Дочь актрисы Нины Руслановой рассказывает о своей маме и ее пути в кино

Караван историйРепортаж

Олеся Рудакова: «Когда мама узнала, что в «Лапшине» будет играть Андрей Миронов, отказалась сниматься»

К сожалению, мы начинаем понимать родителей, только когда появляются собственные дети. И никак не раньше. С рождением ребенка овладевает панический страх его потерять. И этот страх живет с тобой всю жизнь... Я поумнела, когда у самой родился сын. Помню, однажды подошла к маме и сказала: «Прости за все...».

Беседовала Ирина Зайчик

Кто были мамины родители — неизвестно. Ее нашли восьмимесячной на сельском полустанке под Харьковом и определили в дом малютки. Это случилось в декабре 1945-го, детей постоянно перемещали с места на место, так что мама поменяла шесть детских домов. Имя и фамилию ей выбрали воспитатели. Мама еще совсем крохой обожала петь и выступать, и воспитательница, подумав, сказала: «А запишу-ка я тебя Руслановой. Будешь артисткой, как она».

Так и оформили в документах — Нина Русланова. Отчество дали Ивановна, что неудивительно — у найденышей военной поры выбор был небольшим: или Ивановна, или Петровна. А вот день рождения мама выбрала сама — пятое декабря. Ей очень понравилась картинка в настенном календаре: мужчина несет ребенка с флажками и воздушными шариками. Это был «красный день календаря» — день сталинской конституции.

Детский дом не был для мамы подарком, наверное поэтому она так не любит вспоминать о детстве. Ей постоянно доставалось за то, что светленькая. Однажды воспитательница, глядя на ее золотистые волосы, вдруг сказала: «А ты у нас, видно, немка». С тех пор дети обзывали ее и жестоко били.

Детство — мамина тайна, куда она до сих пор никого не впускает. Это раз и навсегда закрытая тема, и никто из нас — ни я, ни папа — не пытался туда соваться. У мамы даже подруг той поры не осталось, она никогда не ездила на родину — в Богодухов, где ее нашли, по этому я никогда не задавала вопросов: кто мои дедушка и бабушка? В нашем доме изначально не было секретом, что мама росла в детском доме. Она любила петь одну шутливую частушку: «Я не папина, я не мамина, я на улице росла, меня курица снесла...»

Не могу сказать, что у меня маленькой ее детдомовское прошлое вызывало какие-то эмоции. Я родилась с этой данностью и считала, что один дедушка и одна бабушка — вполне нормально, так и должно быть.

А вот о том, как, окончив восьмилетку, пошла учиться на маляра-штукатура, мама рассказывает с удовольствием. Ее распределили на стройку, где она проработала целый год, дали комнату в общаге. Между прочим, навыки маляра маме пригодились позже в кино — она так мастерски красила стены в картине Киры Муратовой «Познавая белый свет», что ей и дублера не понадобилось.

Но мечта стать артисткой — даром, что ли, Русланова?! — все же взяла верх. Мама поступила в Харьковский театральный институт. На втором курсе по друга посоветовала: «Тебе бы в Москву» — и мама поехала поступать в столицу. С этого момента дверь в мамино прошлое закрылась и никогда больше не открывалась. Ее жизнь в Харькове и жизнь в Москве — две абсолютно разные вещи.

Это совсем не значит, что Нина Русланова скрывала свои украинские корни, наоборот, даже гордилась ими. И хотя ей несколько раз паспортистки предлагали: «Давайте вместо Богодухов напишем Москва, вы ведь уже все равно москвичка» — мама отказывалась. У нее даже некоторые привычки детства сохранились: например мама частенько в обиходе употребляет украинские слова, любит готовить вареники, борщ — жирный и густой, чтобы ложка стояла, картошку, жаренную на шкварочках. На кухне всегда висит заплетенный в косу лук, который мама по традиции покупает на зиму, на дачном участке растет «цыбуля», а вокруг грядок — традиционный забор из веточек. А как она поет украинские песни!

С Петром Вельяминовым в фильме «Тени исчезают в полдень»

С сильным украинским акцентом маме в Москве пришлось отчаянно бороться. Ночи напролет сидела и бубнила специальные упражнения, а в Щукинское училище попала совершенно случайно, на добор... мальчиков. Вера Константиновна Львова, замечательный педагог и чудесный человек, настояла на том, чтобы место дефицитных мальчиков заняла Русланова, — так ей понравилась абитуриентка из провинции. В общежитии училища мама долго спала на раскладушке, после лекций подрабатывала в соседней поликлинике уборщицей. Она была старше многих однокурсников, ей уже исполнилось двадцать три, когда переехала в Москву. Курс подобрался талантливый: Володя Качан, Леня Филатов, Саша Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный... И все дружили.

