Виктория Ломаско: репортажи социальной справедливости

WeekendИстория

Летописная полифония

Виктория Ломаско: репортажи социальной справедливости

Текст: Анна Толстова

Из книги «Other Russias», 2017. Фото: Виктория Ломаско

Викторию Ломаско (р. 1978) называли одним из лучших мастеров графического репортажа в России еще лет десять назад. Сегодня ее выставки проходят в Европе и Америке, ее книги переведены на основные европейские языки и изданы в разных странах. Однако в России эта социально ангажированная графика не выставлялась уже многие годы, главные книги пока не опубликованы, а живописи вообще не видели.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из книги «documenta fifteen: Inside And Around». Фото: © documenta fifteen, harvest by Victoria Lomasko, 2022
Из серии «Черные портреты». Фото: Виктория Ломаско

Виктория Ломаско родилась в Серпухове в семье художника, но не стоит думать, что богемная атмосфера дома и родительские связи в артистической среде предопределили ее карьеру. Отец, Валентин Ломаско, всю свою жизнь проработал заводским художником-оформителем и, в сущности, был самоучкой — закончил ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), учился живописи по переписке. Агитпроп для завода, серпуховские пейзажи для себя и все для дочери — мечтал, чтобы она стала профессиональным художником и чтобы творческая судьба ее сложилась более удачным образом. Дочь оправдывала надежды: художественная школа и педагогический колледж (диплом учителя рисования) в Серпухове, Полиграфический институт (диплом книжного графика) в Москве. Среднее художественно-педагогическое образование пригодится ей позже в волонтерской работе: в августе 2010 года Ломаско по приглашению правозащитников из Центра содействия реформе уголовного правосудия приехала в Можайскую детскую колонию провести один урок рисования — и под конец мастер-класса не смогла сказать подросткам, что следующего занятия не будет. Пять лет подряд она ездила в подростковые исправительные колонии для мальчиков и для девочек: разрабатывала планы уроков, готовила наглядные материалы, книги и распечатки, рассказывала об искусстве — всё как учили в педколледже. Сама рисовала мало — главной целью был не столько графический репортаж о несовершеннолетних заключенных, сколько опыт социальной терапии и реабилитации, неслучайно Ломаско стремилась выставлять рисунки и расписную керамику учеников за пределами колоний, на воле. Как-то раз их показали вместе с произведениями выпускника ЗНУИ начала 1960-х, который проходил свой эпистолярный университетский курс, отбывая срок в лагере (возможно, он был заочным однокашником отца Ломаско — студенты ЗНУИ друг друга обычно не знали). После того как в 2014-м архив проекта «Урок рисования» был выставлен в Центре искусств королевы Софии в Мадриде, художница передала работы участников своих тюремных изокружков на хранение в испанский музей.

Из книги Виктории Ломаско и Антона Николаева «Запретное искусство», рисунки Виктории Ломаско, 2011. Фото: рисунок Виктории Ломаско
Из книги Виктории Ломаско и Антона Николаева «Запретное искусство», рисунки Виктории Ломаско, 2011. Фото: рисунок Виктории Ломаско

