«У Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала»

Караван историйЗнаменитости

Мария Аниканова: «Сергей Соловьев написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу»

«У Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала. Все делалось неспешно, слова звучали незнакомые, красивые — Антониони, Феллини. Я думала, что это названия каких-то итальянских блюд — пасты, хлеба или колбасы. Потому что ничего не знала о кино».

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Г. Маркосян/архив «7 Дней»

На популярном портале о кино и театре прочитала о вас, Маша, замечательный пост: «Вручите Марии Аникановой кинематографическую премию за роль в фильме «Алекс Лютый. Дело Шульца». Она превзошла саму себя, нахожусь под большим впечатлением». Подписываюсь под каждым словом!

— Там даже кто-то предлагал обратиться с просьбой в Министерство культуры, чтобы мне дали народную артистку. Вообще, с ролью Нины Игнатовой в этом сериале была целая история.

«Дело Шульца» — второй сезон. Первый назывался просто «Алекс Лютый». Сюжет был основан на реальных событиях и биографии нацистского преступника Александра Юхновского. Я была в восторге от этого сериала и работы Димы Муляра, фантастически сыгравшего фашистского оборотня. Однажды во время просмотра очередной серии мелькнула мысль: «Почему мне не достается таких ролей?» Я объяснила себе это тем, что я женщина, а женщин — военных преступниц было мало и самую известную из них, Тоньку-пулеметчицу, уже сыграла Вика Толстоганова в сериале «Палач».

Прошел, наверное, год. Как-то вечером звонит мой агент Лена Кондратова:

— Слушай, тут сценарий прислали, но там такая роль, что я даже не знаю, стоит ли тебе браться...

— Ну давай, посмотрю на всякий случай.

Открываю сценарий и чуть не падаю в обморок. Он называется «Алекс Лютый. Дело Шульца»! Читаю. Предлагаемая мне роль — бывшей узницы концлагеря, пособницы доктора-садиста Германа Шульца, — безумно интересная. К тому же сериал будет снимать Леонид Белозорович — замечательный режиссер старой советской школы. Конечно, я пошла на пробы.

Честно сказать, поначалу Леонид Григорьевич отнесся ко мне как-то скептически. После проб, смотрю, глаз у него загорелся. Но он не сказал ничего определенного. И потом два месяца я была в неведении и жила с мыслью, что эту роль должна играть только я и, если утвердят другую артистку, для меня это станет страшнейшим ударом.

Зато как же я радовалась, когда меня утвердили! Дочка Аглая спросила:

— А что за роль, мама?

— Очень хорошая! Убийцы, страшной женщины, которая режет горло своим жертвам и выкачивает из них кровь.

Агаша не поняла моей радости и посмотрела с ужасом. Она считала, что мама должна играть красавиц, принцесс, а не убийц.

Перед началом съемок я навела справки о Белозоровиче. Он считался очень жестким режиссером. Я обладаю достаточно хорошими профессиональными навыками, из режиссеров пока никто не жаловался, но тут испугалась: вдруг мы не сойдемся характерами? Мне ведь не 20 лет, уже есть определенный опыт. И я была не совсем согласна с режиссерской трактовкой образов нацистских преступников. Мне казалось, что в первом сезоне и сценарии второго содержалось некое оправдание главных героев. Алекса Лютого оправдывали тем, что его бросила любимая девушка, отчего у него, дескать, на всю жизнь осталась психологическая травма. А моя героиня убивала, чтобы спасти дочь, страдавшую редким заболеванием.

В первый съемочный день Белозорович утвердил внешний образ Нины, который предложила я. В сценарии была написана женщина постарше, поэтому я сутулилась и наклоняла голову, отчего у меня появлялись четыре подбородка. Сняв пару сцен, мы оба успокоились. Не только я была на нерве. Оказалось, режиссер тоже волновался, потому что раньше со мной не работал и, в общем-то, брал кота в мешке. Но мы друг друга устроили. Леонид Григорьевич как-то признался: «Маша, я никого не видел в этой роли, кроме вас!» И потом четыре месяца меня нахваливал.

Был у нас всего один спор — по финалу. Я сказала: «Режьте меня на куски, но я не буду оправдывать свою героиню! Сделаю так, чтобы зритель сам разбирался, достойна она сострадания или нет». Белозорович предоставил мне карт-бланш, и все получилось правильно. Нину никто не оправдывает, но некое сострадание к ней есть.

