Что происходит за кулисами Театра Джигарханяна. Откровения бывшей сотрудницы

Караван историйРепортаж

Маргарита Черес. Театр Карабаса

К Цымбалюк-Романовской у меня нет ни личного интереса, ни неприязни. Но с ее приходом в наш коллектив началось разрушение того, что создавалось годами и было мне так дорого.

Беседовала Виктория Катаева

Фото: Т. Тимирханова/Интерпресс/ТАСС/Выставка «Царство флоры»

моей жизни был очень хороший период. В нем присутствовала любимая работа, меня окружали близкие люди, движимые одним — служением искусству. И еще — уважение к человеку, объединяющему всех нас. Увы, о том времени теперь напоминают только фотографии.

Вот одна из них, подаренная Татьяной Сергеевной Власовой, женой Джигарханяна. Они там вдвоем где-то на отдыхе, в ярких растаманских одеждах, одинаковых шляпах. Армен Борисович седой и с бородой, как Хемингуэй. Оба такие прекрасные, с очень светлыми лицами. Это к вопросу, любил ли Джигарханян жену. Тогда он выглядел счастливым.

Несколько лет назад читала его интервью, где Армен Борисович говорил о Татьяне Сергеевне, что ради этой женщины пойдет работать дворником. Такие слова дорогого стоят. Конечно, в них была некая бравада, но и искренность — тоже. Откуда же сейчас такая злоба по отношению к ней? Я не знаю ответа. Но как человек, проработавший в Театре Джигарханяна более двадцати лет, считаю, что могу высказать свою точку зрения по поводу этой истории: некрасиво, нехорошо со стороны Армена Борисовича так поступать с женщиной, которая отдала ему большую часть своей жизни.

— Но ведь писали, что Татьяна Власова долгие годы жила в Америке, оставив немолодого супруга в Москве.

— Меня удивляют люди, которые, не зная ситуации изнутри, позволяют себе судить о ней с чьих-то слов. Все их домыслы основаны лишь на высказываниях молодой жены Армена Борисовича Виталины Цымбалюк-Романовской, уверяющей, будто она спасла народного артиста от одиночества. Не люблю обсуждать чужую личную жизнь и тут промолчала бы. Но вижу, как травят нечужого мне человека, и потому вынуждена объяснить: Виталина не то чтобы говорит полуправду, все гораздо хуже.

С Арменом Борисовичем я познакомилась в Театре Маяковского, куда пришла работать костюмером после декретного отпуска. Он был ведущим актером, а для меня, совсем молоденькой, еще и кумиром. Я слышала, что он создает свой театр, но подробностей не знала. В мае 1996 года режиссер Валерий Саркисов попросил меня: «Маргарита, мы с новым театром Армена Борисовича собираемся на гастроли, не могла бы ты поехать с нами в качестве костюмера?»

Как откажешь? И я отправилась во Владивосток. А уже осенью перешла на другое место службы. Тогда Театр Джигарханяна назывался просто «Театр «Д» и даже не имел юридического статуса. Труппа состояла всего из семи актеров. Большинство являлись выпускниками вгиковского курса Армена Борисовича. У него всегда было особое чутье на талантливых артистов, он собирал вокруг себя лучших. И эти — не исключение.

Фото: из архива М. Черес

Сложностей, конечно, хватало. Например на гастроли мы ездили буквально как челноки — с огромными клетчатыми сумками, в которых лежали костюмы для спектаклей.

Помню, как Армен Борисович вместе с нашим актером Андреем Филиппаком отпиливал кусок декорации, которая никак не помещалась в машину. Устанавливали их на сцене тоже сами. Никаких монтировщиков, рабочих у театра еще не было. Только художественный руководитель, режиссер, артисты и зав. костюмерным цехом, то есть — я. Даже реквизитор появился позже. А пока реквизит разбирали мы с дочкой: Вике тогда исполнилось шесть лет и я часто брала ее с собой.

Фото: из архива М. Черес

На гастролях Армен Борисович непременно интересовался, кто как устроился в гостинице, не нужно ли чего. Был всем родным, близким человеком. В театре его обожали и называли Дедом.

— Слышала, что характер у народного артиста не сахар — вспыльчивый, взрывной.

— Что значит — «не сахар»? Он руководитель. Да, сложный, не каждого к себе подпустит. Может быть добрым, заботливым, но может и разозлиться, если что-то не понравилось. Иногда становится циничным и даже жестоким. Но я, например, несмотря ни на что, всегда относилась к нему очень искренне.

Как-то, помню, идет в театре Армен Борисович с незнакомым человеком и, кивнув в мою сторону, вдруг говорит своему спутнику:

— Вот она меня никогда не боялась!

— А почему должна бояться? Я вас уважаю!

Кажется, моя реакция Джигарханяну понравилась...

В Москве начинали с помещения, под театр не слишком приспособленного: совсем маленькая сцена, гримерок нет, обустроили их в подвале среди труб. Позже получили нынешнее здание на Ломоносовском проспекте, уже отремонтированное.

Татьяна Власова, супруга Джигарханяна, была его помощницей, можно сказать, правой рукой. И если мы, сотрудники, боготворя нашего худрука, служили искусству, то она служила в первую очередь мужу. Постоянно находилась рядом, обращалась к нему по имени-отчеству или Армен-джан — дорогой Армен. Татьяна Сергеевна сразу производит благоприятное впечатление: милое, красивое лицо, теплый взгляд, глаза чистые, без тени притворства. Воспитанная, интеллигентная, спокойная, она настолько располагает к себе, что уже при первой встрече возникает ощущение, будто ты знаком с ней сто лет. Мы подружились. Власова человек, который, знаю, никогда не позволит себе подлости.

