Анжелика Пахомова рассказала о том, какой была актриса Инна Макарова

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова

Анжелика Пахомова

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Инна Макарова вспоминала: «Работы у меня хватало, жила я в постоянных разъездах. Актерская профессия нелегкая, да порой и опасная. То на огромной высоте танцуй, как в фильме «Высота» (мне, как и Рыбникову, полагались дублеры, но мы ими пренебрегали, Коля тоже сам исполнил трюк с водружением флажка на трубу под песню «Не кочегары мы, не плотники.. .»), то в ледяной реке тони.. . Тонули мы, кстати, вместе с Мордюковой, с которой с тех пор сдружились куда ближе, чем когда-то в студенческие времена.. .» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Инной Макаровой мы познакомились в 2011 году, когда я пришла к ней на интервью. Возможно потому, что мы с ней земляки, сразу же возникла взаимная симпатия. Постепенно стали общаться, и иногда я могла забежать на чашечку кофе в ее квартиру на «Киевской». Инна Владимировна, несмотря на преклонные года, тогда все еще жила одна, хотя и находилась под постоянными заботой и присмотром дочери, актрисы Натальи Бондарчук. Но она сама обслуживала себя и как бы подчеркивала свою самостоятельность. Подойдет к зеркалу, наденет шляпку и заявит: «А я сейчас пойду в ателье!» Придумывала себе какие-то дела... Во время наших бесед актриса рассказывала о своем детстве. Ее перевезли из маленького городка в столицу Сибири в три года, поэтому она всегда считала Новосибирск своим родным городом. Сейчас это миллионный мегаполис, а в начале 30-х годов город состоял из тихих улочек, двухэтажных домиков со своими огородами.

С автором статьи Анжеликой Пахомовой, 2011 год. Фото: Анжелика Пахомова

Увидев Макарову, Фадеев сразу сказал: «Вот она, Любка Шевцова!»

«Я родилась в городе Тайга Кемеровской области. Папа и мама — оба писатели, так что с детства я была погружена в творческую среду. Сибирский климат дал мне закваску на всю жизнь! Я всегда была очень выносливой, ловкой. Кедровые шишки в тайге лучше многих собирала. А ведь это ремесло особое, нужно сначала на кедровую сосну залезть... Я была еще маленькая, когда родители перевезли меня в Новосибирск. Это — моя вторая родина. Тогда город имел совсем другой вид: тихие улочки, деревянные домики, огороды... Мама устроилась заведующей литературной частью в местном театре, а отец — диктором на радио. Но произошла трагедия, нелепый несчастный случай, который до сих пор не укладывается в голове. Во время работы в студии он засмеялся, запрокинув голову, и ему в рот попала какая-то частица — видимо, штукатурки, — упавшая с потолка. И папа ее случайно вдохнул. Причем не придал этому значения. Но инородное тело в легких сделало свое дело. Когда его обнаружили, оказалось поздно. Папе не исполнилось еще и 35 лет, когда он умер. И я ужасно тосковала по нему. Тем больнее для меня было обнаружить, что его могилы больше нет. Пока я работала в Москве, старое новосибирское кладбище на Березовой роще снесли. Приезжаю, а там — парк с каруселями. Единственное, что мне удалось отыскать, — березу, под которой, я помню, была его могила...»

Удивительную историю снесения старого кладбища на Березовой роще я знаю не понаслышке, как журналист писала об этом. С начала века, можно сказать, с основания города и до 1960 года на том месте было городское кладбище, а при нем — храм Успения Пресвятой Богородицы. Во время войны кладбище особенно сильно уплотнялось, ведь в Новосибирске находилось много госпиталей, и тут закончили свою жизнь многие бойцы. Но с 50-х годов кладбище практически не использовалось, хоронить стали далеко за городом. Правительству пришло в голову превратить место захоронений в парк, причем сделано это было неделикатно. Церковь, которую прихожане стойко защищали, была тайно снесена, буквально ночью. (Сейчас она восстановлена.) А кресты выкорчеваны и «сданы на переработку». Конечно, те, кто прослышали про такую перспективу, заранее позаботились о перезахоронении родственников. Но Инна Макарова редко приезжала в Новосибирск. И была шокирована такими переменами.

Надо заметить, что в годы войны Новосибирск выполнял роль культурной столицы, потому что сюда частично эвакуировалась и киностудия «Мосфильм», и, например, Ленинградский академический театр имени А.С. Пушкина, который разместился в здании театра «Красный факел», где мама Инны служила завлитом. В городе было много театральных студий, выходил журнал «Сибирские огни». Здесь оказались многие актеры, например актриса Лидия Смирнова.