Должна сказать, что, помимо положительных откликов на эту мою работу, были и довольно смешные. Некоторые зрители недоумевали, как я могла позволить себе появиться в таком непрезентабельном виде. И предполагали, что у артистки Аникановой, наверное, все плохо в жизни: она спилась, скурилась, снаркоманилась — поэтому ее и взяли на такую роль.

Мария Аниканова и Людмила Савельева в фильме «Анна Каренина», 2009 год. Фото: из архива М. Аникановой

— А для вас важно, как вы выглядите на экране?

— Вы знаете, с возрастом стало важно. В молодости было абсолютно безразлично, потому что я знала, что всегда выгляжу хорошо, и все понимали, что на экране я специально себя уродую. Но в «Алексе Лютом» чем хуже я выглядела, тем было лучше для роли. Поэтому я играла без единой капли грима, гримеры только шрам мне наклеивали на лицо. И я не бегала к ним каждые пять минут: «Боже, тушь потекла, подправьте, припудрите меня!» Все актеры мне завидовали. Этой работой я довольна. Вообще, всегда отношусь к себе критически. Но здесь мне, пожалуй, удалось все, что было задумано.

— Ваш путь в актерскую профессию был не самым обычным. Вы не грезили о ней с детства, наоборот, всячески избегали возможности проявить себя в этой сфере, хотя с юных лет значились в актерской картотеке «Мосфильма». Кстати, как туда попали?

— В советское время существовала определенная система подбора интересных типажей, в том числе и детских. Помощники режиссеров ходили по общеобразовательным школам, спортивным, балетным. Я занималась фигурным катанием и добилась в нем определенных успехов, даже входила в юниорскую сборную. Поэтому, видимо, на меня обратили внимание и не раз приглашали на пробы, на которые я действительно не ходила.

— Почему? Боялись или были слишком заняты?

— Занятость, конечно, была большая. Интересно, что на уроки с тренировок почему-то не отпускали. Пойти в школу, в которой ты не была четыре месяца, чтобы написать сочинение, считалось дурным тоном. А учиться дистанционно тогда было нельзя. У меня сейчас дочка серьезно занимается баскетболом, и в общеобразовательной школе ее официально перевели на очно-заочное обучение.

Так вот, в школу меня не отпускали, а на пробы — легко. Съемки в кино считались престижными в фигурном катании. Я никуда не ходила, так как катастрофически не высыпалась, а для спортсмена, тренирующегося 24/7, самое главное — сон. И когда тренер разрешал поехать на пробы, я звонила на студию и говорила, что меня не отпустили. После чего шла домой и ложилась спать.

— Фигурное катание вам было на роду написано? Ваша мама Ирина Люлякова — известный тренер в этом виде спорта, а отец Виктор Аниканов много лет был бессменным врачом сборной нашей страны.

— Поначалу меня просто девать было некуда, и мама таскала за собой на каток. На коньки поставила года в три. До сих пор перед глазами стоит картина: я, маленькая, на каких-то сборах ползаю по льду, а надо мной с дикой скоростью проносятся спортсмены из группы Татьяны Анатольевны Тарасовой — Роднина и Зайцев, Моисеева и Миненков. Они меня брали за шкирку и бросали на середину катка. От страха я сначала ползла до бортика, потом потихоньку начала вставать и примерно через неделю пошла, пошла. Вскоре меня отдали на фигурное катание.

— Начинали вы как одиночница?

— Конечно, все так начинают. Потом, если у тебя не получаются прыжки, тебя отдают в танцы на льду.

Раньше в танцах было полегче, но сейчас там изменились правила и даже появились элементы парного катания, так что стало очень сложно.

— Вы тоже попали в танцы? У кого тренировались?

— Сначала у Татьяны Анатольевны Тарасовой. Потом у Натальи Ильиничны Дубовой. Там у меня возникли проблемы с партнером и тренером, и я решила бросить фигурное катание. По этому поводу у нас целый год были баталии с мамой. Доходило до настоящих истерик с ее стороны и криков: «Ты что, хочешь мотаться по двору с ключом на шее?» Сейчас я ее понимаю. Когда у Агаши возникают проблемы в баскетболе, тоже начинаю ее предостерегать. Но у нее другая ситуация: баскетбол ей нравится, она очень увлечена.

— Вам фигурное катание не нравилось?

