Валентина Якунина: «Наша профессия считается завидной, а для меня — это жизнь»

Караван историйЗнаменитости

Валентина Якунина: «Что сыграешь, то и проживешь»

Однажды слышу: «Где эта лахудра?! Ведите ее сюда!» — «Андрей Александрович, — говорю как можно спокойнее, — если будете на меня кричать, откажусь с вами работать». — «Я тебя уволю!» — «Увольняйте». Коллеги испугались: «Валентина, что ты делаешь? Иди извиняйся, пока не выгнал». Извинилась, и мы с Гончаровым подружились.

Беседовала Ирина Кравченко

аша профессия считается завидной, а для меня актерство — это жизнь, и сыгранные роли были, что называется, близко к коже. Я на своем опыте убедилась: что сыграешь, то и проживешь.

Не люблю вспоминать детство: чувствовала себя тогда неуютно. Я появилась на свет, когда отцу было шестьдесят, маме почти сорок, и долго смущалась, что у меня такие немолодые родители. Терялась, если врач скорой, приезжая на вызов, спрашивал:

— Как ваш дедушка?

— Это не дедушка, это мой папа.

Отец тяжело болел — туберкулез, подходить к нему лишний раз не разрешали, не говоря уже о том, чтобы обнять. Ложки, тарелки смотри не перепутай — его посуда отдельно. Безжизненное пространство. Помню папины вскрики во сне, удушливый кашель днем и ночью... С тех пор едва кто-то закашляет, в голове возникает образ больного отца.

Мама одна тянула семью, работала уборщицей. Жили мы в бедности, выделявшейся даже на фоне остальных небогатых семей нашего Котельниково, что недалеко от Волгограда. Нет, бедность, в которой я росла, была чистенькой, мама постоянно все мыла, но я ужасно стеснялась, что в школе мне выделяют деньги на самое необходимое.

Родители меня любили, но никакого воспитания дать не могли. Мама была неграмотной, книг, естественно, не читала, заниматься мной особенно не могла — некогда было. Отец лежал и лишь в редкие моменты, когда чувствовал себя сносно, брал в руки гармонь, и мы с ним пели песни военных лет. Но все радости перекрывали его болезнь и страх, что он скоро умрет.

Папа умер, когда мне было одиннадцать. Сестра, она старше на семь лет, уже окончила школу и уехала в Волгоград. Мама снова вышла замуж, отчим пил, и все это по-прежнему в одной комнате.

От страхов и пустоты, в которых жила, я спасалась в Доме культуры: отдушиной стали танцы и драмкружок, который вела каким-то образом оказавшаяся в Котельниково ленинградская актриса Екатерина Власова. Однажды она подошла ко мне, восьмилетней: «Хочешь стать артисткой?» Я очень хотела, мечтала просто!.. В сказке «Буратино» дали маленькую роль — птицы Сплюшки. Я махала крыльями и кричала «деревянному» мальчику: «Не верь Коту и Лисе, бойся разбойников с большой дороги!» Еще на конкурсах стихов выступала — читала Маяковского, Рождественского, даже получала призы.

Екатерина Глебовна взялась меня опекать, но я-то считала, что она пытается меня воспитывать, и сопротивлялась. С людьми вообще плохо уживалась: казалось, меня недостаточно любят, недостаточно ценят, не понимают. Думала, что вообще попала в этот город, в эту семью, школу из какой-то другой, прекрасной жизни, где меня ждут обратно... Я никогда не была зла с отцом и матерью, во мне плескалось целое море любви к людям, но хотелось вырваться из той среды, в которой оказалась.

— Судя по фотографиям, в молодости вы не походили на провинциальную девушку, так по-столичному на них выглядите, стильно одеты...

— Вкус, признаюсь, был у меня уже в подростковом возрасте. Просто заболевала, если приходилось надевать что-то некрасивое. Часто сама покупала себе вещи.

Лет в четырнадцать-пятнадцать в очередной раз, внутренне полыхая от стыда, получила в школе пособие и поехала в Волгоград за пальто. Ходила по магазинам и нашла будто нарочно меня ждавшее. Ткань необычная, с орнаментом, ни у кого в нашем городе не было таких пальто! Фасон другого, зимнего, придумала сама. Отправилась в ателье, объяснила портнихе, что мне нужно. Получилось как из иностранного журнала: зеленое с капюшоном, отделанным мехом, с золотыми пуговицами. «Девочка, ты откуда?» — спрашивали незнакомые люди.

— Видимо, то было своего рода сопротивление. И как вам удалось вырваться оттуда, откуда хотели сбежать?

— После школы отправилась в Воронеж в институт искусств: в Москву сразу не решилась. Но отучилась год и уехала в столицу. Поступала в несколько театральных вузов и везде благополучно прошла. Выбрала ГИТИС, поскольку курс Владимиру Андрееву помогал там набирать Михаил Козаков. Он же в «Человеке-амфибии» играл злодея Зуриту, а я была влюблена в Ихтиандра — Владимира Коренева, в чем и призналась, удивив Козакова своей непосредственностью. Он был для меня вроде нити, связывавшей с экранной любовью, но главное, гениальным актером, и все это привело меня в ГИТИС.

Михаил Михайлович преподавал у нас, и я влюбилась — в него невозможно было не влюбиться! В институте тайком вытаскивала из пепельницы его бычки и докуривала, такие у меня были с Козаковым «поцелуи».

— Как вы себя чувствовали в Москве?