По окончании Полиграфа Ломаско осталась в Москве — зарабатывала коммерческой иллюстрацией, пробовала заниматься живописью, оказалась в левацком кругу группы «Радек». К 2008 году относятся первые систематические опыты в области графического репортажа: Ломаско стала вести рубрику «Записная книжка» на сайте Artinfo.ru — подвизалась хроникером художественной жизни, рисовала «картинки с выставок». В феврале 2009 года у входа в парк Горького проходил митинг художников против лужковских планов снести ЦДХ — в «искусство об искусстве» начала проникать политика. Комментарии к вернисажным рисункам сочиняли друзья из артистической тусовки — сама Ломаско, хоть и писала с раннего детства и даже заработала свой первый гонорар лет в шесть, послав стихи в какую-то пионерскую газету, поначалу ограничивалась литературой малых форм, то есть репликами персонажей в комиксных «пузырях». Поиски соавтора-литератора свели ее с Антоном Николаевым, основателем группы «Бомбилы» и по совместительству журналистом: она выучится у него репортерским приемам — устанавливать контакт с людьми, брать интервью, он под ее влиянием начнет рисовать. «Бомбилы», провозгласившие себя новыми передвижниками, практиковали поездки в глубинку, на встречу со «страновой невменяемостью», Ломаско сопровождала их в качестве «придворного художника» — в результате этих экспедиций Ломаско с Николаевым сделали вместе несколько абсурдистских комиксов и первую книгу «Провинция». Вторая совместная книга Ломаско и Николаева прославила их на весь мир, хоть и рассорила из-за авторских прав.

Из книги «Other Russias», 2017. Фото: Виктория Ломаско

В мае 2009 года в Таганском суде Москвы возобновились судебные слушания по делу кураторов выставки «Запретное искусство — 2006» Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева — художники-активисты превратили этот политический процесс в фестиваль протестного акционизма, и первыми среди них были «бомбилы» с акцией «Фашист, избивающий Фемиду». Ломаско пришла нарисовать «бомбил» — и ходила рисовать на заседания суда как на работу, в течение полутора лет, до обжалования приговора. Книга «Запретное искусство» (с рисунками Ломаско и текстами Николаева и Ломаско) вышла в Петербурге в 2011 году, некоторое время спустя была издана на немецком и французском, но еще в разгар судебных прений графику Ломаско стали публиковать в России и за рубежом — и в средствах массовой информации, писавших о цензуре и репрессиях, и в научных изданиях, рассматривающих разные аспекты консервативного поворота в России. Позднее между соавторами возник конфликт, Николаев требовал авторских прав на рисунки — все закончилось примирением, но вместе они больше не работали. Причины разногласий были серьезнее, чем спор о копирайте: Ломаско начала понимать, что сатирический подход, даром что предмет напрашивался на такую трактовку, ей не близок. И хотя православные активисты, ставшие протагонистами абсурда на суде и, соответственно, главными героями графического репортажа, угрожали художнице расправой, она сожалела, что свидетели обвинения вышли несколько карикатурными.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девочки на подступах к сорока Девочки на подступах к сорока

Переосмысление британских мелодрам в ромкоре «Это слишком»

Weekend
Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных Кремль раскритиковал проект закона о праве регионов решать судьбу бездомных животных

ГПУ высказало критические замечания к законопроекту о бездомных животных

Forbes
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Солнце Солнце

«Солнце не только великий созидатель, но и великий разрушитель»

Здоровье
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Темная материя ведет себя не как частица, а скорее как волна Темная материя ведет себя не как частица, а скорее как волна

Как именно ведут себя элементы таинственной «темной материи»

ТехИнсайдер
Наталия Деянова, Systeme Electric: Логотип — это только вершина айсберга Наталия Деянова, Systeme Electric: Логотип — это только вершина айсберга

Как преемникам уходящих с рынка компаний грамотно провести трансформацию бренда

СНОБ
Вот почему с годами кажется, что время идет быстрее! А вы это замечали? Вот почему с годами кажется, что время идет быстрее! А вы это замечали?

Восприятие времени сильно меняется по мере старения

ТехИнсайдер
Язык любовных прелюдий Язык любовных прелюдий

Предварительные ласки нужны только женщинам, а мужчины без них могут обойтись?

Psychologies
«Внимание! Говорит Москва!»: почему Гитлер всем сердцем ненавидел Юрия Левитана? «Внимание! Говорит Москва!»: почему Гитлер всем сердцем ненавидел Юрия Левитана?