— Слышала, что Нина Ивановна дружила всю жизнь с Кайдановским.

— Каин, как его звали друзья, ее очень жалел, потому что сам, когда разошлись его родители, месяц провел в детдоме и знал, каково это. Мама рассказывает, что однажды Кайдановский пришел к ней в общежитие и предложил:

— Нина, давай я буду твоим братом.

— Как это? По суду, что ли?

Он рассердился:

— По какому суду? Давай порежем себе руки, сольем кровь в чашку и выпьем. И будем кровными родственниками.

Саша был начитанным человеком, видимо, где-то в умных книжках и почерпнул. После ритуала братания Кайдановский всегда за маму заступался.

У них на курсе учились невероятно красивые девушки. Все они играли рабынь в знаменитом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот». Мама на их фоне выглядела серой мышкой. И вдруг Кайдановский — дело было на первом курсе — подходит к ней с предложением:

— Хочу сделать отрывок из «Гамлета». Можешь сыграть Гертруду?

Мама обалдела:

— Ну какая из меня Гертруда? Посмотри на мои крестьянские руки. Я же штукатур!

Саша стоит на своем:

— В тебе есть что-то королевское.

И они сыграли отрывок из «Гамлета». Все потом восхищались: «Как Кайдановский Русланову открыл!»

Щукинцы часто выступали с шефскими концертами. Однажды мамин курс показывал спектакль на сцене актового зала МГУ. Там и познакомились мои родители. Геннадий Рудаков учился в МГУ на физико-математическом факультете. Он как увидел маму на сцене, так сразу и влюбился. Мама была беленькой, худющей, просто ходячий дистрофик, папа — еще худее. Представляете, какая прекрасная парочка получилась?! Помню, лет в четырнадцать я не могла влезть в мамину юбку, которую она носила в двадцать пять. Завидовала ей черной завистью.

Я очень люблю папу, но красавцем назвать его не могу. Он скорее обаятельный. На мой взгляд, в мужчине самое сексуальное — мозги, наверное, этим он маму и взял. Зная папу, думаю, что ухаживал он красиво. Всегда на Восьмое марта дарил букетики мимозы не только маме, но и мне, трехлетней девочке. С тех самых пор убеждена: мой папа — самый галантный мужчина на свете!

Родители поженились через год после знакомства. Мама не стала менять фамилию, осталась Руслановой. Она всегда гордилась тем, что ее назвали в честь великой певицы. Но думаю, какую фамилию ей бы ни дали, она все равно не сломалась бы и вытащила себя. Мама — гениальная актриса и очень сильный человек.

У родителей был типичный студенческий брак. Молодоженов вначале приютила мамин педагог Вера Константиновна, потом они снимали квартиру, точнее угол, ну а после довольно долго жили в общежитии Вахтанговского театра, в труппу которого маму приняли после окончания училища.

Естественно, как полагается, папа повез молодую жену знакомить с родней в Гродно. Родители отца не то чтобы категорически не принимали невестку, но и особой любви к ней не питали. Видимо, мечтали о другой избраннице для единственного сына. У мамы непростой характер, вдобавок она очень обидчивая. Когда папа в первый раз привез ее в Белоруссию, ей не понравилось, как встретила свекровь, она взяла и... демонстративно ушла из дома. Маму чуть ли не сутки искало полгорода. Причем свекровь ничего обидного ей не сказала. Бабушка была очень худой, высокой, с колкими чертами лица и пронзительными глазами, в которые достаточно было просто посмотреть, чтобы все, что нужно, там прочитать. Вот мама и прочитала...

В «Афоне» с Леонидом Куравлевым и Евгением Леоновым

Она и потом не раз из их дома уходила. Как-то рассердилась, что свекровь наводила порядок в шкафу и переложила ее вещи с полки. Мама взвилась — и за дверь! Об их натянутых отношениях я узнавала из каких-то обрывков разговоров, взрослые старались оградить меня от семейных разборок.

С первого дня свекровь и невестка невзлюбили друг друга. Но при этом держали нейтралитет, не помню, чтобы говорили друг о друге плохо. До сих пор не пойму, что же бабушке в маме так не понравилось? Худенькая, светленькая, ясноглазая, вроде все при ней. Но это для бабушки было неважно. Она не могла смириться с профессией избранницы сына. Артистка — это клеймо! Они же, артистки, все изначально легкомысленные.