— Когда начались проблемы, я поняла, что могу спокойно жить без него. Все-таки я не сама выбрала этот вид спорта. И у меня не было спортивной злости и желания кому-то что-то доказать. Но каждый раз, когда я хотела все бросить, меня уговаривали: «Ну сделай то, сделай это, выполни кандидата в мастера спорта». Я выполняла и спрашивала: «Теперь могу закончить?» И слышала: «Нет, давай ты выполнишь мастера спорта!» Закончилось все тем, что однажды я со своей утренней тренировки приехала к маме на каток, поставила перед ней коньки и сказала: «Все».

Мария Аниканова и Кирилл Кяро в сериале «Нюхач 3», 2017 год. Фото предоставлено Первым каналом

Полгода жила без спорта. А так как ничем другим заниматься не умела, но привыкла все время что-то делать, то не знала, куда себя применить. Стало очень тоскливо. В то время к маме в одиночное катание попросился Петя Чернышев из Питера. Его преследовали травмы, у него болели колени, и было понятно, что он уже не сможет добиться серьезных результатов. Мама предложила ему перейти в танцы и стать моим партнером. Он перешел, и мы начали тренироваться у Анатолия Петухова, в группе Геннадия Аккермана. Год мы Петю переучивали, но однажды за три дня до соревнований он объявил, что уезжает в Америку выступать в шоу. Я, конечно, переживала, рыдала. Когда полгода не тренируешься, очень сложно вернуться в форму, а тут еще нужно было мальчика переучить, это отняло немало физических сил. Однажды позвонили с «Мосфильма» из группы Сергея Соловьева, пригласили на пробы в фильм «Дом под звездным небом». Мама сказала: «Сходи, пока есть время, как на экскурсию. Может, артистов каких-нибудь известных встретишь. Когда еще ты побываешь на этом «Мосфильме»?» И вот уже тридцать с лишним лет я туда хожу...

Первый раз на студию я с мамой поехала, потому что мне было только 16 лет. Мы поговорили с режиссером, и он решил сделать фотопробы. На них я уже приехала одна. Это было чудовищно! Какие-то люди вокруг меня бегали, шляпу дикую на меня нацепили, дали сигарету. Я не курила и засунула ее в рот другой стороной. Все засмеялись. А я была закомплексованная девочка позднего развития и страшно переживала. Когда сделали фотографии, все закричали: «Какая красота!» Я же была в ужасе. У меня были другие понятия о красоте. После фотопроб начались кинопробы — со светом, декорациями. Моими партнерами были замечательные артисты — Михаил Александрович Ульянов, Александр Абдулов, и потихоньку меня начала завораживать магия кино.

— У вас не было зажимов, страха камеры?

— Поначалу зажатость была дикая, но все говорили, какая я невозможная красавица. Я понимала, что меня обманывают, потому что, подойдя к зеркалу, никакой особой красоты не видела, но постепенно успокоилась. К тому же меня увлек кинопроцесс. Возможно, если бы я попала к какому-то другому режиссеру, этого бы не произошло, но у Соловьева на площадке царила особая атмосфера, которая просто обволакивала. Все делалось неспешно, слова звучали незнакомые, красивые — Антониони, Феллини. Я думала, что это названия каких-то итальянских блюд — пасты, хлеба или колбасы. Потому что ничего не знала о кино.

— Соловьева, наверное, вдохновляла ваша наивность и чистота?

— Не знаю. Я практически не разговаривала, только выполняла команды: «Пойди туда. Поверни голову направо, налево. Медленно поверни». И слышала: «Боже, какая красота! Гениально!» Здесь все было иначе, чем в фигурном катании. Я ведь бросала его еще из-за того, что меня постоянно унижали. Только и слышала: «У твоей соперницы руки красивее и тоньше. Она замечательно ими работает, а ты плохо!» И ноги у меня были не те, и спина не та. Так во мне воспитывали спортивную злость. А в кино все, что я ни делала, было красиво и гениально! В то время я еще не исключала, что вернусь в спорт, но мы с мамой не могли найти мне партнера. И когда меня наконец утвердили к Соловьеву, а это произошло в мае 1990-го, она сказала: «Поснимайся пока. Этим летом все равно поступать не будешь, не успеешь подготовиться». Я собиралась в физкультурный институт и с ужасом смотрела на книжки по анатомии, которую предстояло сдавать, потому что толком не училась с шестого класса и не понимала, как я все это выучу. Конечно, потратить лето на съемки со знаменитыми артистами было гораздо интереснее, чем читать скучные учебники!

