Римское право
Итальянцы претендуют на мировое господство еще со времен Римской империи. И в чём в чём, а в вопросах стиля у них и правда есть право заявить о своем абсолютном первенстве.
Флоренция — крошечный городок в Тоскане, который стал колыбелью итальянского Возрождения. В XIV веке толпа разгильдяев и пьяниц, которые по совместительству были гениями, по заказу богатых купцов, объявивших себя аристократами, построила здесь дворцы и храмы, наваяла скульптур и написала живописи, которые полностью определили наши современные представления об эстетике. Ребят звали Джотто, Брунеллески, Боттичелли и Микеланджело. Заказчиков звали Медичи. Не верите, что процесс шел зажигательно, — читайте искрометные тексты их современника и биографа Джорджо Вазари.
Лучано Паваротти на сцене театра Ла Скала — что может быть символичнее для обозначения темы “Италия и музыка”! Сладкоголосый толстяк для многих останется лучшим тенором ХХ века, а его облик — добрый морж с неизменным белым платком — стал мемом. Ну и Ла Скала — самый снобистский, не особенно красивый, но обладающий лучшей в мире акустикой театр, без успеха на сцене которого не бывает карьеры в опере.
Пицца — лепешка из теста, на которую брошены продукты, что были в доме: еда бедняков, cucina povera, сумевшая тем не менее завоевать весь мир.
Дизайнеры
Итальянский дизайн — мировой феномен: ни в одной другой стране производству мебели и предметов для дома не отведена столь значительная роль в экономике и формировании ВВП. Дело началось с окончания Второй мировой и стимуляции итальянской экономики по “плану Маршалла” — тогда мелкие фабрики и мастерские получили мощный толчок к развитию и с тех пор не останавливались. Скептики шутят, впрочем, что авторы у “итальянского дизайна” в основном иностранцы — всякие Nendo и Вандерсы. Опровергнем скептиков: четыре итальянца с этой страницы делают львиную долю мебели на рынке.
Ферруччо Лавиани — один из самых креативных дизайнеров в мире. И он, в отличие от большинства коллег, не минималист: умеет делать и постмодернистские предметы, как комод Emmemobili, показывающий мастерство работы краснодеревщиков. Его клиенты — Kartell, Foscarini, Flos, De Padova, Moroso, Mito, Piombo, Cassina, Snaidero. Это только основные, если что.
Родольфо Дордони прочно ассоциируется с вещами бренда Minotti: они сотрудничают уже двадцать лет. Но иногда он делает свои суперэргономичные и лаконичные вещи для Artemide, Cassina, Driade, Emu, Ernestomeda, Fiam Italia, Flos, Flou, FontanaArte, Foscarini, Molteni & C и Moroso.
Пьеро Лиссони — главный итальянский минималист, его предметы лаконичны и отличаются отточенностью линий. Он, однако, не чурается цвета: пример тому — этот шкаф для Porro. Работает с Cassina, Flos, Boffi, Kartell, Living Divani, Lema, Cappellini, Poltrona Frau и еще десятком фабрик.
Антонио Читтерио — главный “хедлайнер” брендов B&B Italia и Maxalto. Его конек — диваны и кресла. Но среди клиентов у него есть и другие бренды вроде Flos и Arclinea, и в репертуаре есть всё для дома, включая сами дома: Читтерио много строит.
Культура
Итальянская культура в разделе архитектуры, скульптуры и живописи — основа культуры мировой, по крайней мере христианской ее части. Да, именно так: в основе всего лежит, конечно, культура Древней Греции, но мир знает и любит ее каноны именно в римской интерпретации, а затем в мотивах Ренессанса. Но помимо великих древностей и классических камней итальянцы внесли свой вклад еще и в попсу, и в кулинарию, и в автопром. Современная Италия, впрочем, производит не много культурно значимых вещей. Хотя их трешевое телевидение — само по себе культурный феномен.
Венецианская биеннале — самая престижная площадка достижений в области современного искусства и архитектуры (эти темы меняются: в 2018‑м, например, год архитектуры). Вся Венеция превращается в экспозиционное пространство, иногда с гротескными результатами.
Fiat — прекрасный образчик “народного автомобиля”, доступной и практичной машины “для людей”. Концерн Fiat основан аж в 1899‑м, и вклад их в культуру велик — от съемок в сотнях фильмов вроде The Italian Job (1969) до сотрудничества с автозаводом в Тольятти для создания “Жигулей”.
“Давид” Микеланджело — вероятно, самая знаменитая скульптура в мире. Ее размер — пять с лишним метров. Сделана в 1504 году из бракованного куска мрамора. Автору было 29 лет.