О Театре сатиры с гордостью — художественный руководитель Сергей Газаров

Караван историйЗнаменитости

Сергей Газаров: «Самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным»

«Мне в театре до всего есть дело. Я не только с утра до ночи на репетициях, но и отлично знаю, где какие дверные ручки установлены. Бывает, проснусь в два ночи и, чтобы не забыть, тут же отправляю СМС кому-то из сотрудников нашего театра. Но самое удивительное, что мне, как правило, тут же отвечают», - рассказывает художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров.

Беседовала Серго Кухианидзе

Фото: из архива С. Газарова

Скажите, сложно было возглавить легендарный театр после Александра Ширвиндта? Кстати, почему он так хотел, чтобы именно вы стали художественным руководителем Театра cатиры?

— Как мне объяснил сам Александр Анатольевич, в моем творчестве он увидел нечто, что соответствовало его представлениям о том, как должен дальше развиваться Театр cатиры. Он посмотрел моего «Ревизора» в Театре Табакова с Володей Машковым и понял, что именно такая концепция должна быть взята за основу развития театра. Возможно, он увидел во мне хорошие менеджерские качества, а также наличие у меня чувства ответственности. Словом, Ширвиндт активно выступил за мою кандидатуру, за что я ему очень благодарен. Это тот самый случай, когда все, на мой взгляд, произошло по любви, а не по назначению.

Александр Анатольевич продолжает оставаться в Театре сатиры огромной величиной, принимает активное участие в жизни театра, играет большую роль в трехчасовом спектакле «Где мы??!...», билеты на который полностью раскупаются на два месяца вперед. В телеграм-канале Театра сатиры у него есть своя рубрика #театрвнутри, где он придумывает сюжеты, рассказывает о закулисной жизни нашего театра. Мы с ним часто вместе ездим в мэрию, говорим о том, что нужно улучшить, отремонтировать, построить, организовать в преддверии столетнего юбилея Театра сатиры. Мы обсуждаем и творческие вопросы. Он приходит, смотрит прогоны спектаклей, делает замечания и артистам, и мне, советует, что хорошо бы исправить.

Президент Театра сатиры народный артист России Александр Ширвиндт, руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, художественный руководитель театра Сергей Газаров, 2021 год. Фото: из архива С. ГАзарова

— Вы можете с ним спорить?

— Зачем? У нас вообще никто ни с кем не спорит, мы ведем диалог. Ведь все мы делаем одно дело.

— С декабря 2021 года к Театру сатиры присоединили «Прогресс Сцену Армена Джигарханяна». Теперь в вашей театральной семье 121 актер, верно?

— Верно, но в нашу семью входят не только актеры, а абсолютно все, включая технических сотрудников. В общей сложности коллектив — это 450 человек.

— И всех этих людей вы считаете своей семьей?

— Безусловно! Знаете, как приятно, когда ты снимаешь пальто, и вдруг у тебя невольно завязывается разговор с гардеробщицей о сегодняшнем спектакле, об актерах, что в нем заняты. Это же замечательно, когда любой человек в театре может поддержать беседу такого толка.

— Глас народа?

— Нет, глас нашего дома, я бы так сказал.

— Вас на самом деле это интересует?

— Еще как. Признаюсь, у меня была даже идея, возможно, скоро мы доберемся до этого: чтобы очередную пьесу, которую беремся ставить, в самом начале читали не только актеры, а весь театр — техники, гардеробщики, уборщицы, дворники... Чтобы каждый знал, что происходит в нашей творческой жизни, чем живет, чем дышит театр.

Вера Васильева в спектакле «Вера», премьера в 2018 году. Фото: пресс-служба Театра сатиры

На мой взгляд, такой подход очень важен. Не будем забывать историю — первые появившиеся театры были домашними. Люди, которые их финансировали, нередко сами писали пьесы и сами вместе со своими домочадцами выходили на сцену. То есть все, кто жил в доме, были заняты в творческом действе.

