Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историйЗнаменитости

Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Беседовала Инна Фомина

На Екатерине: платье CHARISMA

«У нас в семье все поющие. Я училась в первом классе, когда мы получили новую квартиру. Помню, как садились на надувные матрасы в еще не обставленной квартире и пели от души. Акустика в пустом помещении без мебели была прекрасная. А потом всей семьей выходили на улицу и обходили наш дом с песней «Крыша дома твоего». К нам присоединялись другие новоселы», — рассказывает актриса Екатерина Гусева.

— Катя, вы одна из самых востребованных российских актрис, фильмы и сериалы с вашим участием выходят регулярно. А чем вы руководствуетесь, соглашаясь на съемки? Недавно вышел фильм «Я хочу! Я буду!» — в этом сценарии что вас привлекло?

— Обрадовалась, что комедия! В этом жанре я не часто существую. В театре и в мюзиклах драмы да трагедии, в кино — мелодрамы, в песнях и романсах тоже в основном душевные переживания. И это естественно, я драматическая актриса, люблю, когда зритель сопереживает, поплачет вместе со мной. Но какое же удовольствие, когда делаешь людей счастливыми, когда они смеются!

— Но у вас же были и комедийные роли...

— Да, в семейной комедии «Домовой» повеселила взрослых и детей, сражаясь с полтергейстом. А в Театре имени Моссовета идет спектакль «8 любящих женщин» по пьесе Тома, которая часто ставится на сцене и не раз экранизировалась. В нашем спектакле занята целая палитра прекрасных актрис разных поколений. Я играю Огюстину.

— Ту самую Огюстину, роль которой в своем фильме Франсуа Озон отдал Изабель Юппер?

— Да, ту самую, нервозную, импульсивную старую деву, которая обожает хлебобулочные изделия и любовные романы. Она безнадежно влюблена в мужа своей сестры. Тайно, страстно. Удивительный персонаж — и жалкий, и смешной. Так вот, у моей Огюстины от любовных переживаний выпадают волосы, она почти лысая! Поэтому пришлось изготовить специальный парик. Мне гладко зачесали волосы, надели резиновую шапку, залили голову гипсом — очень неприятная процедура, я вам скажу. С головы сняли слепок — спасибо, что не скальп, — а уж потом с его помощью выполнили силиконовую форму, на которую кое-где нашили волосы. Когда в таком виде появляюсь на сцене, у зрителей не то чтобы шок, они просто меня не сразу узнают, не могут связать фамилию «Гусева» с эдаким гоблином. (Смеется.) Первое появление каждой актрисы в нашем спектакле обычно сопровождается аплодисментами, а тут гробовая тишина, только слабое потрескивание световых приборов слышно. И лишь когда начинаю говорить, зрители убеждаются, что это — я. Меня вообще часто узнают именно по голосу. И во время пандемии, когда все в масках ходили, и сейчас, когда из-за пробок выпрыгиваю из машины и ныряю в метро в маске, наклоняюсь в окошко за билетом, говорю:

— На одну поездку, пожалуйста.

Женщины-кассирши восклицают:

— Ой, Катерина, это вы?! А мы вас по голосу узнали...

— В фильме «Я хочу! Я буду!» зритель вас сразу узнает, хотя вы и там выглядите не совсем привычно, по крайней мере в начале...

— У меня, по сути, в этом кино две роли. Сначала я «теть Надя», а потом — Надежда (такое имя этой женщине дано неспроста). Героиня, как и ее мама в свое время, преподает в вузе. И хотя строгой мамы уже давно нет, она живет и в сердце героини, и в квартире — в виде портрета, который оживает и все время поучает 45-летнюю дочку, как ей себя вести, с кем общаться, как одеваться...

Вот моя теть Надя и носит старомодные туфли с «советскими» подследниками, немаркий брючный костюм, очки на цепочке, мамину брошь. Таскает с собой повсюду не только сумку-портфель, но и груз ответственности. Переживает за мужа (его играет Стас Дужников. — Прим. ред.) — «тюленя на диване» с зависимостью, иногда работающего охранником, и за великовозрастного сына — безработного геймера. При этом замученная бытом женщина уверена, что у нее в жизни все хорошо. Супружеский и рабочий стаж, жилплощадь. До тех пор пока к ней не приезжает пожить племянница-студентка.

Екатерина Гусева и Андрей Нестеренко в фильме «Я хочу! Я буду!», 2023 год

— Что же происходит?

