Счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты
Мы переживаем не самые легкие времена, кризисы сменяют один другой, политику с экономикой лихорадит, рассуждение о счастье может показаться неуместным. И все-таки именно об этом мы разговариваем с психотерапевтом Виктором Каганом.
Psychologies: Не безнравственно ли хотеть счастья для себя, когда многим вокруг плохо?
Виктор Каган: Думаю, безнравственно ставить вопрос о том, имеет ли человек право быть счастливым. Советская власть отказывала нам в индивидуальном счастье, считалось, что возможно только коллективное, а если и твое, индивидуальное, то по сделанным коллективом лекалам.
Но вот в американской декларации независимости есть пункт, с которым я совершенно согласен: каждый человек имеет право стремиться к счастью, как он его понимает. Другой вопрос, что я ради своего счастья делаю. Если иду по головам окружающих, ломаю мир ради своих целей, это безнравственно, да. Но и счастливым так вряд ли станешь, да и не специалист я по нравственности.
Зависит ли наше счастье от окружающей обстановки?
Зависит, но не определяется ею. Мне вспоминается чья-то фотография октября 1941 года — теплушка на остановке, едущие в эвакуацию вышли кипяточку набрать, стоят у вагона, о чем-то говорят и смеются… Замечательно смеются — подумал, что мы сегодня едва ли умеем так же смеяться. Их жизнь продолжается, почему же им не быть счастливыми?
Когда я не принимаю происходящее, мои реакции — отвергание, депрессия или агрессия. А когда принимаешь реальность, начинаешь думать, как теперь жить в новых условиях. Многое зависит от нашего отношения к происходящему и к себе. Один будет несчастен, потеряв 15% трехмиллиардного бизнеса, а другой счастлив, потому что остался хоть и без работы, но жив! Один несчастен, что нет хамона, а другой думает: есть повод попробовать что-то новое.