Мне действительно сейчас очень сложно, когда приходится подбирать актеров. После длительной работы с Сергеем Юрским, Николаем Волковым и Валентином Гафтом. Уж слишком мелкими и незначительными кажутся те, кто остались. И большинство тех, кого мы называем медийными, к сожалению, не являются настоящими звездами, в моем понимании этого слова. Как говорит мой партнер, не мой размерчик. Да, отсутствие громких имен на афишах — риск, потому что участие медийных артистов обеспечивает первоначальный интерес зрителя. Но не гарантирует успех. Успех обеспечивает как раз режиссер, в чьем спектакле нет случайных людей. Режиссер, который обладает даром видеть невидимое другим. У такого мастера всегда есть творческие идеи и подходящие актеры. Он точно знает, что делает и с кем делает. К примеру, зачем брать и ставить «Гамлета», если у тебя нет, предположим, даже не Гамлета, а Полония или Офелии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией Демоны, ставшие ангелами. Как люди искусства боролись с депрессией

О том, как творческие люди давали отпор депрессии благодаря своему творчеству

СНОБ
Не верьте в легкий путь к счастью: правда об инфоцыганах и «каше в головах» Не верьте в легкий путь к счастью: правда об инфоцыганах и «каше в головах»

Спрос рождает предложение: почему инфоцыган так много?

Psychologies
«Так и живет большинство»: отрывок из романа о бегстве из невыносимого брака «Так и живет большинство»: отрывок из романа о бегстве из невыносимого брака

Отрывок из романа Антонии Байетт «Вавилонская башня»

Forbes
4 причины чаще заниматься сексом 4 причины чаще заниматься сексом

Почему для здоровья важно регулярно заниматься сексом?

Psychologies
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Комфорт и домашняя еда: как лауреатка «Грэмми» заработала $20 млн на пирогах Комфорт и домашняя еда: как лауреатка «Грэмми» заработала $20 млн на пирогах

Как певица Патти Лабель покорила американцев своими домашними рецептами

Forbes
В лучах улыбки В лучах улыбки

Как исправить прикус незаметно для окружающих

Лиза
6 уроков долголетия от 93-летнего бизнесмена и 4-кратного чемпиона по гребле. У него здоровье как у 30-летнего мужчины 6 уроков долголетия от 93-летнего бизнесмена и 4-кратного чемпиона по гребле. У него здоровье как у 30-летнего мужчины

Какие научно обоснованные способы позволяют продлить жизнь и оставаться в форме

Inc.
Турне за океан Турне за океан

Что же это за яхта, которую британская верфь не стала показывать в Каннах?

Y Magazine
Видеоигры провоцируют на жестокость в реальной жизни? Ученые дали ответ! Видеоигры провоцируют на жестокость в реальной жизни? Ученые дали ответ!

Играет ли насилие в видеоиграх какую-либо роль в эмпатии людей в реальности?

ТехИнсайдер
Что такое бесключевой доступ в авто и как он работает. Нюансы работы СБДА Что такое бесключевой доступ в авто и как он работает. Нюансы работы СБДА

Все о бесключевом доступе: как он работает и насколько безопасен

РБК
Японский беспилотный вертолет поднял 200 килограмм груза на тросе Японский беспилотный вертолет поднял 200 килограмм груза на тросе

Японская компания провела испытания беспилотного вертолета K-Racer-X2

N+1
Японцы создали биогибридный двуногий шагоход на основе клеток крысиных мышц Японцы создали биогибридный двуногий шагоход на основе клеток крысиных мышц

Японские биоинженеры разработали миниатюрного двуногого шагающего робота

N+1
Как тепло циркулирует в подледном океане Европы Как тепло циркулирует в подледном океане Европы

Ученые построили модель разогрева океана спутника Юпитера Европы

ТехИнсайдер
Живой подход: как биотехнологии меняют современную косметологию Живой подход: как биотехнологии меняют современную косметологию

Как инновации меняют правила игры в современной косметологии?

Forbes
5 армянских модных марок, за которыми стоит следить 5 армянских модных марок, за которыми стоит следить

Рассказываем о пяти уникальных дизайнерах маленькой горной страны

Правила жизни
«Цвет войны — противный желто-коричневый». Петербургский художник Александр Траугот вспоминает дни блокады «Цвет войны — противный желто-коричневый». Петербургский художник Александр Траугот вспоминает дни блокады

Живописец Александр Траугот — о роли художников во время войны

СНОБ
Песнь льда: как богатая наследница Луиза Арнер-Бойд покоряла Арктику Песнь льда: как богатая наследница Луиза Арнер-Бойд покоряла Арктику

Луиза Арнер-Бойд: женщина, которая не боялась ни холода, ни предубеждений

Forbes
ИИ ставит диагноз не хуже доктора Хауса. Иногда даже лучше ИИ ставит диагноз не хуже доктора Хауса. Иногда даже лучше

Сможет ли ИИ заменить реальных врачей?

ТехИнсайдер
Тайная жизнь манекенов Тайная жизнь манекенов

Манекены в интерьерных и дизайнерских решениях — бизнес семьи Густавсон

Монокль
«Я вышла замуж не за того человека?»: личная история читательницы «Я вышла замуж не за того человека?»: личная история читательницы

Сказки о принцах и принцессах — плохое мерило для семейных отношений

Psychologies
«Напрасно впадать в уныние»: памяти Льва Рубинштейна «Напрасно впадать в уныние»: памяти Льва Рубинштейна

Каким был основоположник московского концептуализма Лев Рубинштейн?

Правила жизни
А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью! А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью!

Чем ААС могут быть опасными и почему риски обычно перевешивают любую пользу

ТехИнсайдер
Внимание к деталям Внимание к деталям

Архитекторы Елена Куртина и Жанна Тульнова создали интерьер в стиле неоклассики

SALON-Interior
Что смотреть на выходных: 9 добрых фильмов на случай, если вам грустно Что смотреть на выходных: 9 добрых фильмов на случай, если вам грустно

Несколько фильмов, которые спасут вечер трудного дня и поднимут настроение

Правила жизни
Узнайте, как лучше всего чистить смартфон! Простые советы и интересные факты Узнайте, как лучше всего чистить смартфон! Простые советы и интересные факты

Почему стоит чистить телефон?

ТехИнсайдер
С любовью к людям: как гуманистическая философия помогает построить бизнес (пример HeadHunter) С любовью к людям: как гуманистическая философия помогает построить бизнес (пример HeadHunter)

Глава из книги «HeadHunter. Успех неизбежен» Михаила Жукова

Inc.
Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой Почему важно мыть многоразовую бутылку с водой

Безопасны ли многоразовые бутылки?

ТехИнсайдер
Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен

Все про карданный вал: устройство, диагностика, ремонт

РБК
«Айлин»: ретро-триллер о нереализованных амбициях с Энн Хэтэуэй и Томасин Маккензи «Айлин»: ретро-триллер о нереализованных амбициях с Энн Хэтэуэй и Томасин Маккензи

Почему «Айлин» нельзя назвать успешной экранизацией?

Forbes
Открыть в приложении