— Племянница — 17-летняя оторва — днем учится, а ночи напролет проводит в клубах, где читает стендап. Она и тетю привлекает — сначала к редактированию текстов, а потом и к выступлениям. Ведь Надя в юности принимала участие в КВН, у нее где-то глубоко, в недрах подсознания сохранилось чувство юмора. Чтобы «выйти на аудиторию», Надя устраивается работать троллейбусным контролером. И рассказывая пассажирам о себе, о своей семье, о своих проблемах, героиня постепенно понимает, что она может измениться и ее жизнь может стать совсем другой. Конечно, посмотреть на свои проблемы с чувством юмора и иронией, вынести семейные трудности на всеобщее обозрение это очень непросто. Но прилюдно обнажая душу, ты исцеляешь ее. И моя тетя Надя меняется, становится Надеждой — энергичной, смелой женщиной, которая не существует, обслуживая мужа и сына, а полноценно живет, заново обретая себя. Надежда начинает одеваться по-другому, так же просто, но со вкусом, на нее обращают внимание ее студенты — ребята, которые моложе лет на 15—20. И с одним из них у нее случается роман (эту роль исполнил Андрей Нестеренко. — Прим. ред.).

— Кстати, Игорь Жижикин, который сыграл отца этого героя, рассказывал мне, что на съемках эпизода, когда сын знакомит папу с Надеждой, произошла смешная история...

— Игорь, увидев меня, в шутку возмутился: «Сынок, я не понял — кого ты в дом привел?! Это же моя бывшая жена!» Просто за год до этого мы с Жижикиным снимались в международном проекте «Модель». Это драматическая история девочки, которая вдруг решила стать моделью в Америке. Часть картины снималась в Лос-Анджелесе, часть в Москве. Мы с Игорем играли в «Модели» супругов. А в «Я хочу! Я буду!» он папа моего парня. Вот над этой ситуацией мы от души и посмеялись...

— Катя, вы не только много снимаетесь, вы еще и одна из ведущих актрис знаменитого Театра имени Моссовета...

— В этом году нашему театру исполнилось 100 лет! В одном из интервью журналистка говорит: «Катя, а у вас ведь тоже в этом сезоне юбилей — вы пришли в театр ровно 20 лет назад». И у меня просто волосы зашевелились. Ведь действительно пролетело уже 20 лет, как я работаю...
Самое интересное, что, когда в 1997 году оканчивала Щукинское училище, председателем экзаменационной комиссии был главреж Театра имени Моссовета Павел Осипович Хомский. Он очень хорошо отзывался о нашем курсе, лично отметил нескольких талантливых ребят, пожелал удачи. Но никого из нас в свой театр не взял, потому что труппа и так была переполнена: 80 с лишним человек, на каждую роль по два-три состава, все укомплектовано. И я пошла работать в театр «У Никитских ворот», где начала репетировать еще на четвертом курсе.

— А как вы попали к Марку Розовскому?

— Марк Григорьевич увидел меня в «Останкино», в студии, во время съемки программы «Русское лото». Это телешоу вел мой педагог по мастерству актера, режиссер, заслуженный деятель искусств России, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института имени Щукина, профессор Михаил Борисович Борисов, который, к сожалению, в 2020 году буквально сгорел от ковида...

Мы с моей однокурсницей Аней Марковой были ассистентами ведущего, выносили подносы с призами. А еще в каждом выпуске у нас были 15-секундные театрализованные сценки-заставки, посвященные интересным культурным событиям. Например, в этот день в таком-то году в Большом состоялась премьера «Лебединого озера» — и мы с Аней встали на пуанты. Она изображала черного, а я умирающего белого лебедя. А на юбилее Васнецова мне досталась роль Ильи Муромца с ожившей картины «Богатыри». Все по-взрослому — я с усами, в кольчуге. Было весело! Программа шла в прямом эфире, снималась с одного дубля, без права на ошибку. Поэтому работали предельно внимательно, слаженно, четко.

И вот на одну из программ «Русского лото» в качестве гостя позвали Розовского. А Марку Григорьевичу в труппу как раз была нужна актриса на роли молодых героинь. Он и пригласил меня «на поговорить». В театре «У Никитских ворот» репертуар огромный, названий тридцать пять!!! Марк Григорьевич сидел в кресле за столом в своем кабинете, а за его спиной — афиша на ближайший месяц. Помню, он тогда сказал лишь одно слово:

— Выбирай!

И я робко начала:

— «Бедная Лиза»?

Он:

— Хорошо!

Я продолжаю:

— «Романсы с Обломовым»?

— Дальше.

— «Утиная охота»?

— Смелее!

— «Три поросенка»?

— Прекрасно!

И действительно, после окончания училища я вошла в половину текущего репертуара театра «У Никитских ворот». Сыграла помимо перечисленных Сонечку Мармеладову в «Убивце», няньку Варьку в «Докторе Чехове», начала репетировать Аню в «Вишневом саде». Это было счастливое время. Обычно молодые актеры стартуют в театре с «кушать подано», а тут вводы сразу на такие роли! И фестивали, а летом гастрольные поездки в Израиль, Бельгию, во Францию...

