Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Инна Макарова вспоминала: «Работы у меня хватало, жила я в постоянных разъездах. Актерская профессия нелегкая, да порой и опасная. То на огромной высоте танцуй, как в фильме «Высота» (мне, как и Рыбникову, полагались дублеры, но мы ими пренебрегали, Коля тоже сам исполнил трюк с водружением флажка на трубу под песню «Не кочегары мы, не плотники.. .»), то в ледяной реке тони.. . Тонули мы, кстати, вместе с Мордюковой, с которой с тех пор сдружились куда ближе, чем когда-то в студенческие времена.. .» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Инной Макаровой мы познакомились в 2011 году, когда я пришла к ней на интервью. Возможно потому, что мы с ней земляки, сразу же возникла взаимная симпатия. Постепенно стали общаться, и иногда я могла забежать на чашечку кофе в ее квартиру на «Киевской». Инна Владимировна, несмотря на преклонные года, тогда все еще жила одна, хотя и находилась под постоянными заботой и присмотром дочери, актрисы Натальи Бондарчук. Но она сама обслуживала себя и как бы подчеркивала свою самостоятельность. Подойдет к зеркалу, наденет шляпку и заявит: «А я сейчас пойду в ателье!» Придумывала себе какие-то дела... Во время наших бесед актриса рассказывала о своем детстве. Ее перевезли из маленького городка в столицу Сибири в три года, поэтому она всегда считала Новосибирск своим родным городом. Сейчас это миллионный мегаполис, а в начале 30-х годов город состоял из тихих улочек, двухэтажных домиков со своими огородами.

С автором статьи Анжеликой Пахомовой, 2011 год. Фото: Анжелика Пахомова

Увидев Макарову, Фадеев сразу сказал: «Вот она, Любка Шевцова!»

«Я родилась в городе Тайга Кемеровской области. Папа и мама — оба писатели, так что с детства я была погружена в творческую среду. Сибирский климат дал мне закваску на всю жизнь! Я всегда была очень выносливой, ловкой. Кедровые шишки в тайге лучше многих собирала. А ведь это ремесло особое, нужно сначала на кедровую сосну залезть... Я была еще маленькая, когда родители перевезли меня в Новосибирск. Это — моя вторая родина. Тогда город имел совсем другой вид: тихие улочки, деревянные домики, огороды... Мама устроилась заведующей литературной частью в местном театре, а отец — диктором на радио. Но произошла трагедия, нелепый несчастный случай, который до сих пор не укладывается в голове. Во время работы в студии он засмеялся, запрокинув голову, и ему в рот попала какая-то частица — видимо, штукатурки, — упавшая с потолка. И папа ее случайно вдохнул. Причем не придал этому значения. Но инородное тело в легких сделало свое дело. Когда его обнаружили, оказалось поздно. Папе не исполнилось еще и 35 лет, когда он умер. И я ужасно тосковала по нему. Тем больнее для меня было обнаружить, что его могилы больше нет. Пока я работала в Москве, старое новосибирское кладбище на Березовой роще снесли. Приезжаю, а там — парк с каруселями. Единственное, что мне удалось отыскать, — березу, под которой, я помню, была его могила...»

Удивительную историю снесения старого кладбища на Березовой роще я знаю не понаслышке, как журналист писала об этом. С начала века, можно сказать, с основания города и до 1960 года на том месте было городское кладбище, а при нем — храм Успения Пресвятой Богородицы. Во время войны кладбище особенно сильно уплотнялось, ведь в Новосибирске находилось много госпиталей, и тут закончили свою жизнь многие бойцы. Но с 50-х годов кладбище практически не использовалось, хоронить стали далеко за городом. Правительству пришло в голову превратить место захоронений в парк, причем сделано это было неделикатно. Церковь, которую прихожане стойко защищали, была тайно снесена, буквально ночью. (Сейчас она восстановлена.) А кресты выкорчеваны и «сданы на переработку». Конечно, те, кто прослышали про такую перспективу, заранее позаботились о перезахоронении родственников. Но Инна Макарова редко приезжала в Новосибирск. И была шокирована такими переменами.

Надо заметить, что в годы войны Новосибирск выполнял роль культурной столицы, потому что сюда частично эвакуировалась и киностудия «Мосфильм», и, например, Ленинградский академический театр имени А.С. Пушкина, который разместился в здании театра «Красный факел», где мама Инны служила завлитом. В городе было много театральных студий, выходил журнал «Сибирские огни». Здесь оказались многие актеры, например актриса Лидия Смирнова.