Фото: Persona Stars

— Почему, получив актерское образование, она не стала заниматься этой профессией?

— Татьяна Сергеевна всегда считала, что двум актерам в семье очень сложно, кто-то должен пожертвовать карьерой. И как любящая жена пожертвовала своей.

— Армен Борисович был ей благодарен?

— Думаю, да. Хотя она, по ее словам, никогда не задавала мужу этот вопрос. Но по тому, как Джигарханян и Власова общались между собой, по теплоте и уважению было понятно, что они умели ценить друг друга.

— По ее словам, Армен Борисович любил произносить фразу: «Дома я зализываю раны». Видимо, это говорит об атмосфере, которую ему создавала жена.

— Да. Но и в театре у нас было как дома. Даже пахло пирогами. Коллектив и должен походить на семью. Вместе отмечали праздники и дни рождения, ставили изумительные актерские капустники — Татьяна Сергеевна сама придумывала смешные конкурсы, и все с удовольствием в них участвовали. Да, тот период жизни был очень светлым. У меня сохранилось много фотографий.

Фото: из архива М. Черес

До сих пор берегу и «репертуарки» с названиями спектаклей и фамилиями актеров. Рука не поднимается выбросить. Пролистываю, читаю, вспоминаю. «Три сестры» в постановке замечательного режиссера Владимира Ячменева. Показывали его, помню, на фестивале в Румынии — зал стоя аплодировал минут двадцать. Я видела много версий этой пьесы в разных театрах, наши «Три сестры», на мой взгляд, самые лучшие. Еще один прекрасный спектакль — «Требуется лжец!» того же Ячменева. «Ревизор» в режиссуре Сергея Газарова. До этого он ставил Гоголя в Театре Табакова. Не в обиду Олегу Павловичу, но лично мне наша постановка нравилась больше. Публика всегда принимала ее с восторгом. Как и другие работы: «Али-Баба и сорок разбойников», «Маленькие трагедии» по Пушкину, «Велосипед с красными колесами» (кстати, его режиссером была Власова), «...А театр живет!», «Двенадцатая ночь, или Как хотите»... Когда в жизни Армена Борисовича и театра появилась Виталина Цымбалюк-Романовская, успешные кассовые постановки начали снимать с репертуара. Это уже новая и, к сожалению, довольно драматичная страница истории нашего театра.

— Объясните, почему все-таки Татьяна Сергеевна оставила супруга в Москве одного?

— Это была не ее инициатива. Армен Борисович плохо себя чувствовал. Человек свои силы как-то оценивает, вот он, видимо, и пришел к выводу, что ему пора уже строить планы на старость. А Джигарханян всегда хотел в Америку. Как сейчас говорит Татьяна Сергеевна: думал, его примет творческая элита. Но там мало кто знает артистов из России. К тому же — языковой барьер. Словом, не сбылась его мечта.

Жили они тогда на две страны. Когда в мае заканчивался театральный сезон, Армен Борисович улетал к жене. Возвращался в сентябре. Всегда в шикарном настроении, загорелый, довольный, и сразу же начинал репетировать спектакль. И Татьяна Сергеевна приезжала в Москву. Проводила здесь по два-три месяца осенью или зимой.

Надо знать эту семью, у них особые отношения. «Там дом — и ты будь там», — говорил ей Армен Борисович. И она летела в Америку, хотя и понимала, что мужу без нее сложновато. Когда уехала, Джигарханян пригласил в театр свою сестру по отцу Нару Борисовну, она ему помогала. Ну а потом возникла Виталина.

Мы долго не обращали на нее особого внимания. Ну взял Армен Борисович новую помощницу, чай приносит — и хорошо. До нее реквизитор приносил. Как-то поехала с нами на гастроли в Казань, мы с ней там даже пару раз от нечего делать в шахматы сыграли, она, кстати, обе партии выиграла.

Худенькая, светленькая, всегда улыбается. Тихий голос. По виду — прямо ангел. Всегда где-то поблизости от Армена Борисовича. Если ему нужно что-то — она тут как тут: принесет, подаст. Не нужна — снова исчезла. Но чем дальше, тем реже исчезала.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Женщины, удивившие мир Женщины, удивившие мир

Женщины, установившие мировые рекорды и удивившие мужчин-спортсменов

Караван историй
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию

Почему российские компании все чаще внедряют решения по автоматизации

РБК
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Баскаки и налоги Баскаки и налоги

«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне»

Дилетант
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии Почему мир заговорил о белом водороде: новый источник чистой энергии

Белый водород — новый уникальный источник энергии?

ТехИнсайдер
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
«Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации» «Поднебесная: 4000 лет китайской цивилизации»

Как выглядели семь великих морских экспедиций начала XV века

N+1
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге Как повысить конверсию сайта и заявок: 9 шагов к эффективной воронке в digital-маркетинге

Посетители приходят на сайт — но не оставляют заявки?

ТехИнсайдер
Как в кино Как в кино

Как мода и кино дополняли друг друга в разные времена

Grazia
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Это флирт: лови сигнал Это флирт: лови сигнал

Что заставит мужчину обратить на тебя внимание и подойти?

Лиза
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Оазис в городе Оазис в городе

Функциональный современный интерьер без привязки к стилевым решениям

Идеи Вашего Дома
Девелоперы избавляются от офисов Девелоперы избавляются от офисов

Объем офисов на продажу в Москве за год увеличился более чем на треть

Ведомости
От нефтеотдачи к суверенитету От нефтеотдачи к суверенитету

Как в нефтегазовой отрасли сформировать независимую производственную систему

Ведомости
Открыть в приложении