Продюсер Леонид Роберман — о вызовах современной театральной индустрии

СНОБКультура

Леонид Роберман: Спектакль — это всегда встреча, взаимоотношения и взаимовлияние

Продюсер и директор агентства «Арт-Партнер» Леонид Роберман рассказал «Снобу» о вызовах современной театральной индустрии, новых проектах и неизменных стимулах выбираться на хорошие спектакли.

Беседовала Екатерина Алипова

leonid_roberman_gl_ss.jpg
Леонид Роберман. Фото: из личного архива героя

Компания «Арт-Партнер» существует уже более двадцати пяти лет, вы хорошо знаете театральную индустрию и зрителей. Какие требования к спектаклям аудитория предъявляет сегодня? Изменились ли они за десятилетия работы вашего агентства?

Если раньше побудительным мотивом для похода в театр выступал некий эмоциональный импульс, определенное настроение, а также желание его поддержать или изменить, внести некое разнообразие в жизнь, испытать острые ощущения, то сейчас выбор становится более рациональным. Стимулы все те же, но сам алгоритм отбора уже более развернутый. Если раньше отзывы зрителей не имели большого значения, то сейчас это как раз один из определяющих факторов. В большей степени учитываются отзывы не профессиональных критиков, а простых людей. Определяющими стали также и рейтинги сервисов агрегаторов, продающих билеты. И конечно, цена — раньше она была своеобразной гарантией качества того или иного спектакля, а сейчас, увы, цена перестала быть таковой, зритель очень боится быть обманутым.

Каковы главные тенденции и вызовы в современной театральной индустрии? И как продюсеры адаптируются к ним?

На мой взгляд, театр перестает быть храмом Мельпомены и становится сферой услуг.  Отличие очень простое. Сфера услуг обслуживает потребности людей, не затрагивая духовное начало. Главный вызов современной театральной индустрии — колоссальный дефицит профессионалов. Если раньше назначение на должность художественного руководителя определялось наличием или отсутствием у режиссера программы развития конкретного театра, то есть художественным фактором, то сейчас многое определяется лояльностью к вышестоящим инстанциям. К тому же скамейка запасных оказалась очень короткой. На ней практически никого нет. Поэтому на должности худруков стали назначаться актеры, чаще всего известные.

Вся беда в том, что главные режиссеры театров прошлых десятилетий не оставили нам ту самую смену, которую оставляли после себя легендарные профессионалы первой половины двадцатого века. Те же Станиславский и Немирович-Данченко, чья колоссальная заслуга не столько в описанной системе театральной игры (по сути, они просто сформулировали то, что было и до них, — то, как играли гениальные актеры), сколько в создании системы репертуарного театра, одной из основных частей которой являлась подготовка режиссеров. Именно режиссеров. Актер — это зеркало режиссера, чье видение первично. Артист, каким бы выдающимся он ни был, без режиссера ничего не сможет сделать, кроме своего творческого вечера. Если рядом с великим актером не окажется равно великого режиссера, то о выдающейся игре актера зритель узнает только из рецензии низкопробного критика либо некролога.

А как же быть с антрепризой, которая всегда делала ставку на звезд — насколько это остается актуальным в современном театре?

Мне в этой жизни очень не повезло: я работал с великими актерами, мне посчастливилось видеть великих режиссеров. Вспоминаю время своей учебы в ГИТИСе: идешь на экзамен, а там — Анатолий Эфрос, Андрей Гончаров, Марк Захаров, Анатолий Васильев, Мария Кнебель, Петр Фоменко, Михаил Буткевич. Не кафедра, а парад звезд. И за каждым из них — театр, тот самый великий русский театр, в котором мы мечтали работать. Но, к сожалению, они не создали свою школу и не оставили после себя преемников. Мне действительно сейчас очень сложно, когда приходится подбирать актеров. После длительной работы с Сергеем Юрским, Николаем Волковым и Валентином Гафтом. Уж слишком мелкими и незначительными кажутся те, кто остались. И большинство тех, кого мы называем медийными, к сожалению, не являются настоящими звездами, в моем понимании этого слова. Как говорит мой партнер, не мой размерчик. Да, отсутствие громких имен на афишах — риск, потому что участие медийных артистов обеспечивает первоначальный интерес зрителя. Но не гарантирует успех. Успех обеспечивает как раз режиссер, в чьем спектакле нет случайных людей. Режиссер, который обладает даром видеть невидимое другим. У такого мастера всегда есть творческие идеи и подходящие актеры. Он точно знает, что делает и с кем делает. К примеру, зачем брать и ставить «Гамлета», если у тебя нет, предположим, даже не Гамлета, а Полония или Офелии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поздравляем, это Ходжкин — опыт лечения лимфомы от первого лица Поздравляем, это Ходжкин — опыт лечения лимфомы от первого лица

Личная история борьбы с лимфомой Ходжкина

СНОБ
Есть ли личная жизнь после рождения ребенка: история от первого лица Есть ли личная жизнь после рождения ребенка: история от первого лица

Как пережить первые месяцы после рождения ребенка, когда привычный мир рушится

Psychologies
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
6 самых токсичных бьюти-трендов, которые царили во времена наших мам и бабушек 6 самых токсичных бьюти-трендов, которые царили во времена наших мам и бабушек

Устаревшие тренды в индустрии красоты, которые наносили реальный урон женщинам

Psychologies
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен

Все про карданный вал: устройство, диагностика, ремонт

РБК
7 главных ошибок при хранении продуктов в морозильной камере: их допускает каждый второй 7 главных ошибок при хранении продуктов в морозильной камере: их допускает каждый второй

Как хранить замороженные овощи и мясо, чтобы они не испортились?