Никто еще не знал, что вскоре этот зычный голос будут слушать миллионы людей

ТехИнсайдер
По магнитной картинке мозга можно прочесть жесты человека. И безо всякой трепанации По магнитной картинке мозга можно прочесть жесты человека. И безо всякой трепанации

Магнитная картинка мозга позволила «прочитать» активность мозга без трепанации

ТехИнсайдер
EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна

JPL создала самоходную автономную роботизированную змею

ТехИнсайдер
Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания

Российские иностранцевии заселили Южную Африку незадолго до пермского вымирания

N+1
Дыхание предка Дыхание предка

Правда ли, что митохондрии сделали нас эукариотами

N+1
Жирафы взвесили шансы и выбрали нужный контейнер Жирафы взвесили шансы и выбрали нужный контейнер

Маленький мозг не мешает жирафам мыслить статистически

N+1
7 книг нобелевских лауреатов по литературе 7 книг нобелевских лауреатов по литературе

Книги, отмеченные шведскими академиками

СНОБ
Насколько велик Юпитер: масштабы самой большой планеты Солнечной системы Насколько велик Юпитер: масштабы самой большой планеты Солнечной системы

Как представить настоящий размер Юпитера?

ТехИнсайдер
Пять уроков, которые можно вынести из деловых переговоров в «Наследниках» — сериале о владельцах медиаконгломерата Пять уроков, которые можно вынести из деловых переговоров в «Наследниках» — сериале о владельцах медиаконгломерата

Какие проблемы поведения на деловых переговорах можно увидеть в «Наследниках»

VC.RU
Самореализация: как найти смысл и делать то, что нравится Самореализация: как найти смысл и делать то, что нравится

Что мешает нам найти свое призвание и как обойти эти препятствия?

Psychologies
Шевелить мозгами: какое будущее у нейроинтерфейсов и инвестиций в это направление Шевелить мозгами: какое будущее у нейроинтерфейсов и инвестиций в это направление

О рисках и перспективах применения технологий нейроинтерфейсов

Forbes
Идеальный партнер: в чем опасность мифа о единственном подходящем человеке — ответ ученых Идеальный партнер: в чем опасность мифа о единственном подходящем человеке — ответ ученых

Существует ли на свете идеальный партнер?

Psychologies
Яблони в цвету. какое чудо! Яблони в цвету. какое чудо!

Декоративные яблони — садовая группа, переживающая новый расцвет

Наука и жизнь
Сияние чистого ужаса Сияние чистого ужаса

«Любовь и смерть»: третья экранизация невероятно киногеничного убийства топором

Weekend
Эолова яхта Эолова яхта

Этот дизайн-­проект яхты длиной 131 м создан в рамках инициативы Oceanco NXT

Y Magazine
Могут ли люди предвидеть разрыв и расставание влюбленной пары и стоит ли им верить Могут ли люди предвидеть разрыв и расставание влюбленной пары и стоит ли им верить

Как факт разрыва отношений меняет представление окружающих о паре

ТехИнсайдер
Яндекс встроил в Алису нейросеть YandexGPT Яндекс встроил в Алису нейросеть YandexGPT

YandexGPT поможет написать что угодно: план тренировки или список подарков

N+1
Матрёшка на максималках. Всё, что нужно знать о Mazda CX-30 Матрёшка на максималках. Всё, что нужно знать о Mazda CX-30

Какой получилась Mazda CX-30

4x4 Club
Ради экономии! В США сварили пиво из использованной в душе воды. Попробуете? Ради экономии! В США сварили пиво из использованной в душе воды. Попробуете?

Оказывается, что сточные воды — это еще одна вещь для ресайклинга

ТехИнсайдер
Как перестать просыпаться до будильника, и почему это происходит? Интересные факты! Как перестать просыпаться до будильника, и почему это происходит? Интересные факты!

Почему некоторые люди склонны постоянно просыпаться чуть раньше будильника

ТехИнсайдер
«Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост «Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост

Самый долгожданный участник Каннского фестиваля — парализующий фильм ужасов

Правила жизни
Открыть в приложении