Даже прабабушка, бывшая партизанка и убежденная коммунистка-патриотка, мне постоянно сурово выговаривала: «Олеся, ты плохая девочка, потому что у тебя мама — актриса! А вот папа — хороший, он получил всего раз в жизни кол по поведению». Я это слышала с трех лет, ведь меня каждое лето отвозили в Белоруссию. Вот так и жили...

Тем не менее лето у дедушки с бабушкой было прекрасным. Я обожала собирать грибы. Маслят в Белоруссии было море. С увлечением ловила жуков и бабочек, из листьев делала гербарий.

Я там, кстати, и родилась. Мама забеременела поздно, в тридцать три года. Московские врачи категорически запретили ей рожать из-за врожденного порока сердца и сразу же предупредили: в критический момент будут спасать мать, а не ребенка. Белорусские бабушка с дедушкой жили на одной лестничной площадке с врачами. Соседи и на шли акушера, который рискнул принять сложные роды.

Да и с именем у меня непростая история — их... целых три. Мама назвала Олесей. Когда родители уже в Москве пошли регистрировать дочку, в ЗАГСе отказались записывать в метрике ребенка Олесей — оказывается, такого имени не существует в русском языке. Растерявшиеся папа с мамой взамен согласились на первое же пришедшее на ум — Ольга.

То, что меня зовут Олей, я узнала классе в четвертом. В поликлинике в медкарточке я ведь значилась Олесей, и в школьном журнале тоже. А когда меня крестили, батюшка сказал: «Имени Олеся в святцах нет... значит, будет Ксенией!» Так что я — Ольга, Олеся и Ксения.

Но дома и по сей день меня никто не зовет Олей. Ольга для меня — злое имя. Если вдруг мама звенящим голосом зовет: «Оля!!!», значит, я сильно набедокурила и нужно, пока не поздно, бежать прочь сломя голову.

— Родители вас воспитывали в строгости?

— Спасало то, что оба были очень заняты. Мама играла в Театре имени Вахтангова. Папа трудился на почтовом ящике, потом в структурах Министерства геологии, пока с друзьями не создал бизнес. Он не гнушался никакой работой, спокойно мог по ночам разгружать вагоны. Прекрасно помню, как ждала, когда папа утром вернется и принесет ананас. Мне, маленькой, казалось, что разгружать вагоны — это нечто сказочное, раз за это дают диковинное лакомство. Тогда впрок закупали зеленые бананы, мама хранила их в шкафу, чтобы дозрели в темноте. Но бананы не успевали дозреть — я их тайком съедала зелеными.

В стране царила эпоха дефицита: все решали не деньги, а связи — а связи давала известность. За плечами у мамы уже были «Короткие встречи» Киры Муратовой. Правда о том, что она там снялась, никто не знал — фильм двадцать лет пролежал на полке.

Зато когда на экраны вышел многосерийный фильм «Цыган», маму стали узнавать зрители. И не просто узнавать! Однажды в Ростове цыганский табор даже пронес на руках несколько метров машину, в которой сидела Нина Русланова. Но она, надо сказать, не жаловала свою роль в этой картине и старалась о ней не вспоминать. Я же этот фильм просто невзлюбила! Мне вслед долго кричали: «А-а-а, ты дочка Катьки-аэропорт!» Это практически звучало как дочь проститутки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр Артем Быстров и Ксения Теплова: Не вся жизнь - театр

Артем Быстров и Ксения Теплова рассказывают друг о друге с невероятной нежностью

Караван историй
Филипп Бессон: Хватит врать. Отрывок из французского бестселлера Филипп Бессон: Хватит врать. Отрывок из французского бестселлера

Глава из романа «Хватит врать» Филиппа Бессона о воспоминаниях о первой любви

СНОБ
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Люди обожают большие кнопки»: почему мозг считает мышь и тачскрин лучше голосовых технологий и как это влияет на дизайн «Люди обожают большие кнопки»: почему мозг считает мышь и тачскрин лучше голосовых технологий и как это влияет на дизайн

Как эволюционные механизмы влияют на наш выбор устройств и интерфейсов

VC.RU
Планета по имени Агния Планета по имени Агния

Далеко-далеко парит маленькая планета под номером 2279 и под названием Барто

Караван историй
Игорь Садреев: «Преступники, мошенники и аферисты – это всегда люди талантливые» Игорь Садреев: «Преступники, мошенники и аферисты – это всегда люди талантливые»

Интервью с Игорем Садреевым — автором документального сериала «Авантюристы»

GQ
Полнеют от лет? Полнеют от лет?

