Ключевые решения: как сын владельца «Ташира» возглавил направление жилой недвижимости и что из этого вышло
В 2020 году «Ташир» попал в рейтинг крупнейших застройщиков жилья бизнес-класса Forbes с выручкой 15 млрд рублей. Во многом это заслуга Карена Карапетяна, младшего сына владельца компании Самвела Карапетяна. Именно наследник возглавил направление жилой недвижимости
Работать в компании отца Самвела Карапетяна Карен Карапетян начал рано, на втором курсе МГИМО. «Я никогда не гнался за престижем, — говорит Карапетян. — Учиться было легко». Он окончил факультет международного бизнеса и делового администрирования. Рассматривался вариант зарубежного образования, но оно не дает, по мнению Карапетяна, понимания российских реалий. Его брат и сестра окончили Финансовую академию.
С чего начинал сын миллиардера? Холдинг «Ташир» с оборотом 180 млрд рублей объединяет разные направления бизнеса: cтроительство торговых центров (сеть РИО насчитывает 15 объектов в 13 городах) и жилья, рестораны, кинотеатры, банки, энергетику. Карен Карапетян выбрал жилую недвижимость (компания Tashir Estate) и сфокусировался на продаже квартир. «Философия строительства меня привлекает с точки зрения того, что из ничего появляется нечто новое, в этом есть процесс творчества, созидания, если хотите, и это вдохновляет», — делится он. Молодой бизнесмен сам проходил весь процесс реализации недвижимости. «Если хочешь эффективно управлять процессом продаж, то ты должен досконально понимать, как все работает, в том числе и работу каждого специалиста. Я, например, начинал с того, что принимал звонки и продавал людям квартиры, например, в ЖК «Розмарин» и «Дирижабль», — вспоминает Карапетян.
Сын владельца компании учился у сотрудников: «В начале работы я даже просил наших архитекторов научить меня рисовать. Это ценный опыт». К четвертому курсу он сформировал команду из 50 человек — менеджеров по продажам, маркетологов, проектировщиков, специалистов в области IT. «Не было такого дня, когда я пришел к отцу и сказал, что готов полностью взять на себя ответственность, все происходило постепенно, — рассказывает Карапетян. — Первое время много времени проводил на стройках, слушал специалистов, вникал».
Своими руками
К моменту прихода Карапетяна в компанию в активной стадии реализации находился крупный жилой комплекс «Розмарин» в Черемушках. Продажи затянулись, признает Карен Карапетян. Основная проблема была в квартирографии. Проектировщики заложили в объекте большие площади квартир, например двухкомнатные были не менее 90 кв. м. В домах-конкурентах сейчас можно найти «двушки» площадью менее 40 кв. м. Рынок сильно изменился.
«Изначально, все говорило о том, что проект можно было бы реализовать за несколько лет: престижный район, транспортная доступность, развитая инфраструктура, уникальное благоустройство придомовой территории по меркам тех лет, надежный застройщик, — рассказывает руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ — Супермаркет недвижимости» Сергей Ковров. — Но продажи тормозили нефункциональные планировки вкупе с высокой стоимостью квадратного метра. К тому же увеличивалась и конкуренция, например, поблизости был построен ЖК от «РГ-Девелопмента», где еще до ввода объекта в эксплуатацию были реализованы все квартиры». Помимо крупной нарезки квартир и их завышенной стоимости, у покупателей часто возникали вопросы по поводу самих планировочных решений: длинные коридоры, большие холлы, глубокие комнаты и прочее, добавляет генеральный директор сервиса «Синица» Наталья Шаталина.