Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Владимир Басов. Человек-праздник
Кто не помнит полотера из фильма «Я шагаю по Москве», Дуремара из «Приключений Буратино» или Волка из картины «Про Красную Шапочку»? Владимир Басов снялся в десятках ролей, и даже самые маленькие из них до сих пор любимы зрителями всех поколений. Он дал старт актерским карьерам Леонида Харитонова, Ролана Быкова и Олега Янковского. Снятые им «Щит и меч», «Дни Турбиных», «Метель» смотрели и пересматривают по сей день. Басов не был красавцем, но его женами были звезды советского экрана Роза Макагонова, Наталья Фатеева и Валентина Титова. О режиссере и актере Владимире Басове в канун столетия со дня его рождения вспоминают актеры Лариса Лужина и Валентин Смирнитский, директор кинокомпании «Мосфильм-Мастер» Евгений Бейлин и киновед Ольга Миньковецкая.
Лариса Лужина, народная артистка РСФСР: «Он оказался совершенно удивительным, в него можно было влюбиться»
Владимир Павлович Басов пригласил меня сниматься в фильме «Тишина», потому что посмотрел картину «На семи ветрах», где я сыграла главную роль. Они приятельствовали со Станиславом Ростоцким, думаю, тот и дал мне хорошую рекомендацию. Никаких кинопроб со мной не проводилось. У кого-то они были, а меня он просто пригласил на роль Нины, любимой девушки главного героя. Мне повезло вот еще почему. В тот момент Басов разошелся с Наташей Фатеевой и еще не встретил Валентину Титову, у него возникла пауза между женами. Если бы в личной жизни Владимира Павловича было все в порядке, эту роль непременно сыграла бы одна из них. Он всегда отдавал предпочтение своим красавицам-женам, а здесь я, что называется, попала в свободное окошко.
Роман Юрия Бондарева я читала, и роль Нины мне поначалу не очень-то нравилась. Это была та же самая Светлана из «На семи ветрах», только повзрослевшая, милая, хорошая, добрая женщина. В основном она просто присутствовала на экране, никаких особо сильных игровых сцен этой героине не прописали. Но мне было интересно поработать с таким режиссером и партнером. Возлюбленного Нины играл Виталий Коняев, с которым мы занимались в одном драмкружке в Таллине. Он раньше меня, сразу после школы, поступил в Щепкинское училище, а я позже — во ВГИК. Если мне не изменяет память, Коняев уже был принят в труппу Малого театра.
Мне было интересно через столько лет вдруг встретиться с Виталькой в работе. В «Тишине» Басову вообще удалось собрать потрясающий актерский состав. Там снимались прекрасные актеры — обаятельный Гера Мартынюк, Михаил Ульянов, Лидия Николаевна Смирнова, Владимир Емельянов, Евгений Лазарев... Удивительно проявили себя Ульянов и Смирнова, они сыграли острохарактерные отрицательные роли. Таким противным я Ульянова никогда больше не видела, так же как и Лидию Николаевну. Они сыграли здорово. Для них «Тишина» стала подарком судьбы, Басов помог артистам проявить свой необъятный диапазон.
Владимир Павлович оказался совершенно удивительным человеком, безгранично обаятельным, в него можно было влюбиться. Вот странно: некрасивый, худющий, с оттопыренными ушами, выпученными глазами, длинным носом, но, когда Басов начинал говорить, на всех изливалось море обаяния, от него исходили волны, которые обволакивали. Я слушала его как завороженная. Владимир Павлович был очень умным человеком, по-настоящему начитанным, он много знал, мог интересно что-то рассказывать, читал стихи, обладал неподражаемым чувством юмора, с ним всегда было весело.