Эксперты помогают разобраться в проблеме увеличения веса у женщин старше 50 лет

Худеем правильно
5 способов добиться поставленной цели, даже если у тебя ну совсем нет силы воли 5 способов добиться поставленной цели, даже если у тебя ну совсем нет силы воли

Как наука может помочь выполнить новогодние обещания

Maxim
«О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова «О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова

Воспоминания об Олеге Ефремове двух его друзей

Караван историй
20 лучших фильмов для новогодних каникул (их так приятно смотреть, лежа на диване) 20 лучших фильмов для новогодних каникул (их так приятно смотреть, лежа на диване)

Фильмы, которыми можно насладится после нескольких дней празднования Нового года

Esquire
Александр Панайотов: Александр Панайотов:

Александр Панайотов оказался в нужное время в нужном месте

Караван историй
Нюстальгия Нюстальгия

Все мы видели фотографии Давида Дубницкого, но не знали его по имени

Maxim
5 уловок стоматолога для «развода» клиента на деньги: мнение специалиста 5 уловок стоматолога для «развода» клиента на деньги: мнение специалиста

Как стоматологи зарабатывают на нашем здоровье

Cosmopolitan
Поле для творчества Поле для творчества

Дом в Тамани — комфортное, креативное пространство с современным искусством

SALON-Interior
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Porsche Taycan. Когда-нибудь мы привыкнем Porsche Taycan. Когда-нибудь мы привыкнем

Переосмысляем понятие быстрых машин на примере Porsche Taycan

4x4 Club
«Праздник, который я никогда не забуду» «Праздник, который я никогда не забуду»

Самый странный и яркий Новый год нашей героини

Psychologies
Можно и чище Можно и чище

10 ошибок при уборке, которые делают большинство хозяек

Лиза
Новый дизайн привычек. Эссе Игоря Рыбакова о том, как выбраться из ловушки привычного и перестать быть пешкой Новый дизайн привычек. Эссе Игоря Рыбакова о том, как выбраться из ловушки привычного и перестать быть пешкой

Как добавить в свой дизайн привычек что-то актуальное

Inc.
Зимняя сказка Зимняя сказка

Белоснежный интерьер, в котором белое всё — новая работа Веры Герасимовой

SALON-Interior
11 фильмов о науке и ученых, основанных на реальных (и не очень) событиях 11 фильмов о науке и ученых, основанных на реальных (и не очень) событиях

Кино о том, как великие умы создавали свои изобретения

GQ
Контрацепция коал спасла эвкалипт от вымирания Контрацепция коал спасла эвкалипт от вымирания

Сокращение количества коал помогает защитить от вымирания деревья эвкалипта

N+1
Софи Лорен: потрясающая история любви и карьеры знаменитой итальянки Софи Лорен: потрясающая история любви и карьеры знаменитой итальянки

Софи Лорен полна оптимизма и энергии, которые пронесла через всю свою жизнь

Cosmopolitan
Собака-осуждака: почему вредно осуждать то, как одеваются другие Собака-осуждака: почему вредно осуждать то, как одеваются другие

Критиковать чужие наряды легко, а найти пример для подражания сложно

Cosmopolitan
Будь собой! Алина Фаркаш о том, что это на самом деле значит Будь собой! Алина Фаркаш о том, что это на самом деле значит

Быть собой - значит попрощаться с иллюзиями

Cosmopolitan
Как получить налоговый вычет за лечение Как получить налоговый вычет за лечение

Рассказываем, как получить налоговый возврат за заботу о своем здоровье

РБК
Impreza за 9 млн рублей. Тест самой дорогой Subaru в истории Impreza за 9 млн рублей. Тест самой дорогой Subaru в истории

Эта Impreza выпущена 22 года назад, а сегодня стоит дороже, чем новая WRX STI

РБК
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Починить всё, что угодно: история изоленты Починить всё, что угодно: история изоленты

Изоленту изобретали дважды, два разных человека и компании

VC.RU
Как понять, что у вас с партнером ничего не получится Как понять, что у вас с партнером ничего не получится

Как честно признаться себе: у нас не получилось, пора двигаться дальше?

Psychologies
Открыть в приложении