«В Новосибирске закипела жизнь, — вспоминала Инна Владимировна. — Туда было эвакуировано множество заводов и несколько театров, там были устроены госпитали. Из нас, девочек-подростков, сколотили бригаду, мы выступали перед ранеными. Страшные они были, с ног до головы в бинтах... А ты поешь, веселишься — отвлекаешь их как можешь. Еще я играла в спектаклях местной драматической студии. И, видимо, с успехом, потому что там меня заметил приехавший в Сибирь актер Николай Симонов. Сказал: «Тебе в Москву надо!» Но, как оказалось, мне надо было вовсе не в Москву. Я решила поступать во ВГИК, а он эвакуировался в Алма-Ату. И там Герасимов набирал курс. Это был его знаменитый военный курс, его еще называют «курс молодогвардейцев»: Сергей Бондарчук, Людмила Шагалова, Евгений Моргунов, Клара Лучко... И я. Несколько недель, на перекладных, в условиях войны, я добиралась в Алма-Ату. Приезжаю, а набор уже практически закончен. Многих отсеяли. Но на меня Сергей Аполлинариевич сразу обратил внимание: «Фамилия? Макарова? Еще одна Макарова! А сможете ли вы оправдать эту фамилию?» Его супруга, Тамара Федоровна, сразу отнеслась ко мне по-доброму. У всех было ощущение, что нас приняли в большую, дружную семью. А вскоре мы переехали в Москву...»

Отношение к Герасимову и Макаровой у Инны Владимировны, так же как и у многих других их учеников, было поистине божественным. На кухне у актрисы висел большой плакат с изображением учителей, которых она всегда называла уважительно, по имени-отчеству. Макарова подчеркивала, что именно Сергей Аполлинариевич сделал из них, девчонок и мальчишек, с минимальным опытом приехавших из сел и городков, настоящих артистов. А Тамара Федоровна завершила их образование тем, что давала уроки хорошего тона, сервировки стола, движения. Сама она завораживала своими царственными жестами, смотрелась как настоящая аристократка, да, впрочем, ею и была. Глядя на нее, ученикам Герасимова хотелось расти, развиваться, становиться изысканными, культурными, образованными. Немногие вокруг могли вызывать такие чувства, ведь учились в годы войны!

«Условия, в которых мы в 1944—1945 годах жили и учились в Москве, сейчас трудно себе даже представить, — рассказывала Макарова. — Это были деревянные бараки на станции Лосиноостровской, которая тогда выглядела как деревня. Отопление печное, удобства на улице. Раз в неделю мы с девчонками ходили в баню. Кино в то время снималось не в таком большом количестве, как потом, в пятидесятые. Но мы почему-то были полны надеждами, что нас тоже когда-нибудь ждет слава. Помню, один раз тайно провели настоящий спиритический сеанс. Написали на большом листе бумаги буквы и цифры. Принесли блюдце. И почему-то это блюдце стало двигаться. Я клянусь, мы все это видели! Конечно, сначала мы спросили, когда закончится война, и вышло число — 1945. Потом задали следующий вопрос, волновавший нас всех: «Мы будем сниматься в кино?» Из букв, на которые показало блюдце, сложилась фраза: «Булат перестанет сражаться, и вы будете даже сниматься». Я прекрасно запомнила эти слова... Ведь так все и получилось: после того как закончилась война, весь наш курс Герасимов задействовал в съемках «Молодой гвардии» по роману Фадеева.

Каждого из нас Фадеев сам утверждал на роль. Про меня сразу сказал: «Любка Шевцова — это она!» Потом мы приехали в Краснодон. Набежали родственники знакомиться — вот мама такой-то, папа такого-то... Представляете, увидеть мать убитой девочки, которую ты будешь в кино играть! Но с их стороны мы почувствовали огромную поддержку... Особенно Нонна всех очаровала, она ведь казачка. Бегает босиком, косы толщиной с руку! Недаром Герасимов тогда вдруг обомлел от красоты Нонны, влюбился и стал звать ее замуж...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
79-летний Роберт Де Ниро стал отцом: как это скажется на ребенке — ответ психолога 79-летний Роберт Де Ниро стал отцом: как это скажется на ребенке — ответ психолога

Рассуждаем о плюсах и минусах позднего родительства

Psychologies
«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Опасный перекресток Опасный перекресток

Перекрестная аллергия: что это такое и как её избежать?

Лиза
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
«Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык «Уважаемый(ая) клиент(ка)»: зачем компаниям гендерно-нейтральный язык

Как написать текст, трактующийся нормально по отношению к людям любого гендера?