ТехИнсайдер
Что выбрать психологу в начале карьеры: деньги или совесть? Что выбрать психологу в начале карьеры: деньги или совесть?

Каким должен быть профессиональный психолог?

Psychologies
Простой ответ эксперта! Вот почему мышцы легче наращивать зимой Простой ответ эксперта! Вот почему мышцы легче наращивать зимой

Если ваша цель — большая фигура, то наращивать мышцы стоит зимой

ТехИнсайдер
«Сама виновата?»: о чем рассказывает сериал, снятый по истории Маргариты Грачевой «Сама виновата?»: о чем рассказывает сериал, снятый по истории Маргариты Грачевой

Почему нужно постоянно напоминать о недопустимости виктимблейминга?

Psychologies
Визуализация целей: пошаговая инструкция для скептиков Визуализация целей: пошаговая инструкция для скептиков

Как человеку с рациональным мышлением эффективно визуализировать свои цели?

Psychologies
Как правильно краситься после 50 лет: 7 гениальных лайфхаков, которые изменят твою жизнь Как правильно краситься после 50 лет: 7 гениальных лайфхаков, которые изменят твою жизнь

Трюки возрастного макияжа, которые придадут твоему лицу свежий и подтянутый вид

VOICE
Разрушение пустоты: могут ли физики случайно уничтожить Вселенную Разрушение пустоты: могут ли физики случайно уничтожить Вселенную

Может ли апокалипсис стать расплатой за любопытство?

Forbes
Пары жуков сизифов эффективнее одиночек перенесли навозные шарики через препятствия Пары жуков сизифов эффективнее одиночек перенесли навозные шарики через препятствия

Перемещать навозный шарик вдвоем оказалось проще и быстрее

N+1
Персональный «врач» у вас в кармане Персональный «врач» у вас в кармане

Новые портативные приборы помогут врачам выявлять скрытые патологии

Монокль
Почему стоит заниматься спортом под музыку? Почему стоит заниматься спортом под музыку?

Кто из нас не хотел бы такой же рельефный пресс, как у Генри Кавилла?

Maxim
В Китае успешно клонировали макака-резуса В Китае успешно клонировали макака-резуса

Ученые из Китая усовершенствовали технологию переноса ядер соматических клеток

N+1
«На свое открытие я потратила пять минут». Как историк Марина Сорокина раскрыла личность автора «Романа с кокаином» «На свое открытие я потратила пять минут». Как историк Марина Сорокина раскрыла личность автора «Романа с кокаином»

«Роман с кокаином»: как роман стал сенсацией за рубежом и кто его написал?

СНОБ
«Время максимального научного драйва». Океанолог Александр Осадчиев — о работе в Арктике «Время максимального научного драйва». Океанолог Александр Осадчиев — о работе в Арктике

Океанолог Александр Осадчиев — об устройстве научно-исследовательского судна

СНОБ
Выученная беспомощность: почему мы думаем, что от нас ничего не зависит Выученная беспомощность: почему мы думаем, что от нас ничего не зависит

Насколько мы способны повлиять на свою жизнь?

Psychologies
Статус обязывает Статус обязывает

Бюро Officina Italiana ответственно за дизайн всех яхт Riva c 1994 года

Y Magazine
Как расставить всё по кухонным шкафам, чтобы готовить быстро и в свое удовольствие Как расставить всё по кухонным шкафам, чтобы готовить быстро и в свое удовольствие

Как сделать кухню амбассадором порядка и пространственной логики

VOICE
Кто такой Никита Кологривый, который осуждает всех подряд Кто такой Никита Кологривый, который осуждает всех подряд

Как и о ком высказывался скандально известный Никита Кологривый

Maxim
Как ухаживать за кашемиром: правила стирки и выбора одежды Как ухаживать за кашемиром: правила стирки и выбора одежды

Советы, которые сэкономят деньги и нервы, если ты решишь купить кашемир

VOICE
Вы не можете скрыть свою неуверенность из-за языка тела! Вот что нужно знать Вы не можете скрыть свою неуверенность из-за языка тела! Вот что нужно знать

Как тело выдает наши искренние эмоции?

ТехИнсайдер
Как журналистка Ориана Фаллачи добивалась откровенности от Киссинджера и Индиры Ганди Как журналистка Ориана Фаллачи добивалась откровенности от Киссинджера и Индиры Ганди

Ориана Фаллачи заставляла политиков и знаменитостей спуститься с небес на землю

Forbes
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Готовы отправиться в фантастическое космическое путешествие?

Наука и жизнь
Училась по книгам, сбежала из дома: как женщины добивались права заниматься наукой Училась по книгам, сбежала из дома: как женщины добивались права заниматься наукой

Как женщины «обходными путями» пробивались в науку?

Forbes
Как хранить новогодние украшения: 8 советов организаторов пространства Как хранить новогодние украшения: 8 советов организаторов пространства

Как создать удобную систему для хранения новогодних украшений

VOICE
Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге Внутренний покой: как сохранять равновесие дома, на работе и в дороге

Что может сделать каждый, кто хочет улучшить свое состояние?

Psychologies
Открыть в приложении