Коллекция. Караван историйЗнаменитости
«Я всегда знала, что нельзя размениваться. И лучше быть одной, чем с тем, кого ты не любишь», — говорила Инна Макарова
«Инна Макарова вспоминала: «Работы у меня хватало, жила я в постоянных разъездах. Актерская профессия нелегкая, да порой и опасная. То на огромной высоте танцуй, как в фильме «Высота» (мне, как и Рыбникову, полагались дублеры, но мы ими пренебрегали, Коля тоже сам исполнил трюк с водружением флажка на трубу под песню «Не кочегары мы, не плотники.. .»), то в ледяной реке тони.. . Тонули мы, кстати, вместе с Мордюковой, с которой с тех пор сдружились куда ближе, чем когда-то в студенческие времена.. .» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.
С Инной Макаровой мы познакомились в 2011 году, когда я пришла к ней на интервью. Возможно потому, что мы с ней земляки, сразу же возникла взаимная симпатия. Постепенно стали общаться, и иногда я могла забежать на чашечку кофе в ее квартиру на «Киевской». Инна Владимировна, несмотря на преклонные года, тогда все еще жила одна, хотя и находилась под постоянными заботой и присмотром дочери, актрисы Натальи Бондарчук. Но она сама обслуживала себя и как бы подчеркивала свою самостоятельность. Подойдет к зеркалу, наденет шляпку и заявит: «А я сейчас пойду в ателье!» Придумывала себе какие-то дела... Во время наших бесед актриса рассказывала о своем детстве. Ее перевезли из маленького городка в столицу Сибири в три года, поэтому она всегда считала Новосибирск своим родным городом. Сейчас это миллионный мегаполис, а в начале 30-х годов город состоял из тихих улочек, двухэтажных домиков со своими огородами.
Увидев Макарову, Фадеев сразу сказал: «Вот она, Любка Шевцова!»
«Я родилась в городе Тайга Кемеровской области. Папа и мама — оба писатели, так что с детства я была погружена в творческую среду. Сибирский климат дал мне закваску на всю жизнь! Я всегда была очень выносливой, ловкой. Кедровые шишки в тайге лучше многих собирала. А ведь это ремесло особое, нужно сначала на кедровую сосну залезть... Я была еще маленькая, когда родители перевезли меня в Новосибирск. Это — моя вторая родина. Тогда город имел совсем другой вид: тихие улочки, деревянные домики, огороды... Мама устроилась заведующей литературной частью в местном театре, а отец — диктором на радио. Но произошла трагедия, нелепый несчастный случай, который до сих пор не укладывается в голове. Во время работы в студии он засмеялся, запрокинув голову, и ему в рот попала какая-то частица — видимо, штукатурки, — упавшая с потолка. И папа ее случайно вдохнул. Причем не придал этому значения. Но инородное тело в легких сделало свое дело. Когда его обнаружили, оказалось поздно. Папе не исполнилось еще и 35 лет, когда он умер. И я ужасно тосковала по нему. Тем больнее для меня было обнаружить, что его могилы больше нет. Пока я работала в Москве, старое новосибирское кладбище на Березовой роще снесли. Приезжаю, а там — парк с каруселями. Единственное, что мне удалось отыскать, — березу, под которой, я помню, была его могила...»
Удивительную историю снесения старого кладбища на Березовой роще я знаю не понаслышке, как журналист писала об этом. С начала века, можно сказать, с основания города и до 1960 года на том месте было городское кладбище, а при нем — храм Успения Пресвятой Богородицы. Во время войны кладбище особенно сильно уплотнялось, ведь в Новосибирске находилось много госпиталей, и тут закончили свою жизнь многие бойцы. Но с 50-х годов кладбище практически не использовалось, хоронить стали далеко за городом. Правительству пришло в голову превратить место захоронений в парк, причем сделано это было неделикатно. Церковь, которую прихожане стойко защищали, была тайно снесена, буквально ночью. (Сейчас она восстановлена.) А кресты выкорчеваны и «сданы на переработку». Конечно, те, кто прослышали про такую перспективу, заранее позаботились о перезахоронении родственников. Но Инна Макарова редко приезжала в Новосибирск. И была шокирована такими переменами.