Басов был уникальным режиссером, работавшим по собственному методу. С таким я столкнулась впервые. Он очень быстро монтировал свои картины, поскольку обладал удивительным чувством ритма. Во время съемок мы каждую сцену разыгрывали под его хлопки. Помню, снимали встречу наших с Виталием героев в ресторане. Басов скомандовал: «Итак, ребята, играем на пятнадцать хлопков». И вот мы начинаем играть сцену, а он хлопает в ладоши. Сыграли на четырнадцать хлопков, нет, не пойдет. На шестнадцать — тоже не пойдет. Пока не вписались в пятнадцать хлопков, съемка продолжалась. Поэтому он очень мало вырезал во время монтажа. Режиссеры в основном снимают много, потом много вырезают, чтобы смонтировать картину. И даже, бывает, какие-то хорошие сцены летят в корзину. У Владимира Павловича такого не бывало, он заранее точно знал, сколько та или иная сцена у него займет, наш актерский труд не пропадал.
Если у кого-то что-то не ладилось во время съемок, не помню, чтобы Басов обращался с тем человеком жестко. Он много и трудно работал с Коняевым, который играл Вохминцева. В советском кино граница между положительными и отрицательными персонажами обозначалась резко. И если уж герой был положительным, то непременно с головы до пят. Виталик внешне был очень положительным, голубоглазым курносым блондином, он очень подходил на роль светлого советского человека, тем более прошедшего войну, да еще такого правдолюбца. Если Гера Мартынюк играл эдакого разгильдяя, самовлюбленного ухаря, то Виталик по контрасту с ним изображал серьезного человека. Но он был артистом Малого театра, по-актерски воспитанным другой системой. Разница между театральным и киноактером тогда была большой. Это сегодня артисты выходят на сцену с приклеенными к щекам микрофонами, а тогда в Малом театре требовали, чтобы голос со сцены доходил до последнего ряда галерки. Во ВГИКе этому тоже учили, а сейчас это никому не нужно, половину из того, что произносят актеры, не разобрать зрителям в зале. Сценическая речь ушла, а у Виталика она была прекрасно поставлена. И именно с этим Владимир Павлович боролся, ему нужно было, чтобы Коняев говорил нормальным, нетеатральным голосом. Каждый раз он заставлял его сбавлять обороты, иной раз даже разговаривать шепотом, чтобы это звучало органично. Поначалу Виталику приходилось тяжело, он был неестественным, деревянным, скованным. Но Владимир Павлович смог это побороть, и Коняев сыграл лучшую роль в своей кинобиографии.
Наверное, у Басова прошла боль от расставания с Фатеевой, что позволяло ему шутить и кокетничать с женщинами. Мне он постоянно предлагал: «Лариска, может, мне стоит на тебе жениться? Давай!» Конечно же, это было не всерьез, Басов прекрасно знал моего мужа Алешу Чардынина. Гораздо позже услышала, что в то время у него был роман с Наташей Величко, которая играла сестру главного героя в «Тишине», а позже подпольщицу в «Щите и мече». Наташа рассказала об их взаимоотношениях в интервью. Но, честно говоря, во время съемок я этого не замечала.
Сам Владимир Павлович тоже любил сниматься в своих картинах. В «Тишине» появлялся в финале — когда герои ехали добывать нефть на Каспийское море, он играл шофера-азербайджанца. Причем когда клеил себе усы и начинал говорить с кавказским акцентом, то сразу преображался, был на удивление органичным. Сам себе придумал маленький, но запоминающийся эпизод. Я до сих пор помню, как он ведет машину и без умолку болтает.
В Баку в июле стояла страшная жара. Снимали сцену на берегу Каспийского моря, где невозможно было наступать голыми ногами на песок. Есть такое выражение: «Песок настолько горяч, что на нем можно яичницу жарить». А мы так и делали — ставили сковородку и жарили яичницу с помидорами, ничего вкуснее не ела. На берегу построили настоящую вышку, подвезли нефть, в финале мы реально купались в нефти, мазали ею друг другу лица, было такое ощущение, что действительно пробурили новую скважину.