Я, может, говорю вещи, слишком оторванные от реальности, но моя главная мысль в том, что надо стремиться объединять вокруг себя людей близких, и идеологически, и энергетически. Посмотрите, в нашем театре есть артисты, которые проработали в нем 50, 60 лет. Вера Кузьминична Васильева — 75 лет на этой сцене! И все они называют Театр сатиры своим домом, все без исключения. Их не надо подталкивать к этому. И это правильно. Год назад, например, труппу решил покинуть один артист, но недавно он пришел и сказал: «Возьмите, пожалуйста, меня обратно, потому что не могу жить без своего дома». И я его понимаю. В нашей профессии иначе быть не может. Нельзя прийти в театр, загримироваться, надеть парик, наклеить усы, отыграть свою роль и вечером уйти. Игра в театре — это не выключатель: пришел в театр — включил его, вышел после спектакля — выключил. Актер обязан жить театром, как сейчас принято говорить, — «двадцать четыре на семь».

Сергей Газаров и Елена Майорова в фильме «Везучая», 1987 год. Фото: Мосфильм-Инфо

— Хорошо. Объясните, зачем люди приходят в театр — посмотреть на всех этих загримированных взрослых мужчин и женщин, говорящих часто не своими голосами?

— Чтобы увидеть себя.

— Увидеть себя?

— А что же еще? Театр и создавался по этой причине. Я уже упомянул про первые театры, которые были домашними. А появляться они начали, по сути, лишь потому, что какому-то королю или вельможе пришли в голову идея, желание, чтобы поставили спектакль о его жизни, разыграли ее: «Вот я и моя жена — покажите нас, а мы посмотрим на себя со стороны!» Поверьте, людям очень важен этот взгляд. Уверен, именно это толкает их идти в театр. Именно так, к слову, появляются и любимые актеры. Если вы возьметесь проанализировать, то обнаружите, что ваши любимые артисты — те, кто сходится с вами энергетически. Возможно, вы не стопроцентно похожи. Возможно, вам только хотелось бы таким быть. Но как бы то ни было, ваш любимый актер — это всегда человек не чужого вам круга.

Сергей Газаров и Олег Меньшиков в фильме «Жизнь по лимиту», 1989 год. Фото: Мосфильм-Инфо

— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я хочу, чтобы зритель, выходя из моего театра...»

— ...не остался равнодушным к тому, что он увидел. Если ему все понравилось — прекрасно. Если нет, это тоже нормальная реакция, рабочая, деловая. Причем добавлю — реакция на увиденное может случиться во время спектакля, а может посетить вас через два дня после него, самое плохое — если реакции вовсе не было. Если зритель пришел в театр, посмотрел спектакль и ничего внутри не екнуло, это означает одно: он не увидел себя в этом спектакле. Если бы увидел в нем себя со стороны, это не могло бы не задеть. Когда задело — начинается сложный внутренний процесс согласия или несогласия с персонажами... В этом великая сила искусства. Глубоко убежден, что самый страшный приговор любому искусству, это когда оно оставляет человека равнодушным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любовь Мясникова. Остров Нуреева Любовь Мясникова. Остров Нуреева

Мы с Рудиком дружили всю жизнь. Даже тогда, когда он остался на Западе

Коллекция. Караван историй
Почему спать днем полезно: 2 главные причины — узнайте, как делать это правильно Почему спать днем полезно: 2 главные причины — узнайте, как делать это правильно

Зачем спать днем?

Psychologies
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Вам письмо: как компании увольняют сотрудников по электронной почте Вам письмо: как компании увольняют сотрудников по электронной почте

Добро пожаловать в эпоху цифровых уведомлений об увольнении

Forbes
Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие» Ирина Шевчук: «Судьба нам подарила фильм «...А зори здесь тихие»

Ко мне подошла женщина и спросила: «Риточка, скажите, а как ваш сын сейчас?»