Надо заметить, что в годы войны Новосибирск выполнял роль культурной столицы, потому что сюда частично эвакуировалась и киностудия «Мосфильм», и, например, Ленинградский академический театр имени А.С. Пушкина, который разместился в здании театра «Красный факел», где мама Инны служила завлитом. В городе было много театральных студий, выходил журнал «Сибирские огни». Здесь оказались многие актеры, например актриса Лидия Смирнова.
«В Новосибирске закипела жизнь, — вспоминала Инна Владимировна. — Туда было эвакуировано множество заводов и несколько театров, там были устроены госпитали. Из нас, девочек-подростков, сколотили бригаду, мы выступали перед ранеными. Страшные они были, с ног до головы в бинтах... А ты поешь, веселишься — отвлекаешь их как можешь. Еще я играла в спектаклях местной драматической студии. И, видимо, с успехом, потому что там меня заметил приехавший в Сибирь актер Николай Симонов. Сказал: «Тебе в Москву надо!» Но, как оказалось, мне надо было вовсе не в Москву. Я решила поступать во ВГИК, а он эвакуировался в Алма-Ату. И там Герасимов набирал курс. Это был его знаменитый военный курс, его еще называют «курс молодогвардейцев»: Сергей Бондарчук, Людмила Шагалова, Евгений Моргунов, Клара Лучко... И я. Несколько недель, на перекладных, в условиях войны, я добиралась в Алма-Ату. Приезжаю, а набор уже практически закончен. Многих отсеяли. Но на меня Сергей Аполлинариевич сразу обратил внимание: «Фамилия? Макарова? Еще одна Макарова! А сможете ли вы оправдать эту фамилию?» Его супруга, Тамара Федоровна, сразу отнеслась ко мне по-доброму. У всех было ощущение, что нас приняли в большую, дружную семью. А вскоре мы переехали в Москву...»
Отношение к Герасимову и Макаровой у Инны Владимировны, так же как и у многих других их учеников, было поистине божественным. На кухне у актрисы висел большой плакат с изображением учителей, которых она всегда называла уважительно, по имени-отчеству. Макарова подчеркивала, что именно Сергей Аполлинариевич сделал из них, девчонок и мальчишек, с минимальным опытом приехавших из сел и городков, настоящих артистов. А Тамара Федоровна завершила их образование тем, что давала уроки хорошего тона, сервировки стола, движения. Сама она завораживала своими царственными жестами, смотрелась как настоящая аристократка, да, впрочем, ею и была. Глядя на нее, ученикам Герасимова хотелось расти, развиваться, становиться изысканными, культурными, образованными. Немногие вокруг могли вызывать такие чувства, ведь учились в годы войны!
«Условия, в которых мы в 1944—1945 годах жили и учились в Москве, сейчас трудно себе даже представить, — рассказывала Макарова. — Это были деревянные бараки на станции Лосиноостровской, которая тогда выглядела как деревня. Отопление печное, удобства на улице. Раз в неделю мы с девчонками ходили в баню. Кино в то время снималось не в таком большом количестве, как потом, в пятидесятые. Но мы почему-то были полны надеждами, что нас тоже когда-нибудь ждет слава. Помню, один раз тайно провели настоящий спиритический сеанс. Написали на большом листе бумаги буквы и цифры. Принесли блюдце. И почему-то это блюдце стало двигаться. Я клянусь, мы все это видели! Конечно, сначала мы спросили, когда закончится война, и вышло число — 1945. Потом задали следующий вопрос, волновавший нас всех: «Мы будем сниматься в кино?» Из букв, на которые показало блюдце, сложилась фраза: «Булат перестанет сражаться, и вы будете даже сниматься». Я прекрасно запомнила эти слова... Ведь так все и получилось: после того как закончилась война, весь наш курс Герасимов задействовал в съемках «Молодой гвардии» по роману Фадеева.
Каждого из нас Фадеев сам утверждал на роль. Про меня сразу сказал: «Любка Шевцова — это она!» Потом мы приехали в Краснодон. Набежали родственники знакомиться — вот мама такой-то, папа такого-то... Представляете, увидеть мать убитой девочки, которую ты будешь в кино играть! Но с их стороны мы почувствовали огромную поддержку... Особенно Нонна всех очаровала, она ведь казачка. Бегает босиком, косы толщиной с руку! Недаром Герасимов тогда вдруг обомлел от красоты Нонны, влюбился и стал звать ее замуж...