Forbes
Владимир Коренев. До и после Ихтиандра Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историй
Исправление судьбы: как вернуть свою жизнь в правильное русло Исправление судьбы: как вернуть свою жизнь в правильное русло

Если ощущаешь, что проживаешь не свою жизнь, самое время внести коррективы

VOICE
Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики» Дарья Повереннова: «Нам удалось уйти от тоскливой свадебной классики»

Актриса Дарья Повереннова всегда мечтала встретить настоящего мужчину

Караван историй
Подражание муравьям защитило скакунчиков от других пауков. А маскировочная окраска — от богомолов Подражание муравьям защитило скакунчиков от других пауков. А маскировочная окраска — от богомолов

Эти скакунчики двигаются как муравьи, но окрашены под цвет растений

N+1
Анна Банщикова. Время женщин Анна Банщикова. Время женщин

Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам

Коллекция. Караван историй
Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки? Зачем на крыши автомобилей устанавливали огромные мешки?

Огромные мешки на верхних багажниках автомобилей — топливные баки

Maxim
Минет: идеи и навыки для большего удовольствия Минет: идеи и навыки для большего удовольствия

Чему учат на тренингах по технике секса?

Psychologies
PandaX не нашла электромагнитно взаимодействующую темную материю PandaX не нашла электромагнитно взаимодействующую темную материю

Для поиска темной материи физики упрятали четыре тонны жидкого ксенона под гору

N+1
10 странных фактов о теле человека, которые мало кто знает 10 странных фактов о теле человека, которые мало кто знает

Человек светится в темноте, производит алкоголь и несет килограммы бактерий

Maxim
Только для своих: как и почему изменилось восприятие дома Только для своих: как и почему изменилось восприятие дома

Что на самом деле говорят о нас тенденции в обустройстве дома?

Psychologies
Любовь после фарфоровой свадьбы: советы людей, которые прожили вместе 20 лет и больше Любовь после фарфоровой свадьбы: советы людей, которые прожили вместе 20 лет и больше

Как пожилым парам удается оставаться вместе так долго?

VOICE
Чайки скопировали выбор пачки чипсов у человека Чайки скопировали выбор пачки чипсов у человека

Редкий пример межвидового социального обучения

N+1
Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse

На этапе нашей работы с банком Credit Suisse мы выбрали стратегию защиты клиента

Forbes
Почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть — ни от себя, ни от окружающих Почему негативные эмоции и поступки невозможно скрыть — ни от себя, ни от окружающих

Люди в большинстве своем считывают то, как мы относимся к ним

Psychologies
Хирурги впервые внутриутробно прооперировали сосудистый дефект мозга Хирурги впервые внутриутробно прооперировали сосудистый дефект мозга

Хирурги провели внутриутробную эмболизацию вены Галена

N+1
Пастораль Пастораль

Как живут сойоты, потомки древнейшего самодийского народа Восточных Саян

Вокруг света
Прямая речь: Майли Сайрус Прямая речь: Майли Сайрус

Майли Сайрус — о себе и своей карьере

ЖАРА Magazine
«Началось брожение, но работало оно не так, как на Западе» «Началось брожение, но работало оно не так, как на Западе»

Как протестовала советская молодежь, почему в СССР не было студенческих волнений

Weekend
Ультратонкая электронная татуировка помогает выявить проблемы с сердцем и сосудами Ультратонкая электронная татуировка помогает выявить проблемы с сердцем и сосудами

Новые способы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний приветствуются всегда

ТехИнсайдер
Сергей Горошко. Как полюбить злодеев Сергей Горошко. Как полюбить злодеев

История-шалость от актера Сергея Горошко, который кайфует от чужих эмоций

Maxim
Первые признаки беременности Первые признаки беременности

Какие признаки указывают на возможную беременность и когда они могу проявиться

Psychologies
Итальянское каприччо Итальянское каприччо

«Каприччо» прослеживаются в линиях силуэта Azimut Grande 36 Metri

Y Magazine
Парализованный паренек из Люберец: зачем Алла Пугачева прикидывалась мужчиной и чем это закончилось Парализованный паренек из Люберец: зачем Алла Пугачева прикидывалась мужчиной и чем это закончилось

Сценарий фильма «Женщина, которая поет» писали под Аллу Пугачеву

VOICE
Карту на стол: как развивался русский авангрард Карту на стол: как развивался русский авангрард

По какой схеме развивался русский авангард? Объясняет искусствовед

Правила жизни
Открыть в приложении