Офисы будущего. Как изменятся рабочие пространства в ближайшие годы
Пять ключевых перемен, которые в ближайшие 10 лет будут диктовать офисную моду и определять рабочий ландшафт
Представления об идеальном офисе сегодня мало похожи на те, что были актуальны еще 5 лет назад. Дело ли в меняющихся технологиях работы, или в том, что на авансцену рынка труда вышло новое поколение – но сегодняшние пользователи офисов уже не столь лояльны к открытым пространствам, восьмичасовое соседство с коллегами за одним bench-столом уже не кажется таким эффективным, а яркие офисные зоны, если находиться в них добрую половину суток, вызывают скорее головную боль, чем привязанность.
1. Пустые офисы как признак трудолюбия. Сегодня сотрудники все меньше времени проводят в офисе. И речь даже не в том, что работодатели в мгновение ока стали лояльны к дистанционному формату работы (в России это точно не так), а в том, что бизнес-встречи, командировки, деловые ланчи стали занимать значительно больше времени, чем это было до сих пор. Ведь где еще искать идеи для роста и развития своего бизнеса, если не у своих клиентов? Именно благодаря коммуникации рождаются новые идеи, концепции, партнерства, именно она становится двигателем прогресса. «Когда я захожу в офис и вижу всех сотрудников на своих местах, у меня начинается паника. Почему никто не работает?» — вот так однажды сформулировал свою фобию один из наших клиентов. Это, безусловно, не значит, что отпадает необходимость в офисах как таковых. Это значит, что самое время задуматься над тем, какой реальный метраж будет достаточным для существующих функций в компании. Например, по данным исследования шведской Kinnarps, ежедневно в офисах пустует до 50% рабочих мест. В условиях оптимизации затрат, жесткой конкуренции, в том числе за снижение себестоимости товаров и услуг, согласитесь, это неоправданные расходы.
2. Офис – это функция, а не место. Впрочем, совсем необязательно отказываться от неработающих квадратных метров, сдавая их в субаренду или арендуя офис меньшего метража. Заставьте их приносить пользу! Одна из ключевых ошибок в существующих офисах – недостаток зон для коммуникации и взаимодействия персонала. При этом у каждого сотрудника есть свое персональное рабочее место, за которым он сидит от силы часа четыре в день. И выходит на улицу, чтобы совершить конфиденциальный телефонный звонок или пообщаться с клиентом. Когда я говорю про наступление эры коммуникаций, я имею в виду и внутренние коммуникации тоже. Простые, повторяющиеся функции мы сумели отдать на откуп машинам и роботам, в отличие от сложных задач, где принятие решений требует совместных интеллектуальных усилий. Объединенные знания, опыт, выработка наиболее эффективных коллегиальных решений сегодня становятся тем самым ценным ресурсом, благодаря которому компании завоевывают рынки и конкурируют друг с другом. Теперь понятно, почему в последние два года известные международные бренды переходят на систему незакрепленных рабочих мест и внедряют у себя самые разные форматы community-пространств – от проджект-румов и библиотек до спортзалов и йога-студий.