На Екатерине: платье Dress Code Black Tie, туфли EL’ROSSO, Rendez-Vous

— Любая актриса может позавидовать такому. Но через четыре года вы от Розовского ушли...

— Потому что в моей жизни начался новый, музыкальный этап — «Норд-Ост». Этот мюзикл шел ежедневно и совмещать участие в нем с работой в другом театре было просто невозможно.

— А у вас было музыкальное, вокальное образование?

— Ни образования, ни опыта! Вообще, я попала в «Норд-Ост» благодаря Антону Макарскому, который в Щукинском учился параллельно со мной. Он — на курсе Марины Александровны Пантелеевой вместе с Машей Порошиной, Кириллом Кяро, Максом Авериным. А я на курсе Евгения Рубеновича Симонова вместе с Даней Страховым, Леной Захаровой, Сашей Семчевым...

Однажды Макарский рассказал мне, что прочитал в газете «Московский комсомолец» следущее объявление: «Требуются актеры для постановки музыкального спектакля по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». И я загорелась. Ведь роман Каверина был моей любимой книгой, я обожала сериал, который сняли в 70-х годах, и более ранний, еще черно-белый советский фильм.

Правда, в качестве необходимого умения у претендентов указывалось наличие «актерского пения с элементами классического вокала». Актерское пение я освоила в музыкальном спектакле Розовского «Бедная Лиза». А элементам классического вокала меня обучала Эмма Васильевна Радциг, педагог по вокалу в училище. Уроки проходили раз в неделю в миниатюрном кабинете со звуконепроницаемой дверью, обитой ватой под стеганым дерматином. Там я и упражнялась четыре года.

На кастинг в мюзикл пришла с арией Зайца из мультфильма «Ну, погоди!», он там пел голосом Клары Румяновой — «О соле, о соле мио». Тогда я даже не знала, что вообще-то это популярная неаполитанская песня, что ее исполняли многие звезды, в том числе гениальный Лучано Паваротти. Вот такая я была необразованная в музыкальном смысле. Но мне так хотелось сыграть Катю Татаринову! Создателей мюзикла Алексея Иващенко и Георгия Васильева на том прослушивании не было, артистов снимали на видео, и авторы отсматривали претендентов. Вечером они в очередной раз созвонились, и один говорит другому:

— Я нашел Катю.

— И я тоже нашел.

— Как ее зовут?

— Катя.

— И у меня Катя.

Представляете, как все сошлось?!

После кастинга я начала заниматься постановкой голоса с Юлией Рассудовой. И с тех пор вот уже 27 лет это мой педагог по вокалу, единственный. Так что музыкальное образование получила на практике. «Норд-Ост» — мюзикл каждодневного показа. И почти ежевечерне я исполняла сложнейшую четырехминутную арию Кати. В оркестровой яме — музыканты-виртуозы из выдающихся коллективов, скрипачи из оркестра Владимира Спивакова, музыканты Сергея Скрипки из оркестра кинематографии. За дирижерским пультом Ара Арамович Карапетян — дирижер музыкального Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Волей-неволей обучилась вокалу быстро...

На Екатерине: платье Dress Code Black Tie, кольцо Ювелирочка

— Кстати, а как Розовский прореагировал на то, что вы уходите?

— Марк Григорьевич пошутил: «Ну вот, у меня увели и ведущию актрису, и дочь». Дело в том, что в этом мюзикле практически ежедневно играла и его 13-летняя дочка Саша Розовская (теперь она актриса РАМТа. — Прим. ред.). Вот Розовский так и говорил... Через год после премьеры, в октябре 2002 года Сашка оказалась среди заложников, которых в зале на Дубровке трое суток удерживали террористы. У меня в этот день был выходной. Невозможно представить, что пережил в те три дня Марк Григорьевич и все, у кого там оказались близкие... Потом создатели решили продолжать показы «Норд-Оста», но вскоре проект закрыли. К этому времени на экран уже вышел сериал «Бригада»...

— Который стал культовым и принес невероятную популярность и вам, и четырем исполнителям главных мужских ролей: Сергею Безрукову, Дмитрию Дюжеву, Владимиру Вдовиченкову и Павлу Майкову.

— Да. Тогда в моей судьбе совпали два громких события — в театре и в кино: начались телеэфиры «Бригады», а вся Москва была оклеена афишами «Норд-Оста». Сериал, к слову, сыграл свою роль в том, что вскоре я пришла работать в Театр имени Моссовета. Труппа отправилась на гастроли в Израиль. Спектакли показывали в разных городах, каждый день были длительные переезды на автобусах. Чтобы не скучать, смотрели в пути новое кино — Саша Домогаров прихватил с собой «Бригаду». Так главный режиссер Театра имени Моссовета Павел Осипович Хомский, который вспомнил меня по дипломным спектаклям, увидел меня в кино. И пригласил в театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
Что ели на Руси до картошки? Что ели на Руси до картошки?