«В Новосибирске закипела жизнь, — вспоминала Инна Владимировна. — Туда было эвакуировано множество заводов и несколько театров, там были устроены госпитали. Из нас, девочек-подростков, сколотили бригаду, мы выступали перед ранеными. Страшные они были, с ног до головы в бинтах... А ты поешь, веселишься — отвлекаешь их как можешь. Еще я играла в спектаклях местной драматической студии. И, видимо, с успехом, потому что там меня заметил приехавший в Сибирь актер Николай Симонов. Сказал: «Тебе в Москву надо!» Но, как оказалось, мне надо было вовсе не в Москву. Я решила поступать во ВГИК, а он эвакуировался в Алма-Ату. И там Герасимов набирал курс. Это был его знаменитый военный курс, его еще называют «курс молодогвардейцев»: Сергей Бондарчук, Людмила Шагалова, Евгений Моргунов, Клара Лучко... И я. Несколько недель, на перекладных, в условиях войны, я добиралась в Алма-Ату. Приезжаю, а набор уже практически закончен. Многих отсеяли. Но на меня Сергей Аполлинариевич сразу обратил внимание: «Фамилия? Макарова? Еще одна Макарова! А сможете ли вы оправдать эту фамилию?» Его супруга, Тамара Федоровна, сразу отнеслась ко мне по-доброму. У всех было ощущение, что нас приняли в большую, дружную семью. А вскоре мы переехали в Москву...»

Отношение к Герасимову и Макаровой у Инны Владимировны, так же как и у многих других их учеников, было поистине божественным. На кухне у актрисы висел большой плакат с изображением учителей, которых она всегда называла уважительно, по имени-отчеству. Макарова подчеркивала, что именно Сергей Аполлинариевич сделал из них, девчонок и мальчишек, с минимальным опытом приехавших из сел и городков, настоящих артистов. А Тамара Федоровна завершила их образование тем, что давала уроки хорошего тона, сервировки стола, движения. Сама она завораживала своими царственными жестами, смотрелась как настоящая аристократка, да, впрочем, ею и была. Глядя на нее, ученикам Герасимова хотелось расти, развиваться, становиться изысканными, культурными, образованными. Немногие вокруг могли вызывать такие чувства, ведь учились в годы войны!

«Условия, в которых мы в 1944—1945 годах жили и учились в Москве, сейчас трудно себе даже представить, — рассказывала Макарова. — Это были деревянные бараки на станции Лосиноостровской, которая тогда выглядела как деревня. Отопление печное, удобства на улице. Раз в неделю мы с девчонками ходили в баню. Кино в то время снималось не в таком большом количестве, как потом, в пятидесятые. Но мы почему-то были полны надеждами, что нас тоже когда-нибудь ждет слава. Помню, один раз тайно провели настоящий спиритический сеанс. Написали на большом листе бумаги буквы и цифры. Принесли блюдце. И почему-то это блюдце стало двигаться. Я клянусь, мы все это видели! Конечно, сначала мы спросили, когда закончится война, и вышло число — 1945. Потом задали следующий вопрос, волновавший нас всех: «Мы будем сниматься в кино?» Из букв, на которые показало блюдце, сложилась фраза: «Булат перестанет сражаться, и вы будете даже сниматься». Я прекрасно запомнила эти слова... Ведь так все и получилось: после того как закончилась война, весь наш курс Герасимов задействовал в съемках «Молодой гвардии» по роману Фадеева.

Каждого из нас Фадеев сам утверждал на роль. Про меня сразу сказал: «Любка Шевцова — это она!» Потом мы приехали в Краснодон. Набежали родственники знакомиться — вот мама такой-то, папа такого-то... Представляете, увидеть мать убитой девочки, которую ты будешь в кино играть! Но с их стороны мы почувствовали огромную поддержку... Особенно Нонна всех очаровала, она ведь казачка. Бегает босиком, косы толщиной с руку! Недаром Герасимов тогда вдруг обомлел от красоты Нонны, влюбился и стал звать ее замуж...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайна завещания Леонида Быкова Тайна завещания Леонида Быкова

Воспоминания Глеба Скороходова о Леониде Быкове

Коллекция. Караван историй
«Ты — мой!»: что делать, если вы собственник «Ты — мой!»: что делать, если вы собственник

Как избавиться от собственнического инстинкта и создать доверительные отношения

Psychologies
Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром» Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историй
На таких пахать надо На таких пахать надо

Как в 1950-х молодежь ездила пахать и сеять в степях Казахстана

Автопилот
Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях

Эти женщины смогли победить саму смерть, а главное - не предать себя

Караван историй
10 фильмов, которые притворяются плохими, а на самом деле классные 10 фильмов, которые притворяются плохими, а на самом деле классные

Каверзные кинокартины, которые обманывают зрителя, делая ему хорошо

Maxim
Запретный плод Запретный плод

Мария Лобанова решилась подробно рассказать свою женскую историю

Tatler
Миллионеры Юрского периода Миллионеры Юрского периода

Сколько стоят динозавры?