Под конец съемок, в сентябре, Соловьев предложил поступать к нему во ВГИК. Я была на перепутье. Догадывалась, что с фигурным катанием все кончено, потому что я слишком много пропустила, но до этого об актерской карьере не думала. Мама предложила: «Может, и правда поступишь во ВГИК? Что ты будешь делать зимой? Если учеба не пойдет, на следующий год поступишь в физкультурный институт». В нашей семье принято, чтобы человек все время занимался делом. Я согласилась. И поступила.

Мария Аниканова в сериале «Алекс Лютый. Дело Шульца», 2022 год. Фото предоставлено «Амедиа Продакшн»

— Соловьев помогал вам готовиться?

— Он написал за меня сочинение, когда я призналась, что никогда в жизни его не напишу. Я его за ночь выучила до запятой, память у меня была хорошая. На следующий день пришла на экзамен и по памяти все воспроизвела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Сила граната: природное соединение в его составе может помочь в лечении болезни Альцгеймера Сила граната: природное соединение в его составе может помочь в лечении болезни Альцгеймера

Гранат может улучшить память и сделать лечение болезни Альцгеймера эффективнее

ТехИнсайдер
Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели» Александр Ширвиндт: «Главное — не допустить, чтобы тебя жалели»

«Мы играли что-то необыкновенно острое. Дико бичевали пороки!»

Караван историй
По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса

Глава из книги «Путешествие на восходе солнца» о японской философии кайдзен

Forbes
Читаем между строк Читаем между строк

Как себя вести с новым онлайн-знакомым?

Лиза
Чистая работа Чистая работа

Как избавляться от цифрового мусора и кому можно поручить эту работу?

РБК
Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
«Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород «Умоляющие» глаза собак появились не для нас. Они есть у диких пород

Собаки пользуются мимикой не только с человеком, но и для общения друг с другом

ТехИнсайдер
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
Как выглядит новый корпус Третьяковской галереи и почему его строили почти 30 лет Как выглядит новый корпус Третьяковской галереи и почему его строили почти 30 лет

Чем примечателен новый корпус Третьяковской галереи?

СНОБ
Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом Насколько обоснована защита авторских прав и как быть с компьютерным кодом

Что сейчас на переднем крае «битвы копирайтов»?

Forbes
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Путешествие к себе Путешествие к себе

Отложенная жизнь превращается из отложенных на будущее планов в призрачные мечты

Новый очаг
Овеянные легендами Овеянные легендами

Лучшие туристические объекты страны, включенные в Список всемирного наследия

Лиза
Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел

Почему мы не можем приземляться и взлетать с комфортом?

ТехИнсайдер
«Джеймс Уэбб» отыскал экстремально активно растущую черную дыру из молодой Вселенной «Джеймс Уэбб» отыскал экстремально активно растущую черную дыру из молодой Вселенной

«Джеймс Уэбб» обнаружил необычное активное галактическое ядро

N+1
Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях

Почему мы нуждаемся друг в друге и как закрепить значимые для нас связи?

Psychologies
Управлять наслаждением Управлять наслаждением

Вы готовы к необычным ощущениям, потрясениям и открытиям?

Psychologies
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Дети Солнца Дети Солнца

Что посадить на открытом месте садового участка, а что – в тени

Лиза
«Мы имеем дело с советским конструктом „народного“» «Мы имеем дело с советским конструктом „народного“»

Светлана Адоньева о праздниках и ритуалах, создающих народ

Weekend
Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога Что делать, когда жизнь выходит из-под контроля: советы психолога

Когда все идет не так, самое главное — сконцентрироваться на себе

Psychologies
Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви? Куратор Анна Малай: Возможно, настало время снова поговорить о любви?

Анна Малай о том, каково совмещать роли художника и куратора

СНОБ
Последний звонок: что чувствуют дети в день прощания со школой Последний звонок: что чувствуют дети в день прощания со школой

Какие чувства дети испытывают и что значит для них день последнего звонка?

Psychologies
Тёмное зазеркалье Тёмное зазеркалье

Рядом с нами может существовать параллельный зеркальный мир, названный теневым

Наука и жизнь
Верю – не верю Верю – не верю

7 мифов о вине, которые раздражают истинных ценителей популярного напитка

Лиза
Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6 будит самые приятные воспоминания

4x4 Club
Источник вдохновения Источник вдохновения

Почему Марракеш привлекает богатых и знаменитых

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви «Претенденты»: спортивная драма с Зендеей о поединке на теннисном корте и в любви

«Претенденты»: чего не хватило этой истории о любовном треугольнике на корте

Forbes
Открыть в приложении