Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet
Многие инвесторы и предприниматели считают, что братья Замверы наживаются на чужих идеях и не уважают основателей. Но они упускают из виду другое — Rocket Internet создала сотни рабочих мест и привлекла внимание к рынкам, на которые другие даже не смотрели, пишет The Generalist.
Rocket Internet часто называли «безжалостным плагиатчиком» и «катализатором инноваций». Но по мнению издания, берлинский акселератор блестяще реализовывал идеи, пускай и чужие.
В 2020 году компания ушла с биржи — и теперь либо заляжет на дно, либо полностью переосмыслит себя.
С чего началась любовь Замверов к предпринимательству и во что вылилась
Братья Марк, Оливер и Александр Замверы родились в Германии в начале 1970-х годов. Их прапрадед был министром иностранных дел, прадед основал страховую компанию Gothaer Group, выручка которой превысила €4,5 млрд в 2020 году. Отец же работал адвокатом и защищал Карла Карстенса — будущего президента ФРГ.
Замверы с юности интересовались предпринимательством, однако была одна проблема. «Мы хотели строить бизнес, но не всегда знали на чём», — сказал Марк.
В 1994 году Оливер поступил в Школу управления имени Отто Байсхайма и через год посетил Кремниевую долину. В 1995-м, вдохновившись американскими компаниями, он основал в Боливии производство обуви Ego International Trading.
Оливер считал, что реализация важнее идеи
В 1998 году Оливер вместе с одногруппником Максом Фингером написали диплом о «Самых успешных технологических стартапах Америки». Студенты опросили около 100 крупнейших игроков, чтобы рассказать, как строить компании:
- О неосвоенных рынках. Авторы предложили в первую очередь рассматривать рынки с низкой конкуренцией: «Вы не всегда умнее, богаче и опытнее соперников. Онлайн-торговлей, например, занимается тысяча компаний, однако действительно зарабатывают лишь 20-30 из них».
- О реализации. Разрабатывать и продвигать продукт следует агрессивно: «Нужно подойти к самому краю обрыва и, возможно, даже спрыгнуть. Главное лишь оставаться верным своим принципам».
- О смене руководства. Стартапы в Кремниевой долине ставят на быстрый рост и в течение 5-6 лет ежегодно удваивают показатели. Количество сотрудников за это время увеличивается с 20-40 до 300 человек. Поэтому тот, кто никогда не руководил компанией с большим штатом, через пять лет достигает своего предела и уходит запускать новый проект.
- Об идеях. Идея, по мнению авторов, гарантирует лишь 10% успеха. Главное — её реализовать, «чтобы клиент мог почувствовать её запах, попробовать на вкус и подержать в руках».
Этими принципами в итоге руководствовались и Замверы, считает издание: Rocket Internet зарабатывала на свободных рынках, не церемонилась с сотрудниками и ставила на быстрый рост.
Не носитесь со своей идеей, как с даром Божьим. Скорее всего, она идиотская. Оливер Замвер и Макс Фингер
Есть в дипломной работе Замвера и такое наставление: «Предприниматель — не последователь. Не крадите идеи, не используйте чужие ресурсы и прежде чем начнёте новое дело, закончите со старым, иначе наживёте себе проблем».
Эта мысль так и осталась фразой в дипломном проекте.
Первые стартапы братьев — копия eBay и магазин рингтонов
В 1999 году Замверы позвали Макса Фингера и создали «немецкий eBay» — онлайн-аукцион Alando, почти полностью повторяющий американский прототип.
Позже они рассказали, что изначально пытались связаться с eBay: в письме они рассказали о перспективах местного рынка и попросили компанию возглавить филиал.
Однако ответа братья не получили и потому решили действовать: «Мы не стали ждать, пока кто-то другой создаст рынок за нас». Чтобы запустить первые продажи, Замверы выставили свои детские игрушки.
Со временем, пишет издание, Alando «взлетел», и через 100 дней его выкупила eBay за $43 млн. Сделка стала их первой крупной победой и наибольшим сожалением для Оливера.
Он по-прежнему считает её самой большой ошибкой в карьере: возможно, братья смогли бы заработать больше, если бы повременили.
В 2000 году братья запустили магазин рингтонов Jamba, где продавали надоедливые мелодии — в том числе хиты Crazy Frog: именно они принесли братьям $400 млн.
Замверы раскрутили сервис с помощью телерекламы и вскоре продали его компании Verisign за $273 млн. Они решили уйти из этого бизнеса и в 2007 году создали своё крупнейшее предприятие — венчурный акселератор Rocket Internet.
Что такое Rocket Internet
Однозначно определить бизнес-модель компании невозможно, считает издание. С момента запуска Rocket Internet инвестировала в сотни компаний почти на всех континентах, а её подход к делу отличался в зависимости от страны.
Логичнее всего, отмечает The Generalist, рассматривать её с трёх сторон:
- Как нестандартного венчурного инвестора.
- Идейного экспортёра.
- И перераспределителя рисков.
Rocket Internet как венчурный инвестор
Как и традиционные венчурные компании, Rocket Internet выкупает долю в перспективных стартапах и работает через дочерние фонды.
Однако первые ищут проекты, у которых есть как руководители, так и концепция. Rocket Internet же сперва находит идею и только потом отбирает основателей, которые её реализуют.
Основатели для Rocket Internet — такие же наёмные сотрудники. Она сама определяет направление бизнеса, а также помогает с продвижением, разработками, подбором персонала и поиском инвестиций.
Венчурные капиталисты чаще всего лишь предоставляют деньги, а большую часть решений принимают основатели.
Rocket Internet как идейный экспортёр
В начале своего пути Rocket Internet сосредоточилась на Европе, где рынок венчурных инвестиций только зарождался. Она подмечала многообещающие концепции в США и затем внедряла их в новых регионах. Например, запустила в Германии онлайн-магазин одежды и обуви Zalando — аналог американского Zappos.
Вскоре братья поняли, что конкуренция в Европе растёт, а западные модели могут процветать и на формирующихся рынках. Поэтому они решили охватить Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию, Африку и Ближний Восток.
Rocket Internet как перераспределитель рисков
По мнению инвестора Марка Андриссена, наибольший риск для стартапов — выпустить продукт, который не будет соответствовать ожиданиям рынка. Именно от этого уберегала их Rocket Internet, ведь копировала модели, которые уже пользовались спросом.
Правда, из-за этого сталкивалась с другими рисками:
- Рыночный. Не все идеи одинаково легко реализовать в разных странах.
- Управленческий. Чтобы быстро воплотить чужую идею в жизнь, наёмному основателю требовались навыки. У новичков не было такого опыта, и компания предоставляла все ресурсы, чтобы их обучить.
- Репутационный. Общественность не любит «подражателей» вроде Rocket Internet. Из-за этого её и её дочерним фондам порой трудно заключать сделки.
Как Rocket Internet искала сотрудников и чему отдавала приоритет в бизнесе
По словам руководителей одного из стартапов, кандидатов на места было много. Правда, все они походили друг на друга: молодые выпускники бизнес-школы, которые только прошли двухлетнюю практику в консалтинге McKinsey.
«Отличников» привлекала перспектива руководить собственным проектом, на что и ставила Rocket Internet: никто другой не согласился бы бороться за долю в несколько процентов. Кроме того, не всех назначали учредителями — некоторые получали должности директоров по маркетингу.