Лестница в небо
В начале 2017 года испанские газеты захлебывались от возмущения: храм Саграда Фамилия великого Антонио Гауди, ставший визитной карточкой Барселоны, оказался банальным самостроем!
Скандал, разразившийся в мэрии Барселоны, был и впрямь беспрецедентным: дотошный чиновник случайно обнаружил, что более ста тридцати лет работы по возведению храма Святого Семейства ведутся без лицензии! Власти вчинили иск администрации самой посещаемой достопримечательности Каталонии на тридцать шесть миллионов евро. А поскольку Попечительский совет Саграды Фамилии отказался выплачивать огромный штраф, пригрозили, что в противном случае по закону ее должны снести. Барселонцы были в шоке: снести их гордость, их чудо, их диковинку?! Как вообще отцы города почти полтора века умудрялись не замечать у себя под боком грандиозную стройку и ни разу не проверили, имеется ли на нее разрешение?
Тяжба тянулась почти два года, только недавно стороны смогли договориться о сумме штрафа, срок его погашения растянут на десять лет. Власти пообещали легализовать статус храма и выдать разрешение на строительство, но только после того, как совет Саграды предоставит проект. Однако и здесь крылась загвоздка: этого документа попросту не существует.
...Все началось в 1874 году. В один из дней на пороге дома преуспевающего книготорговца Жузепе Марии Бокабельи появился молодой священник Маньяне. «Барселона погрязла в грехе, — начал проповедовать он, — и мирянам необходим новый храм, где те могли бы каяться, причем возводить его следует на пожертвования горожан». Добрый католик сеньор Бокабелья идею горячо поддержал. Собор решили посвятить Иосифу, Марии и их сыну Иисусу.
Землю купили на тогдашней окраине Барселоны, в районе Эшампле. Девятнадцатого марта 1882 года, в День святого Иосифа-плотника, посреди пустыря рядом с мирно пасущимися коровами заложили первый камень Искупительного храма Святого Семейства.
Проект заказали маститому архитектору Франсиско дель Вильяру. Он задумал возвести неоготическую базилику в форме латинского креста, но к концу года сильно превысил смету и перессорившись с заказчиками, покинул проект.
Неожиданно для всех Жузепе Бокабелья предложил вместо него Антонио Гауди. Как случилось, что столь масштабный проект поручили архитектору без имени и опыта, к тому же известному своими антиклерикальными настроениями? По легенде, Бокабелья увидел вещий сон: продолжить богоугодное дело, велел ему голос свыше, должен молодой человек с голубыми глазами.
Несколько дней спустя книготорговец отправился по делам в мастерскую архитектора Мартореля — на стройке тот выполнял роль консультанта — и среди его помощников вдруг заметил героя своего сна. Потрясенный Жузепе решил, что это божий промысел, и предложил синеглазому блондину руководство проектом.
Впрочем, это всего лишь красивая выдумка, правда гораздо прозаичнее. Антонио, которому исполнился тридцать один год, стоил куда дешевле своих именитых коллег и с восторгом принял предложение.
Гауди не стал следовать идеям предшественника. Он мечтал построить грандиозный храм-Евангелие, каменные страницы которого поведают о земной жизни Христа. Изменив проект, Антонио, как полагается, подал в мэрию Барселоны бумагу о разрешении на новое строительство. Но поскольку в 1882 году лицензию уже выдали, чиновники, обожающие все откладывать на завтра, поленились сразу выписывать новую, а потом и вовсе о ней забыли. Это и привело к недавнему казусу. Впрочем, отсутствие нужного документа не помешало архитектору, а позже и его ученикам и последователям вести работы, растянувшиеся почти на полтора века...
По замыслу Гауди, фасадов должно было быть три: «Рождество Христово», «Страсти Христовы» и «Слава». Но только один из них — «Рождество» — закончили при жизни мастера. На внешних стенах храма, напоминающих грандиозные сталактиты, «прочитывается» весь Новый Завет, вся земная жизнь Христа, изложенная языком скульптуры. Рядом с величественной чередой библейских сюжетов можно увидеть деревья, гигантских улиток и лягушек, водосточные трубы в виде змей и рептилий. Когда ревностные служители церкви упрекали архитектора за то, что разместил «гадов» на стенах собора, Антонио искренне недоумевал: «Для Бога они ничем не плохи, ведь он же создал их, так чем они плохи для вас?»
Каждый фасад имеет готический портал, увенчанный четырьмя стометровыми замысловатыми башнями. Все вместе они символизируют двенадцать апостолов. В центре ансамбля Гауди планировал разместить олицетворяющий Христа центральный стосемидесятиметровый шпиль, всего на несколько метров ниже самой высокой точки Барселоны — горы Монжуик.
У входа в храм всегда огромные очереди. Снаружи идет стройка: разворачиваются стрелы гигантских кранов, визжат пилы и лебедки, стучат молотки, а внутри царит абсолютная гармония.