Остальные натурные сцены снимали в Москве: на Пятницкой, у Горбатого моста на Яузе, а сцену в ресторане — в павильоне «Мосфильма». На столах стояли дефицитные продукты — черная икра, копченая колбаса, армянский коньяк. Все это роскошество на столах, где сидела массовка, обрызгали керосином, чтобы продукты не смели во время первого же дубля. И только наш столик избежал варварской участи. Правда, запах керосина преследовал на протяжении всех съемок.
Работать с Басовым было сплошным удовольствием. Сам себя он называл крепким ремесленником. У слова «ремесленник» в контексте киноискусства есть негативный смысл. Но по отношению к Басову это не работает. Он был из тех крепких ремесленников, кто прекрасно разбирался в деле, которому посвятил жизнь, любил его и работал на высоком уровне. Всегда точно знал, чего хочет. Фильмы, которые он снял в начале режиссерской карьеры, очень сильные. Послабее появились позже, может потому, что он стал больше увлекаться актерством.
Владимир Павлович снял двухсерийную «Тишину» в рекордный для того времени срок, за шесть месяцев. В советские времена так не работал никто, у другого режиссера это заняло бы как минимум полтора года. Фильм начали снимать в хрущевскую оттепель и даже успели выпустить его на экран. А позже отправили на полку лет на двадцать. Разоблачение сталинизма стало непопулярным в брежневские времена. Сегодня картину показывают разные телеканалы, но она, как правило, идет ночью, когда все уже спят. Вот такая история. Зато жива песня «На безымянной высоте», проходящая лейтмотивом через весь фильм, ее написали композитор Баснер и поэт Матусовский.
Валентин Смирнитский, народный артист Российской Федерации: «Он знал про войну больше, чем все мы, а уж я-то точно»
Я познакомился с Владимиром Павловичем Басовым, когда был еще молодым актером. Правда, за плечами уже имелись главные роли в мелодраме «Двое», где сыграл влюбленного в глухонемую девушку студента, и комедии «Королевская регата». Басов искал исполнителя одной из главных ролей в картину «Щит и меч» и решил попробовать меня на Генриха Шварцкопфа, друга главного героя, который в итоге приходит к пониманию того, что на самом деле представляет из себя обыкновенный фашизм.
Роль ответственная, на нее пробовались многие, поиски актера велись по всей стране. Слышал такую историю. В Саратове Басов с ассистентом сидели в ресторане и обратили внимание на красивого светловолосого молодого человека за соседним столиком.
— Вот сидит наш Генрих Шварцкопф, — сказал Владимир Павлович, — но спроси его, чем занимается, даю слово, выяснится, что не актер. А непрофессионал с таким объемом роли не справится.
— А давайте спросим.
Выяснилось, что юноша как раз таки актер, окончил Саратовское театральное училище, служит в местном драмтеатре. Так Басов нашел Олега Янковского. Генрих Шварцкопф стал его первой ролью в кино, которая в момент, когда «Щит и меч» вышел на экраны, возвела Олега в ранг суперзвезды, положив начало его блистательной карьере. Сыграл он у Басова потрясающе.
Наверное, я действительно не очень подходил для этого персонажа даже чисто по своим внешним данным. Конечно, сожалел, что роль уплыла. Но вскоре мне позвонил второй режиссер Владимира Павловича: «Приезжай на «Мосфильм», у нас есть для тебя небольшая, но очень интересная, важная по смыслу роль». Дополнительных проб Басов не проводил. Так я был сразу утвержден на роль Андрея Басалыги, курсанта разведшколы абвера по кличке Фаза. Я называю ее эпизодической, хотя она вносит в картину важную героическую, патриотическую интонацию. Мой герой попадал в плен, оказывался в лагере, из которого его забирали в разведшколу, чтобы позже забросить на советскую территорию. Фаза маскировался под отъявленного циника и подонка, которого не раскусил даже кадровый разведчик Йоганн Вайс. Но при первой же возможности бежал, пробирался за линию фронта, был окружен фашистами, попытался покончить с собой, чтобы не сдаваться...