До XVII века на Руси господствовали совершенно другие продукты

Культура.РФ
Джейн Фонда. В ожидании смысла Джейн Фонда. В ожидании смысла

Большую часть жизни я искала путь домой... к обретению себя

Караван историй
Если у партнера пограничное расстройство личности: 8 правил поведения Если у партнера пограничное расстройство личности: 8 правил поведения

Можно ли построить отношения с человеком, у которого диагностировано ПРЛ?

Psychologies
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
«Расскажите немного о себе»: что отвечать на собеседовании — 4 совета «Расскажите немного о себе»: что отвечать на собеседовании — 4 совета

Как заинтересовать работодателя историей карьерного пути?

Psychologies
Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов» Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов»

Я уверена, что любые отношения — это работа

Караван историй
Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»? Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»?

Получилось ли у фильма «Человек-паук: Паутина вселенных» задрать планку?

Правила жизни
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования

Как нейросети изменяют сферу образования?

Forbes
Умный сон: 17 правил на каждую ночь Умный сон: 17 правил на каждую ночь

Как наладить свой сон?

Новый очаг
Тюрьмы по всему миру не зарегистрировали половину случаев туберкулеза Тюрьмы по всему миру не зарегистрировали половину случаев туберкулеза

Россия оказалась среди стран с наибольшей частотой туберкулеза среди заключенных

N+1
Газлайтинг: неявное воздействие Газлайтинг: неявное воздействие

Манипуляции некоторых людей заставляют нас чувствовать себя виноватыми во всем

Лиза
Ксения Подвальная Ксения Подвальная

Главный феномен петербургской моды прямо сейчас — Atelier Biser

Собака.ru
Тамара Гвердцители: Тамара Гвердцители:

Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историй
«Моя печальная участь внушала уважение, сиротство я причислял к своим добродетелям»: 11 фактов о Жан-Поле Сартре «Моя печальная участь внушала уважение, сиротство я причислял к своим добродетелям»: 11 фактов о Жан-Поле Сартре

11 интересных фактов биографии Жан-Поля Сартра

Правила жизни
Анна Котова: «Моя роль от меня не уйдет» Анна Котова: «Моя роль от меня не уйдет»

«Вода камень точит. Важно не сдаваться!»

Коллекция. Караван историй
Инвестиции в продукты виноделен — на какие российские вина стоит обратить внимание Инвестиции в продукты виноделен — на какие российские вина стоит обратить внимание

Как заработать, купив бутылку вина?

СНОБ
Недружелюбный или эмоционально нестабильный: 4 типа токсичных начальников — как найти подход Недружелюбный или эмоционально нестабильный: 4 типа токсичных начальников — как найти подход

Что делать, если источник проблем — ваш босс?

Psychologies
Думскроллинг: как перестать листать новости и уберечь себя от тревоги Думскроллинг: как перестать листать новости и уберечь себя от тревоги

Как перестать настойчивость читать новости? Как успокоиться?

Psychologies
Запретные радости Запретные радости

Здоровый образ жизни часто ассоциируется с запретами. Всегда ли они оправданы?

Здоровье
Сопки, бухты, острова Сопки, бухты, острова

Можно ли понять и полюбить незнакомый город всего за пару дней?

Отдых в России
Эпоха «посткремниевой долины» Эпоха «посткремниевой долины»

В России создается элементная база, работающая на новых физических принципах

Наука
Почему спортивная одежда должна быть синтетической? Почему спортивная одежда должна быть синтетической?

В чем преимущество синтетической спортивной формы?

Maxim
Что мы знаем о новом RAM Rampage, на днях официально представленным в Южной Америке Что мы знаем о новом RAM Rampage, на днях официально представленным в Южной Америке

Пикап длиной 5 028 мм от RAM станет достойным конкурентом Ford Maverick

4x4 Club
6 отличных хорроров, снятых в России 6 отличных хорроров, снятых в России

Наши авторы сериалов и фильмов потихоньку набили руку на хоррорных историях

Maxim
Как механический таракан побеждает травму: рецензия на фильм «Голова-жестянка» Как механический таракан побеждает травму: рецензия на фильм «Голова-жестянка»

«Голова-жестянка» — образец живого и правдивого кино для и про подростков

Psychologies
Почему электроавтомобили такие дорогие? Почему электроавтомобили такие дорогие?

На электромобиле можно сэкономить, но только в процессе эксплуатации

CHIP
Дом Радио Дом Радио

Творческая резиденция оркестра Musicaeterna под управлением Теодора Курентзиса

Собака.ru
Семь самых загадочных археологических находок Семь самых загадочных археологических находок

Иногда древние артефакты заставляют ученых гадать о их назначении десятилетиями

Maxim
Открыть в приложении