Краткая история и скорое будущее модуля «Наука»
Пусть и с приключениями, но многофункциональный лабораторный модуль «Наука» добрался, наконец, до МКС. Рассказываем, как это было, и почему этот модуль нужен и важен.
Главной задачей Международной космической станции была и остается наука. МКС – это самый дорогостоящий исследовательский проект в истории, реализовать которой позволили общие усилия 15 государств, включая Россию. Модули российского сегмента играют важную роль в жизни станции, отвечая за жизнеобеспечение экипажа, ориентацию и поддержание температурного режима. Однако специализированного научного модуля среди них до недавнего времени не было, хотя всего их на МКС целых три: американская лаборатория Destiny, европейская Columbus и японский модуль Kibo (кстати, один из самых больших на станции). Точнее говоря, такой модуль должен был быть, но задержался – надолго и по самым разным причинам. Чтобы их понять, надо проследить за долгой и извилистой судьбой «Науки», от задумки и до недавней драматической стыковки.
Из запасных в ученые
Когда МКС еще только создавалась, одной из самых серьезных опасностей были возможные проблемы с выводом базовых модулей. Поэтому для них были заготовлены дублеры для быстрой замены в случае гибели. Для управляющего модуля «Заря» (тогда еще – ФГБ-1, «Функциональный герметичный блок 1»), который был одним из важнейших в первые годы жизни станции, создали модуль-дублер ФГБ-2, который в кратчайшие сроки можно было бы подготовить для полета на орбиту. Работу над ФГБ-2 начали еще в 1995 году, практически параллельно с «Зарей». По счастью, «Заря» справилась со своей задачей безукоризненно, а модуль-дублер так и остался в цехах Центра имени Хруничева. Спустя несколько лет возникла идея превратить его в новый российский научный модуль МКС.
По большому счету, научный модуль – это большая лаборатория, размещенная на орбите: замкнутый объем со стойками для исследовательского оборудования, которые здесь называются «универсальными рабочими местами» (УРМ). На «Науке» их около 30, как внутри, так и снаружи, похожие на серверные шкафы, но более универсальные, позволяющие размещать самые разные инструменты. До сих пор подсоединения каждого нового научного прибора к питанию и связи на МКС производилось индивидуально и вручную. С появлением УРМ эти подключения стали универсальными.
Кроме того, «Наука» позволяет работать в открытом космосе без выхода космонавтов за борт станции. В этом ему помогает внешняя «рука», манипулятор ERA, изготовленный европейскими партнерами Роскосмоса во главе с ESA и нидерландской компанией Dutch Space. ERA позволяет извлекать образцы из специального бокса и закреплять их на специальных площадках и УРМ, расположенных с наружной стороны модуля. Это экономит время, а главное делает эксперименты гораздо дешевле, не проводя сложной операции по выходу в открытый космос и экономя ограниченный ресурс работы скафандров.