— Глупой была, наивной, вечно попадала под чье-то влияние. Вышла замуж за москвича, переехала к нему. Он был театроведом. Хороший парень, когда не пил, а пил много. Я, впрочем, тоже могла выпить: чувствовала все обостренно, нер вы часто были на пределе. Вскоре поняла: если останусь с мужем, институт не окончу — и сбежала. Он искал меня по всему городу.

— Вы довольно резко набирали высоту: после учебы — московский театр, один из лучших...

— Я не особенно надеялась на то, что буду выходить на столичную сцену. Думала, зашлют куда-нибудь, а мне хотелось работать в Москве. Но когда оканчивала институт, мой мастер Владимир Давыдович Тарасенко неожиданно повернул мою судьбу.

Думала, он меня недолюбливает, а Тарасенко сказал главному режиссеру Теат ра имени Маяковского Андрею Гончарову, мол, есть у него на курсе девочка, которая могла бы сыграть в спектакле по повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться» — его как раз собирались ставить в Маяковке. И меня взяли, я была счастлива! Дальше пошли другие потрясающие роли — в «Ящерице», «Записках мечтателя» по Достоевскому.

— Худрук Театра Маяковского на репетициях, как известно, часто повышал голос на актеров. Вам тоже перепадало?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сиреневые сады Леонида Колесникова Сиреневые сады Леонида Колесникова

Человек, который больше собственной жизни любил сирень

Караван историй
«В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы OKKO «В тяжелые времена я локоть к локтю со своей командой». Карьерные советы главы OKKO

Яна Бардинцева о том, как достигнуть успеха в карьере

Forbes
Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю» Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю»

На старте карьеры на телевидении хрупкую блондинку называли Снежной королевой

Караван историй
Термиты построили гнезда в соответствии с кривизной поверхности Термиты построили гнезда в соответствии с кривизной поверхности

Чем больше кривизна гнезд термитов, тем активнее строительство в этой области

N+1
Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...» Клавдия Коршунова: «Как в самом начале пути...»

В юности у меня была странная фантазия

Караван историй
Рассказ служанки Рассказ служанки

Новые правила общения с водителем и горничной

Tatler
Двое в комнате Двое в комнате

Дарья Василькова спроектировала квартиру для друзей-рестораторов

AD
Как выковать дракона Как выковать дракона

«Ратоборцы» реконструируют средневековую пушку

Популярная механика
Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
MAXIM рецензирует «Хэппи-энд», российское кино с Таиландом в главной роли MAXIM рецензирует «Хэппи-энд», российское кино с Таиландом в главной роли

Лирическая комедия, которая убеждает нас, что амнезия — это еще не эвтаназия

Maxim
Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Какое лето без малины Какое лето без малины

Мы ценим вкус малины и ее необыкновенные целебные свойства

Лиза
Ключ от гробницы Ключ от гробницы

Как мы учимся лечить болезнь Стивена Хокинга

N+1
Почему авокадо полезно: научные аргументы Почему авокадо полезно: научные аргументы

Как выбирать, хранить и готовить авокадо

РБК
Шесть лайфхаков, для угодивших в ДТП Шесть лайфхаков, для угодивших в ДТП

Эти советы спасут твои нервы, а возможно — и деньги

Maxim
Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд

Какими преимуществами обладают маркетплейсы?

Forbes
Великая стройка. Удастся ли Путину не упустить «исторический шанс» Великая стройка. Удастся ли Путину не упустить «исторический шанс»

Владимиру Путину выпал шанс — окончательно решить жилищный вопрос в России

СНОБ
Как Синди Шерман стала иконой современного искусства просто фотографируя себя Как Синди Шерман стала иконой современного искусства просто фотографируя себя

Синди Шерман в любом случае стала бы звездой

GQ

Как знаменитые актеры отзывались о тех, кого им пришлось играть

Cosmopolitan
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
10 предметов гардероба, с размером которых мы часто ошибаемся 10 предметов гардероба, с размером которых мы часто ошибаемся

Каждая девушка хотя бы раз в жизни ошибалась с размером обновки

Cosmopolitan
Влюбленный в смерть: безумный доктор, который прожил с трупом 7 лет Влюбленный в смерть: безумный доктор, который прожил с трупом 7 лет

Очередная история, которая доказывает, что реальность причудливее вымысла

Cosmopolitan
Стихийные бедствия. Как женщины становятся невидимыми во времена кризиса Стихийные бедствия. Как женщины становятся невидимыми во времена кризиса

Как потребности женщин остаются незамеченными

Forbes
Темная сторона погони за славой. Как обман и мистификация оборачиваются крахом репутации Темная сторона погони за славой. Как обман и мистификация оборачиваются крахом репутации

Во времена поголовного онлайн-присутствия личный бренд есть практически у всех

Forbes
5 лёгких причёсок за 5 минут на каждый день 5 лёгких причёсок за 5 минут на каждый день

И простые прически могут выглядеть красиво и максимально стильно!

Cosmopolitan
Планета у дачи Планета у дачи

О параллельном мире дач и о том, как его отражала архитектура

AD
Рецепт чистоты: как очистить чугунную сковороду Рецепт чистоты: как очистить чугунную сковороду

В чистке чугунной сковороды тоже есть свои нюансы

Популярная механика
Зеркало души: как понять все о человеке, посмотрев ему в глаза Зеркало души: как понять все о человеке, посмотрев ему в глаза

Форма, разрез и цвет глаз служат четким отражением характера своего обладателя

Cosmopolitan
15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой 15 хитов, про которые все думают, что их поет кто-то другой

Поражает упорство, с которым слушатели постоянно и уверенно ошибаются!

Maxim
Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!» Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!»

Шеф-пекарь Иван Забавников об особенностях профессии и вкусах гостей

Bones
Открыть в приложении