«Санта-Клаус на каникулах»: история предпринимателя из Сиднея, который потерял все деньги и уехал жить на остров
25 лет назад он надеялся построить там курорт. Теперь проводит дни в компании двух манекенов, меняет у проходящих мимо моряков самодельное пиво на раков — и не собирается возвращаться.
Почувствовать себя Робинзоном Крузо наверняка хотели многие, но только некоторые осмелились воплотить эти мечты в жизнь: например, 79-летний Дэвид Глэшин — с бородой, как у Санта-Клауса, и глазами цвета морской волны.
В прошлом предприниматель-миллионер, он уже 25 лет живёт на острове «Ресторейшн» в Австралии, где ловит устриц, изредка принимает гостей и лелеет надежды однажды построить ретрит и вернуть всю землю коренному народу. Как он там оказался и почему не хочет уезжать — в пересказе The Hustle.
Неумелые инвестиции
Дэвид Глэшин родился в Сиднее — в семье юриста и диетолога. На детство, проведённое у берегов Сиднейской бухты, жаловаться не приходилось, да и учёба шла хорошо: он получил два диплома — по торговле и менеджменту.
Карьеру Дэвид начал в маркетинге, но корпоративный мир ему докучал — ему хотелось заняться своим делом. Возможность подвернулась, когда приятель рассказал, где может находиться золотой рудник в Папуа-Новой Гвинее.
Дэвид сумел убедить потенциальных инвесторов в том, что это их шанс разбогатеть, привлёк от них $2 млн и основал компанию для разведки залежей полезных ископаемых Brisa Minerals. Позже он вывел фирму на австралийскую биржу и вложил в её бумаги почти все свои сбережения.
В 1980-х рынки бурно росли из-за спекуляций, так что акции фирмы Глэшина взлетели с $0,25 до $1,4 за штуку. Предприниматель надеялся заработать на росте и неоднократно докупал бумаги за счёт займов под залог недвижимости.
Благодаря биржевому буму ему удалось сколотить около $30 млн. Глэшин смог купить несколько объектов недвижимости на сиднейском побережье, две яхты, а также получил возможность ездить вместе с женой и двумя дочками на элитные горнолыжные курорты в США.
Всё изменилось 19 октября 1987 года, когда рынки США пережили крах: промышленный индекс Доу Джонса — один из старейших рыночных индикаторов — обвалился на рекордные 22,6%, в результате чего рынок акций за день потерял около $500 млрд.
На следующий день отреагировала и австралийская биржа — обвалом на 40%. Особенно пострадали инструменты с высоким риском — вроде бумаг горнодобытчиков. За день Глэшин потерял $7,25 млн, а в последующие годы и всё остальное.
Как председатель совета директоров продать свои бумаги Глэшин не мог — иначе остальные инвесторы в панике начали бы избавляться от активов, а это бы ещё больше обвалило капитализацию. Ему пришлось лишь наблюдать за тем, как цена бумаг падает с $1,4 до $0,28, а после — до $0,02.