Деньги
Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды» Мария Куликова: «Никто никогда не узнает обо мне всей правды»

Мы постоянно меняемся: то открыты для внешнего мира, то, наоборот, закрываемся

Караван историй
Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш Актрисы, которые снимаются в постельных сценах без дублерш

Не каждая звезда готова обнажаться в кадре

Maxim
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Вес растет, либидо падает: как кортизол влияет на психику и тело Вес растет, либидо падает: как кортизол влияет на психику и тело

Как кортизол влияет на нашу жизнь?

Psychologies
Сожалеют ли люди об измене в браке? Кажется, нет! А вы? Сожалеют ли люди об измене в браке? Кажется, нет! А вы?

Неверный своей второй половинке человек выражает мало раскаяния

ТехИнсайдер
Анна Рыжова Анна Рыжова

Путь Анны Рыжовой — образец для комиксиста

Правила жизни
Связанные одной цепью Связанные одной цепью

Большинство людей, которые курят, уверены, что это помогает им не толстеть

Здоровье
Связь не без границ: как операторы компенсируют свои затраты за счет абонентов Связь не без границ: как операторы компенсируют свои затраты за счет абонентов

Участники рынка мобильной связи перекладывают часть затрат на абонентов

Forbes
«Оля хайпилась на разводе, меня хотели заснять с любовницей»: Дмитрий Тарасов рассказал, как ушел от Бузовой «Оля хайпилась на разводе, меня хотели заснять с любовницей»: Дмитрий Тарасов рассказал, как ушел от Бузовой

Дмитрий Тарасов заверил, что не изменял Ольге Бузовой с нынешней супругой

VOICE
Настроим фокус. Неожиданные причины ухудшения зрения (и как связана близорукость с плоскостопием) Настроим фокус. Неожиданные причины ухудшения зрения (и как связана близорукость с плоскостопием)

Приобретенная близорукость влияет не только на нашу способность видеть

Лиза
Эти кувшины купили на барахолке за 25 долларов и потом продали за 75 тысяч! Вот что в них особенного Эти кувшины купили на барахолке за 25 долларов и потом продали за 75 тысяч! Вот что в них особенного

Кувшины династии Цин XVIII века были найдены покупателем комиссионного магазина

ТехИнсайдер
Михельсон и газы: история превращений Михельсон и газы: история превращений

Леонид Михельсон успешно развил два направления монетизации углеводородов

Эксперт
Чайки скопировали выбор пачки чипсов у человека Чайки скопировали выбор пачки чипсов у человека

Редкий пример межвидового социального обучения

N+1
Ген тревожности: найден способ избавиться от панических атак на молекулярном уровне Ген тревожности: найден способ избавиться от панических атак на молекулярном уровне

Новое открытие поможет создать лекарства от тревожных расстройств и ПТСР

Вокруг света
Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай

Евгений Купко рассказывает, как ему пришла идея открыть блинную

Forbes
Гострайтер принца Гарри рассказал о процессе написания автобиографии «Запасной» Гострайтер принца Гарри рассказал о процессе написания автобиографии «Запасной»

Дж. Р. Мерингер, работавший с принцем Гарри, рассказал о мемуарах «Запасной»

Forbes
Что для вас значит еда? Что для вас значит еда?

За дверью холодильника скрываются не только продукты! Она открывает наши тайны

Psychologies
Активный образ жизни обезболил людей Активный образ жизни обезболил людей

Тест выявил анальгетическое действие повседневной физической активности

N+1
Необычный кросс длиною в жизнь: Юрий Никулин в цирке, кино и на войне Необычный кросс длиною в жизнь: Юрий Никулин в цирке, кино и на войне

Он был и навсегда остался человеком, который мечтал нести в мир улыбки и смех

СНОБ
Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку Миссионер, исследователь и борец с работорговлей: как Давид Ливингстон открыл миру внутреннюю Африку

Давид Ливингстон был бродячим проповедником и нес африканцам весть христианства

Вокруг света
Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко Пока смерть не разлучит: сказочная история любви Дианы Гурцкая и Петра Кучеренко

Вспоминаем, какой была история любви Дианы Гурцкой и Петра Кучеренко

VOICE
Как древнерусская поэзия стала русской? Как древнерусская поэзия стала русской?

Откуда нужно начинать отсчёт русской поэзии?

Полка
Открыть в приложении