Летописная полифония
Виктория Ломаско: репортажи социальной справедливости
Викторию Ломаско (р. 1978) называли одним из лучших мастеров графического репортажа в России еще лет десять назад. Сегодня ее выставки проходят в Европе и Америке, ее книги переведены на основные европейские языки и изданы в разных странах. Однако в России эта социально ангажированная графика не выставлялась уже многие годы, главные книги пока не опубликованы, а живописи вообще не видели.
Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.
Виктория Ломаско родилась в Серпухове в семье художника, но не стоит думать, что богемная атмосфера дома и родительские связи в артистической среде предопределили ее карьеру. Отец, Валентин Ломаско, всю свою жизнь проработал заводским художником-оформителем и, в сущности, был самоучкой — закончил ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), учился живописи по переписке. Агитпроп для завода, серпуховские пейзажи для себя и все для дочери — мечтал, чтобы она стала профессиональным художником и чтобы творческая судьба ее сложилась более удачным образом. Дочь оправдывала надежды: художественная школа и педагогический колледж (диплом учителя рисования) в Серпухове, Полиграфический институт (диплом книжного графика) в Москве. Среднее художественно-педагогическое образование пригодится ей позже в волонтерской работе: в августе 2010 года Ломаско по приглашению правозащитников из Центра содействия реформе уголовного правосудия приехала в Можайскую детскую колонию провести один урок рисования — и под конец мастер-класса не смогла сказать подросткам, что следующего занятия не будет. Пять лет подряд она ездила в подростковые исправительные колонии для мальчиков и для девочек: разрабатывала планы уроков, готовила наглядные материалы, книги и распечатки, рассказывала об искусстве — всё как учили в педколледже. Сама рисовала мало — главной целью был не столько графический репортаж о несовершеннолетних заключенных, сколько опыт социальной терапии и реабилитации, неслучайно Ломаско стремилась выставлять рисунки и расписную керамику учеников за пределами колоний, на воле. Как-то раз их показали вместе с произведениями выпускника ЗНУИ начала 1960-х, который проходил свой эпистолярный университетский курс, отбывая срок в лагере (возможно, он был заочным однокашником отца Ломаско — студенты ЗНУИ друг друга обычно не знали). После того как в 2014-м архив проекта «Урок рисования» был выставлен в Центре искусств королевы Софии в Мадриде, художница передала работы участников своих тюремных изокружков на хранение в испанский музей.
По окончании Полиграфа Ломаско осталась в Москве — зарабатывала коммерческой иллюстрацией, пробовала заниматься живописью, оказалась в левацком кругу группы «Радек». К 2008 году относятся первые систематические опыты в области графического репортажа: Ломаско стала вести рубрику «Записная книжка» на сайте Artinfo.ru — подвизалась хроникером художественной жизни, рисовала «картинки с выставок». В феврале 2009 года у входа в парк Горького проходил митинг художников против лужковских планов снести ЦДХ — в «искусство об искусстве» начала проникать политика. Комментарии к вернисажным рисункам сочиняли друзья из артистической тусовки — сама Ломаско, хоть и писала с раннего детства и даже заработала свой первый гонорар лет в шесть, послав стихи в какую-то пионерскую газету, поначалу ограничивалась литературой малых форм, то есть репликами персонажей в комиксных «пузырях». Поиски соавтора-литератора свели ее с Антоном Николаевым, основателем группы «Бомбилы» и по совместительству журналистом: она выучится у него репортерским приемам — устанавливать контакт с людьми, брать интервью, он под ее влиянием начнет рисовать. «Бомбилы», провозгласившие себя новыми передвижниками, практиковали поездки в глубинку, на встречу со «страновой невменяемостью», Ломаско сопровождала их в качестве «придворного художника» — в результате этих экспедиций Ломаско с Николаевым сделали вместе несколько абсурдистских комиксов и первую книгу «Провинция». Вторая совместная книга Ломаско и Николаева прославила их на весь мир, хоть и рассорила из-за авторских прав.
В мае 2009 года в Таганском суде Москвы возобновились судебные слушания по делу кураторов выставки «Запретное искусство — 2006» Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева — художники-активисты превратили этот политический процесс в фестиваль протестного акционизма, и первыми среди них были «бомбилы» с акцией «Фашист, избивающий Фемиду». Ломаско пришла нарисовать «бомбил» — и ходила рисовать на заседания суда как на работу, в течение полутора лет, до обжалования приговора. Книга «Запретное искусство» (с рисунками Ломаско и текстами Николаева и Ломаско) вышла в Петербурге в 2011 году, некоторое время спустя была издана на немецком и французском, но еще в разгар судебных прений графику Ломаско стали публиковать в России и за рубежом — и в средствах массовой информации, писавших о цензуре и репрессиях, и в научных изданиях, рассматривающих разные аспекты консервативного поворота в России. Позднее между соавторами возник конфликт, Николаев требовал авторских прав на рисунки — все закончилось примирением, но вместе они больше не работали. Причины разногласий были серьезнее, чем спор о копирайте: Ломаско начала понимать, что сатирический подход, даром что предмет напрашивался на такую трактовку, ей не близок. И хотя православные активисты, ставшие протагонистами абсурда на суде и, соответственно, главными героями графического репортажа, угрожали художнице расправой, она сожалела, что свидетели обвинения вышли несколько карикатурными.