Караван историй
Дворцы, пещеры, горящая гора: 5 причин отправиться в Иран Дворцы, пещеры, горящая гора: 5 причин отправиться в Иран

Начать знакомство с Ираном можно со столицы и ближайших окрестностей

Вокруг света
Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего» Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

Николай Коляда о Галине Волчек и «Современнике»

Коллекция. Караван историй
«Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди «Сын» с Хью Джекманом — кино о депрессии, на котором смеются критики и плачут нормальные люди

Фильм «Сын» умеет доходчиво объяснять очень важные вещи

Правила жизни
Ирина Антоненко: «Настоящий мужчина должен быть как Магомаев» Ирина Антоненко: «Настоящий мужчина должен быть как Магомаев»

В фильме о Муслиме Магомаеве его жену Тамару Синявскую играет Ирина Антоненко

Караван историй
Не навреди. Как развивается робототехника в России Не навреди. Как развивается робототехника в России

Генеральный директор «Корпорации роботов» — о проблемах инжиниринга в России

СНОБ
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов

Насколько сейчас выгодно инвестировать в арт-активы?

СНОБ
Особенности национального сериалостроения Особенности национального сериалостроения

Самые показательные сериалы разных стран

Weekend
Кто такие викинги и почему они мечтали попасть в Вальхаллу? Кто такие викинги и почему они мечтали попасть в Вальхаллу?

Кто такие викинги, как они жили и зачем им в Вальхаллу?

ТехИнсайдер
Моя оборона Моя оборона

У нас много вопросов к специалистам по кибербезопасности

Men Today
«Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику «Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику

Ученая Нина Демме осталась в истории первой профессиональной полярницей

Forbes
Насколько устарело наше будущее? | How Obsolete is Our Future? Насколько устарело наше будущее? | How Obsolete is Our Future?

Гипотезы об изменениях приоритетов муниципального управления

Позитивные изменения
«Скинамаринк»: как дешевый хоррор о детских страхах покорил интернет «Скинамаринк»: как дешевый хоррор о детских страхах покорил интернет

«Скинамаринк» — почему мы все так боимся темноты?

Forbes
Подобрать образ для метавселенной: как индустрия моды примеряет на себя мир NFT Подобрать образ для метавселенной: как индустрия моды примеряет на себя мир NFT

Какие проекты, связанные с NFT, запускаются в индустрии моды

Forbes
Модификация жизни Модификация жизни

Как сохранить здоровье, не обращаясь к врачу

N+1
Волосы в сливе и носки в каждом углу: что россиян больше всего бесит в партнерах? Волосы в сливе и носки в каждом углу: что россиян больше всего бесит в партнерах?

С какими поступками любимых (не) мирятся многие интернет-пользователи?

Psychologies
Мумии возвращаются: кто и как зарабатывает на сокровищах Древнего Египта Мумии возвращаются: кто и как зарабатывает на сокровищах Древнего Египта

Почему мир без устали исследует тайны Египта, а он никак не перестает удивлять

Forbes
Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю» Максим Аверин: «Без театра не могу, но и кино обожаю»

Для меня театр — не геолокация, а способ путешествия в этом мире

Коллекция. Караван историй
Такого вы не ожидали! 10 неожиданных примений наждачной бумаги в быту Такого вы не ожидали! 10 неожиданных примений наждачной бумаги в быту

Наждачная бумага создана не только для шлифовки различных поверхностей

ТехИнсайдер
6 фильмов и сериалов о взаимоотношениях психотерапевтов и их пациентов 6 фильмов и сериалов о взаимоотношениях психотерапевтов и их пациентов

Сериалы и фильмы, которые позволят заглянуть в кабинет психотерапевта

Psychologies
Анализ ДНК помог найти виновников жестокого убийства подростка в 1975 году Анализ ДНК помог найти виновников жестокого убийства подростка в 1975 году

Даже самые сложные преступления порой сдаются под натиском технологий

ТехИнсайдер
Черта характера или психическое заболевание: в чем разница? И когда бежать к психиатру? Черта характера или психическое заболевание: в чем разница? И когда бежать к психиатру?

Где граница, за которой вместо психолога пора уже обращаться к врачу-психиатру?

Psychologies
Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета

Как Иван Таврин стал акционером крупнейших компаний Рунета?

Forbes
Дерево с резными листьями: как клены делают нашу жизнь слаще Дерево с резными листьями: как клены делают нашу жизнь слаще

Клены украшают парки и леса осенью, а также имеют ряд особенностей

Вокруг света
Записки отельера: бабушка уходит в отрыв Записки отельера: бабушка уходит в отрыв

Историю пожилой гостьи, которая решила кутить наполную

Правила жизни
Открыть в приложении